Иллюстрированный рассказ

Время в пути: 3 ч 20 м
Максимальная скорость движения: 56,3 км/ч
профиль трека

Вторая ночёвка прошла при лёгком минусе снаружи палатки и при небольшом плюсе внутри. Конденсат, образовавшийся на тенте, после выхода из палатки замёрз, образовав тонкую плёнку льда (фото 33), которую можно было стряхнуть, избавившись (частично) от просушки. С другой стороны, ждать, когда высохнет тент, бесполезно, т.к. поляна была закрыта от солнечных лучей, к тому же по утру начал стелиться туман, увеличивая и без того высокую влажность воздуха. Теперь надо было поймать момент, кода солнце осветит водопад, чтобы сделать хороший снимок. Но это было не так просто сделать - мешали деревья, обступившие озеро с водопадом. Пришлось обойти весь берег, чтобы найти подходящий ракурс (фото 34). Наверное, весной этот водопад выглядит более эффектно, но и сейчас тоже есть на что посмотреть (фото 35).

В этом районе я ещё не ходил, поэтому мы с Ромой и с двумя GPSами пешком пошли на разведку. Тропа на карте, оказавшаяся на местности дорогой, после небольшого равнинного участка, стала круто подниматься вверх, была вся изрыта колесами грузовиков и главное - по Роминому навигатору должна была упереться в скальный массив. Мы не стали проверять это, поскольку с велосипедами пройти здесь было бы проблематично, и вернулись обратно.

Стартовали мы в начале одиннадцатого. Сначала перешли по мостику на другую сторону ручья и поехали по заросшей грунтовке. Очень скоро дорогу нам преградил ручей, мы его перешли и дальше двигались вдоль него. Но, поскольку берега ручья, впадающего в озеро Нижнее, были сильно заросшими, сырыми и грязными, мне это надоело, и я предложил выбраться на пригорок слева от ручья. Дорога, пропетляв по перелескам, опять нас вывела к озеру (фото 36).

Не будучи уверенными в наличии дороги вдоль берега, мы решили отклониться от озера и объехать его слева. В результате, сделав большую петлю, мы вышли на вчерашний брод через ещё один приток (фото 37). Как назло, у меня начало спускать переднее колесо. Остановились недалеко от кладбища, я снял колесо, разбортовал - в покрышке торчала тоненькая проволочка, видно, подцепил её, когда переезжал через ручей.

Наконец мы выехали на трек 2004 года, когда мы с Серёгой спускались с горы Хлама. Сейчас нам предстояло, наоборот, подняться. Выехали на плотину; дорога хоть и была, но сильно разбитая и грязная (фото 38). Тут мы обнаруживаем хорошую грунтовку ниже плотины и решаем спуститься на неё. Вероятно, это было нашей ошибкой, т.к. сразу после спуска у меня обнаруживается ещё один прокол переднего колеса. Покрышка сплошь покрыта глиной - найти место прокола слишком сложно. Хорошо, что рядом был небольшой фонтан, бивший из-под плотины: я отмыл колесо (фото 39), после чего нашёл колючку, впившуюся в резину.

Миновали плотину и начали подъём по склону в направлении охотхозяйства «Красный Камень». Но уже на первых двух проколах потеряли 35 минут. Дальше - больше… Через пару километров - прокол у Андрюши. Меняем быстро - один разбортовывает, другой монтирует: время ушло 7 минут. Едем дальше. Не проходит и полчаса - опять прокол! Опять у Андрея! Пока меняем, я замечаю, что моё колесо тоже спустило… Что за наваждение! Ещё 20 минут на замену. Через двадцать минут - опять! Уже не помню у кого и на каком колесе. Мы уже исчерпали весь запас заклеенных камер, поэтому приходилось клеить «не отходя от кассы». Третьяков Роман здорово насобачился на этом деле, поэтому он взял на себя заклейку камер. Другой Рома офигевал от наших проколов, но всё же иногда успевал делать снимки (фото 40). Сам он, как ни странно, не получил ни одного прокола…

К половине третьего, устранив ещё два прокола, мы выехали на развилку дорог: левая, основная, вела на кордон, правая шла в неизвестность. Поехали по левой и через 200 метров упёрлись в запертые ворота, на которых написано: «вход и въезд запрещен, территория под охраной» (фото 41). От ворот в обе стороны натянута сетка-рабица, и нет ей ни конца, ни края. Что делать? Спускаться вниз и ехать в объезд? Нет, только не это. Будем пробиваться в обход сетки, ведь где-то она должна кончиться!

