Иллюстрированный рассказ

Время в пути: 2 ч 53 м
Максимальная скорость движения: 32 км/ч
профиль трека

Этим утром я не торопился с подъёмом. Нам предстояло пройти довольно короткий участок пути до кордона Кермен. Дальше него идти не имело смысла, поскольку после Кемаля начинался заповедник, да и подъём с 300 на 1500 метров за один день был бы напряжённым. Харьковчане тоже планировали подъём наверх, но другой дорогой, поэтому ещё ночью начали готовиться к отходу: был слышен жуткий треск ломающихся дров и громыхание посудой.

Когда рассвело, я попытался вылезти из палатки, но не тут-то было - молния тента промёрзла и не хотела открываться. Потихоньку, чтобы не оторвать бегунок, мне всё же удалось расстегнуть молнию, я вылез наружу и остолбенел: вся поляна была покрыта инеем. Костёр прогорел начисто, пришлось его разводить заново (фото 68). Грязь, в которую мы попали вчера, также замёрзла, соединив переднее колесо и вилку в единое целое (фото 69). Попытка отковырять грязь подручными средствами успеха не имела, пришлось подтащить велосипед вплотную к костру, чтобы хоть немного растопить её. Харьковчане уже ушли, а мы ещё долгое время никак не могли собраться, и вышли только в половине одиннадцатого. Просушиться как следует всё равно не удалось, пришлось упаковывать сырьём. Хорошо, что хоть погода опять обещала быть хорошей…

У плотины остановились, полюбовались видом озера (фото 70). Рома пришёл в ужас, когда увидел, в какой воде он вчера купался. Когда все собрались, мы тронулись. Лесная дорога на удивление была ровной и сухой (фото 71), только кое-где попадались лужи. Верхнее озеро проехали без остановки, но дальше крутизна подъёма увеличилась, и нам часто приходилось спешиваться (фото 72). К полудню мы достигли верхней точки шоссе (если эти колдобины можно было так назвать) - тут, у «мухомора» мы устроили небольшой отдых. Рома угощал всех чаем - у него был металлический термос и очень вкусный чай, который хорошо утолял жажду. Полчаса на перекус - и вперёд! Дорога хоть и шла на спуск, но радости не добавляла: островки раздолбанного асфальта не позволяли разогнаться. Рома почти в самом конце спуска даже пробил себе камеру. Спуск занял почти 20 минут, максимальная скорость не превышала 32 км/ч.

Дорога вдоль Качи оставляла желать лучшего. Она была разбита грузовиками, местами с грязью и лужами. Настроение, несмотря на прекрасную летнюю погоду, подпортилось. Я рассчитывал набрать здесь грецких орехов, но попадались только разгрызенные скорлупки (интересно, кто это их так…). Колодец в Шелковичном я так и не нашёл. Решили, что воду наберём на всякий случай в речке.

Река Кача была немноговодной, но я не рискнул преодолевать её в седле, чтобы не намочить велотуфли, разулся и перевёл велосипед на другую сторону. Рома последовал моему примеру (фото 73). Андрей решил перейти по камушкам, но в конце не удержал велосипед и искупал его вместе с рюкзаком (фото 74). Теперь нам предстоял финишный кусок до Кермена, с подъёмом почти на 400 метров по высоте. Поначалу подъём был достаточно крут (фото 75), потом уклон дороги немного уменьшился, но, главное, само полотно дороги было ровное. Наверное, здесь поработали бульдозеры. Золотая осень и здесь не собиралась отдавать права матушке-зиме, и всё вокруг было золотисто-жёлтое, отчего становилось как будто теплее (фото 76).

Через час и сорок минут после брода мы, наконец, достигли кордона Кермен. Дорога раздвоилась; правая шла к домику лесника, левая, перегороженная шлагбаумом, шла по маршруту (фото 77). Мы с Ромой решили сходить к леснику, чтобы предупредить о ночёвке. Ни в доме, ни вокруг мы признаки живых существ не обнаружили, но жильё по всему видно, обитаемо. ГАЗ-66 стоит так, как будто на нём только что приехали. Но нет так нет - мы вернулись обратно, обошли шлагбаум и двинулись дальше, искать плановую турстоянку. Дорога после шлагбаума ухудшилась - видно, средств и сил хватило только на часть дороги до подъезда к лесничеству. Через полкилометра колея разветвилась, мы повернули направо и через пять минут выехали на большую поляну среди соснового леса. Слева от въезда мы заметили навес и большой П-образный стол - это и была стоянка Кермен (фото 78). Первый раз в этом походе мы засветло пришли на ночёвку! Воспользовавшись двухчасовым запасом светового времени, я с Романами пошёл искать родник, оставив Андрея за дежурного.

В позапрошлом году, проезжая по этой дороге в обратном направлении, я поставил здесь точку в GPS, обозначающую родник, и сейчас был в полной уверенности, что этот родник существует. Но, подойдя к этому месту с точностью ±5 метров, родника мы не обнаружили. Прошли туда, сюда - нет родника! Пришлось идти к усадьбе с устрашающими табличками, типа «частная собственность, охраняется собаками». Судя по отпечаткам лап, собачки были нехилые (фото 79).

Но воды-то надо добыть, поэтому идём прямо к дому. У дома стоит УАЗик, около него - мужик. Завидев нас, он ещё издалека прокричал, чтобы мы не боялись - собаки привязаны. Мы вкратце объяснили, что мы ищем. Мужик сказал, что родник есть, даже два (из одного он закачивает воду в дом). На пальцах он объяснил, как найти его. Мы пошли по его наводке и действительно нашли родник, только он едва сочился, по каплям переливаясь из лужицы в лужицу. Пришлось возвращаться обратно и просить дядьку налить нам воды - он не отказал, достал шланг и в момент наполнил наши бутылки. Мы его поблагодарили и попросили разрешения и завтра прийти за водой, чтобы иметь запас воды для следующей ночёвки.

Вернулись, когда уже началось смеркаться. Быстро поставили палатки и начали готовиться к ужину. Видимо, до нас здесь кто-то стоял, потому что кострище было ещё тёплым. Только вот сушняка в округе не было, видно, всё сожгли до нас. Хорошо, что у Ромы была цепная пила - мы быстро завалили небольшую сухую сосну, которая с жутким треском рухнула, что даже собаки в барском доме загавкали. Но, слава Богу, никто не пришёл…

Несмотря на поздний вечер, было достаточно тепло. Это было удивительно, ведь мы находились на высоте 750 метров н.у.м.! Может, сосновый лес помогал, или отсутствие ветра - не знаю, но факт остался фактом: ночью палатка не только не отпотела, а наоборот, просохла после вчерашнего инея!

Даже печка сегодня не пригодилась, зря я истратил ещё одну сетку (кстати, выявился ещё один недостаток каталитических ламп: сеточка, на которой происходит преобразование газа в свет и тепло, очень хрупкая, и при тряске она рассыпается в пыль - надо как-то защищать её).

Рома занят разведением костра Рома занят разведением костра
Вчерашняя грязь примёзла намертво Вчерашняя грязь примёзла намертво
Нижнее озеро на Финаросе Нижнее озеро на Финаросе
Дорога к Верхнему озеру Дорога к Верхнему озеру
Кое-где попадались лужи Кое-где попадались лужи
Форсирование реки Кача Форсирование реки Кача
Не обошлось без купания рюкзака Не обошлось без купания рюкзака