Иллюстрированный рассказ

«Поздняя осень в Крыму»


Второй день пути
1.11 понедельник

Пройденный километраж: 42,99 км
Суммарная высота подъёма: 644 м
Время в пути: 3 ч 38 м
Максимальная скорость движения: 39,2 км/ч
профиль трека

Собираясь в поход, я больше всего волновался за спальный мешок - он был недостаточно тёплым, поэтому решил взять с собой газовую лампу. Несмотря на просторность палатки, использовать лампу без контроля было опасно, поэтому я включал её только для того, чтобы создать комфортную температуру для засыпания. Главное - вовремя её погасить и дать остыть, иначе можно было прожечь палатку или спальник. Немного прогрел - и выключил. Тепло держится недолго, но времени хватает, чтобы заснуть. Правда, в первую ночь, кроме холода и ветра, спать мешал грохот, доносившийся с камнедробильного комбината, который находился за Балаклавой.


Утром влажность увеличилась, тенты палаток покрылись сильным конденсатом, и нам пришлось ждать восхода солнца, чтобы просушить их. Сегодня стало ясно, почему Рома так долго вчера менял камеры: запаска от долгого хранения в скрученном виде протёрлась на сгибах, и после её установки тоже пропускала воздух. Теперь он был вынужден клеить по нескольку заплаток на эти места, благо клея и заплаток у Ромы было достаточно (фото 18). Пока всё это клеилось и сушилось, я, позавтракав, подъехал поближе к обрыву, чтобы полюбоваться утренним видом Балаклавской бухты (фото 19). Красивые пейзажи сильно омрачались грудами битых бутылок, валявшихся повсюду, мешками строительного мусора… Свинство какое-то. С большой осторожностью, чтобы не порезать шины, я вернулся к месту ночёвки и начал поторапливать ребят с отъездом. Выехать удалось только в 9:50 (здесь и далее - время московское, зимнее).


Первым объектом для сегодняшнего осмотра была гора Аскети со знаменитой Бочкой Смерти (фото 20). Такое название она получила из устных легенд, что якобы здесь расстреливали красноармейцев и сбрасывали вниз. До неё нам пришлось подниматься по крутому серпантину, где на велосипеде, где пешком (фото 21). Обзор был великолепный, только стоять на этой конструкции, подвешенной над пропастью, было страшновато. Кроме Бочки, здесь же имелось ещё несколько полуразвалившихся оборонительных сооружений, соединенных между собой забетонированными рвами. Мы уже посещали это место в 2006 году, только почему-то не дошли до края, поэтому не могли увидеть Бочку и пляж под ней (фото 22).


Вернувшись на основную дорогу, мы поехали дальше, преодолели крутой сыпучий спуск, миновали шлагбаум (как всегда, с какими-то угрожающими надписями) и спустя 20 минут достигли асфальтовой дороги, ведущей на объект №100 (сотка) - это был второй объект нашего осмотра, и, в отличие от первого, до недавнего времени действующего. Здесь базировались крылатые ракеты, но после развала СССР эта точка постепенно пришла в запустение и к настоящему моменту разграблена. Всё металлическое, что можно было открутить или отпилить - отсутствует, только массивные бронедвери пока ещё напоминают о былом могуществе наших вооружённых сил (фото 23).


Для начала я сбегал наверх горы, но из-за деревьев ничего не было видно, только два ряда столбов, на которых раньше висела колючая проволока под напряжением. Идти дальше большого желания не было; я спустился вниз, захватив с собой Рому, который тоже решил пойти за мной. Тогда мы решили обследовать внутренность объекта. Оставив велосипеды у входа одной из штолен, мы с фонариками и фотоаппаратами прошли внутрь. За бронедверями коридор с остатками рельсового пути вывел нас в пусковую шахту (фото 24). Здесь тоже всё было поломано и спилено, а ведь можно было и тут устроить музей, как в Балаклаве. Под нами, вероятно, находился ещё один ярус тоннелей, но спускаться мы туда не стали, чтобы не переломать себе руки-ноги и поспешили обратно, ведь наши кони стояли без присмотра…


Вроде недолго мы осматривали «сотку», но час пролетел - надо двигаться дальше. Спустились на перекрёсток и по относительно ровному шоссе быстро доехали до поворота на село Оборонное. Только нам туда не надо - по плану мы должны были срезать путь и напрямую выехать к селу Резервное. Для этого нам предстояло ехать по грунту через лес. Кусок бетонки быстро сошёл на нет, началась грунтовка, обильно засыпанная опавшими листьями (фото 25). Кое-где попадались участки с жидкой грязью, и это несмотря на то, что второй день стояла прекрасная тёплая погода (фото 26). Вначале дорога шла на подъём, иногда довольно круто, так, что приходилось идти пешком. К тому же засыпанная толстым слоем листьев колея таила неприятности в виде булыжников, корней деревьев и луж, поэтому приходилось ехать осторожно. Через 2 км наконец начался спуск, и, поскольку лес поредел, здесь было посуше, можно было ехать, но тоже сильно не разгонишься - надо было уворачиваться от камней и веток.