Возвращаемся назад к развилке дорог и поворачиваем на ту, которая в неизвестность. Дорога довольно сносная, ехать можно, и идёт она как раз вдоль сетки. Наконец выезжаем на плешину с оленьими кормушками и каким-то странным домиком на куриных ножках. Вот и всё - приехали: дальше дороги нет. Почесав репу, прикидываем: до основной дороги осталось около трёхсот метров - неужели мы не сможем преодолеть их? Но сейчас главное - выбраться из леса на проглядывающую впереди поляну. Это оказалось непростой задачей, т.к. весь периметр поляны порос кустарником: человек или хотя бы кабан, проползти сможет, а вот с гружёным великом...

Пока я пытаюсь раздвинуть ветки, ко мне подъезжает Рома Третьяков и пытается мне помочь. При этом ниппель его переднего колеса каким-то непостижимым образом втыкается в мою контактную педаль и намертво там застревает. Наконец кусты раздвинуты, мы пытаемся разнять велосипеды - в этот момент сосок не выдерживает и жалостным выдохом: пш-ш-ш-ш-ш-ш… вырывается из камеры (фото 42). Весь прикол был в том, что у Ромы были 28-дюймовые камеры (у остальных - 26), и теперь он останется с одной запаской!

Пока Рома занимался колесом, второй Рома с GPSом пошёл на разведку дороги. Его не было 25 минут - куда делся? Наконец он вернулся с записанным с точностью до метра треком. По нему мы благополучно выбрались на дорогу прямо у вершины горы Хлама.

Немного отдышавшись, огляделись по сторонам. Я с удивлением обнаружил, что отсюда были видны «шары» на горе Бедене-Кыр (фото 43). А наш путь лежал в противоположном направлении: к селу Родное. Прекрасный непрерывный спуск с хорошим покрытием был вознаграждением за наши мытарства по шиблякам горы Хлама с её мерзкими колючками (фото 44). За 20 минут мы спустились до Родного; скорость местами доходила до 35 км/ч! Жаль только, что столько времени ушло на ремонт.

Сегодня было запланирован осмотр ещё одного водопада - Упу, но этому не суждено было сбыться. Поехав по треку, мы попали на кладбище (второй раз за день!) - могильщики там копали могилу, и сказали, что к водопаду мы здесь не проедем, надо было объезжать с другой стороны деревни. Я прикинул, что пока мы будем объезжать, солнце уже зайдёт, и фотографировать там будет нечего. Поэтому мы проехали Родное насквозь, выехали на шоссе, и, пока ещё было светло, направились в Ходжи-Сала - там уж можно не волноваться за ночлег. Все, конечно, устали, а тут ещё и тягун после Терновки (фото 45). Но я подбодрял ребят мыслью о хорошем ужине и тёплой ночёвке - в чайхане у Айше.

Рафет нас приветливо встретил, отвёл для наших велосипедов место в сарае, а мы разместились на втором этаже (фото 46). Заказали ужин, вина, а пока всё это жарилось-парилось, занимались просушкой вещей, зарядкой аккумуляторов и ремонтом камер. Теперь у хозяев появилась баня с душем, мы с удовольствием помылись горячей водой. После ужина и принятия вина, в тепле и после напряжённого дня меня разморило, и я «отрубился» до утра.

Первая ночёвка при минусовой температуре Первая ночёвка при минусовой температуре
Водопад Козырёк утром Водопад Козырёк утром
Снять водопад было непросто Снять водопад было непросто
Озеро Нижнее Озеро Нижнее
Преодоление брода Преодоление брода
Дорога через плотину Дорога через плотину
Идёт отмывание колеса от грязи Идёт отмывание колеса от грязи