Иллюстрированный рассказ

«Поздняя осень в Крыму»


Десятый день пути
9.11 вторник

Пройденный километраж: 42,69 км
Суммарная высота подъёма: 408 м
Время в пути: 4 ч 27 м
Максимальная скорость движения: 35,8 км/ч
профиль трека

Утро выдалось пасмурным, солнце лишь иногда проглядывало сквозь пелену (фото 144). Ветер по-прежнему дул в том же направлении, и это придавало уверенности, что сильного изменения погоды не предстоит. После завтрака не спеша собрались, и в 9:10 выехали. Перед отъездом я тщательно засыпал кострище землей, иначе сильный ветер, дующий в сторону леса, мог перебросить уголёк в кучу сухих листьев, и тогда не миновать пожару.

Планы на сегодняшний день тоже пришлось пересматривать в сторону уменьшения. Решили отказаться от участка Поворотное - Кокасан (т.к. он проходил вдоль русла реки) и заменили его асфальтом Белогорск - Приветное. Только до него надо было ещё доехать, преодолев дистанцию около 25 км по Караби и его предгорьям. Надо сказать, что в этом нам здорово помогал ветер, дующий нам почти в спину, и хорошая дорога, по которой можно было ехать практически везде (фото 145). Даже обычно грязная и разбитая грунтовка от поляны до опушки леса в этот раз была на удивление хорошей. Я даже не заметил, как мы выскочили на плато.

Перед метеостанцией пришлось немного понырять по холмам (фото 146) и подняться к входу, где стоит муляжный пулемёт (фото 147). Внутрь заходить не стали, чтобы не терять зря времени, но заметили, что во дворе стояли две машины - вроде вчера их не было, или мы их не рассмотрели в бинокль. В окно высунулась чья-то сонная физиономия, но мы её проигнорировали и проследовали дальше.

Через Пчелиное раньше ездить не приходилось, поэтому этот участок был мне в новинку. На краю плато начинался низкорослый лес; дорога начала разветвляться, но благодаря треку Циклоида, который прошёл этим маршрутом в обратную сторону, нам не пришлось долго раздумывать, по какой дороге ехать (фото 148). Очень скоро мы выскочили на небольшую полянку, с которой уже можно было увидеть это забытое Богом село, но несмотря ни на что, очень живописно расположившееся в долине. На противоположном склоне отчётливо были видны пещеры, только непонятно, какого происхождения. На лугу перед селом мирно паслись коровки (фото 149). Пасмурная погода немного портила впечатление от красоты этих мест - надо бы здесь побывать в другое время года…

Далее дорога серпантином спустилась в деревню. Местное население замечено не было (фото 150) - мы, не останавливаясь, быстро проскочили мимо жилого сектора и остановились… перед разбитой и грязной грунтовкой, соединяющей село с внешним миром (фото 151). Хорошей дороги как не бывало! Пришлось прижиматься к обочине, перепрыгивать с колеи на колею, чтобы не увязнуть в жирной и липкой глине, перемешанной колёсами грузовиков. Видно, тут недавно был небольшой ураган: поломаны деревья, оборваны провода, даже один бетонный столб был сломан пополам. Бригада ремонтников уже работала неподалёку - они пропиливали просеку для линии электропередач.

Чем дальше в лес - тем глубже колея: «убийца дорог» ГАЗ-66 сделал своё дело, размочалил всю дорогу от края до края. Так его назвали не случайно, ведь эта военная, по сути, машина имеет повышенную проходимость за счёт высокого подвеса и двух ведущих мостов. Только после неё другая машина уже не пройдёт: или пешком или … на велосипеде. …В конце концов, мы нашли боковое ответвление, по которому можно было ехать, и некоторое время спокойно ехали, продолжая при этом сбрасывать высоту. Через 2,5 километра лес закончился, началось большое холмистое поле - мы подъезжали к несуществующему ныне селу Свободное (фото 152). Надо же, как разительно переменился ландшафт! Только что были горы, скалы, а тут как будто и не Крым вовсе, а какая-нибудь Тульская область. Дорога здесь была сухая и ровная, вот что значит открытая местность. Жаль, что село исчезло, ведь такая красота вокруг, какой чистый воздух!