Вот показалось село Резервное - мы выехали на асфальтовую дорогу. По плану-максимум нам надо было ехать через село, чтобы подняться на хребет Кокия-Бель (по треку, присланному Мартом), а затем спуститься на трассу в районе села Тыловое. Но для этого надо было преодолеть 350 м вертикального подъёма, да ещё и по лесу. Анализируя трек Марта, я ещё дома понял, что подъём на хребет не так прост, как кажется. Не зря ведь парень метался в разные стороны, потратив на подъём около двух часов. Чтобы не напрягать ребят во второй день таким набором высоты и рассчитывая сегодня добраться до водопада Козырёк, я исключил этот кусок и повернул налево, на Южнобережную трассу.


Вплоть до поворота на Перовский перевал был противный тягун, хорошо, что машин было мало. На перевал повернули около двух часов дня. Оставалось больше 3 часов светового времени, поэтому я предложил ребятам заехать в село Орлиное, чтобы там пообедать. На окраине села было неплохое кафе, где мы обедали в 2009 году. Кроме того, в центре села был большой магазин, где планировалось закупить недостающие продукты. Все согласились и поехали через перевал, после спуска с которого повернули направо, на Орлиное.


Кафе по-прежнему находилось на старом месте и работало. Посетителей было немного, но нам предстояло немного подождать, пока будет готов наш заказ. А пока мы наслаждались холодным пивом (фото 27). На обед ушло больше часа - мы наелись до отвала, так, что даже на велосипед садиться было тяжеловато. Потом ещё заехали в магазин - ребята купили ещё вина и продуктов. А на выезде из села нашли ещё пивоварню (раньше её там не было). Киевляне остались ждать, пока им нальют, а мы с Андреем поехали вперёд (фото 28).


Чтобы не возвращаться обратно, мы решили немного изменить маршрут, и поехали по другую сторону Чернореченского водохранилища, объезжая его против часовой стрелки. По этой дороге мы ехали в далёком 1986 году, в самом первом походе. И сейчас я не пожалел, что мы поменяли маршрут: хорошее шоссе, мало машин, чудесная погода и живописные виды Чернореченского водохранилища были лучшим завершением сегодняшнего дня (фото 29).


Благодаря сокращению сегодняшнего пути мы должны были успеть засветло доехать до места ночёвки. Разрыв между участниками неуклонно сокращался, и в селе Передовое группа соединилась. Отдышавшись немного после небольших горбов, мы проехали ещё немного по главной улице и, следуя проложенному треку, повернули вправо на просёлок (фото 30), пересекли большой луг и остановились на опушке леса. Чтобы не тратить время на пешую разведку, решили идти с велосипедами.


Дорожка к Козырьку была выложена по краям камнями, так что плутать не пришлось (фото 31). Вот и поляна для ночёвки: столики, навесы, мангал.… Только дров нет - всё в радиусе 100 метров было уже сожжено. Пока ещё не совсем стемнело, пошли собирать дрова. За мостиком через ручей обнаружилась дорога - вероятно, та, по которой нам завтра надо будет ехать. Но сейчас главное - костёр и ужин. Только Рома Третьяков не утерпел и сбегал на водопад - искупаться.


Как только солнце скрылось, начало сильно холодать, велосипеды покрылись конденсатом. Костёр разожгли при помощи таблетки сухого спирта: дрова оставляли желать лучшего - не та порода дерева, да ещё и сырые. Зато столик был очень кстати (фото 32). Поужинали, выпили за второй удачный день и полезли греться в палатки.

Капитальный ремонт Капитальный ремонт
Балаклавская бухта Балаклавская бухта
«Бочка Смерти» на горе Аскети «Бочка Смерти» на горе Аскети
Первый серьёзный подъём Первый серьёзный подъём
Рома повис над пропастью Рома повис над пропастью
На объекте «Сотка» На объекте «Сотка»
Пусковая шахта Пусковая шахта
Дорога на Резервное Дорога на Резервное
Колея сильно засыпана листьями Колея сильно засыпана листьями
Обед в кафе село Орлиное Обед в кафе село Орлиное
Байдарская долина Байдарская долина
Вид на водохранилище с дороги Вид на водохранилище с дороги
Проехали Передовое Проехали Передовое
Дорожка к водопаду Козырёк Дорожка к водопаду Козырёк
На стоянке «Муловское Озеро» На стоянке «Муловское Озеро»
Читать дальше...