Едем дальше. «Тульская область» быстро закончилась, опять начался Крым: камни, ущелье, гроты, горная река (правда, пересохшая). Здесь тоже трудятся восстановительные бригады, но смотреть, что они делают, некогда и опасно: то здесь, то там на дороге стали попадаться камни, выбоины, - приходилось на большой скорости обходить их, ведь мы по-прежнему продолжали спускаться! После нескольких дней полупешеходно-полувелосипедного движения так приятно прокатиться, не крутя педали, с ветерком, не волоча велосипед в гору, обливаясь потом! В этом драйве как-то незаметно потерялся Андрей - он, видимо, ехал с большей осторожностью, чем остальные. Я сам еле успевал за Романами, но когда догнал, то предложил подождать Андрея. А его всё нет и нет, мобильный не отвечает.… Тогда Третьяков Рома решил поехать навстречу, чтобы узнать, не случилось ли чего.

До трассы оставалось не более километра. Мы уже почти спустились до низшей точки сегодняшнего трека. Здесь, в долине, было даже жарко, по сравнению с яйлой, но осень уже окончательно вступила в свои права и тут - листва почти полностью облетела, и только на некоторых деревьях оставалась в виде пожухлых рыжих чешуек (фото 153). Вскоре позвонил Рома и сказал, чтобы мы не ждали, а ехали в Головановку: вероятно, что Андрей поехал по другой дороге. Роман проехал несколько километров, но не встретил его, поэтому и сделал такое заключение.

Сказано - сделано. Выехали с Ромой на шоссе и поехали в сторону Головановки. У центральной улицы остановились и думаем, что делать дальше. Я предложил Роме ждать здесь, а сам поехал на другой конец деревни, чтобы посмотреть, нет ли Андрея - ведь если он поехал точно по треку, то тут он должен был выехать на дорогу. Так и есть - у магазина стоит Андрей с телефоном в руках. Выяснилось, что он, потеряв нас из виду, стал ориентироваться по GPS (я на большой скорости не мог позволить себе этого), и когда заметил, что дорога уводит его в сторону, вернулся и поехал другой дороге, которая и привела его в Головановку, но с другой стороны. Ведь трек был проложен Ильёй - он, вероятно срезал путь. (Здесь позволю маленькое лирическое отступление. В прежние времена, когда ещё не было ЖПСов, Андрей при возникающих сомнениях относительно дороги, всегда выбирал главную. Я думал, что и сейчас он поедет по более накатанной дороге, и не ожидал, что он вдруг так тщательно будет следовать треку. Короче, он сам себя перемудрил).

Я позвонил Роме, он подъехал. Вскоре приехал и другой Роман - наконец, группа воссоединилась. Пока мы собирались, магазин закрылся на обед (а обеды в таких сельских магазинах длятся два часа, а то и больше), поэтому нам пришлось возвращаться в центр, там магазин работал без обеда. Поскольку мы немного проголодались, то решили здесь хорошенько подзаправиться. Взяли пива, вина, коньяка, водки, хлеба, разных закусок и сладостей, чем несказанно обрадовали местную продавщицу, сделав ей недельную выручку. Пиво выпили сразу, вприкуску с хлебом и банкой икры. Значительное увеличение веса не особо пугало, так как предстояла более-менее хорошая дорога, хоть и на подъём.

В 14:00 выехали из Головановки и не спеша двинулись в сторону перевала Кок-Асан-богаз (фото 154). Вскоре группа разделилась по парам: впереди были Романы (видимо, оба соскучились по нормальной дороге и рванули вперёд), следом ехал Андрей и последним был я. Потом разрыв ещё более увеличился из-за прокола колеса у Андрея (хотя непонятно, был ли это прокол или некачественный ремонт камеры - в покрышке не было никаких инородных тел). Быстро поменяли и поехали дальше. У Красносёловки (фото 155) мы опять соединились, ведь тут начинался основной подъём, который пришлось преодолевать на самой малой передаче (фото 156).

Романы так и оставались в лидирующей двойке. Я к середине подъёма устал тащиться за Андреем, прибавил скорости,благо дорога это позволяла (фото 157) и как-то незаметно быстро доехал до родника перед перевалом. Он едва сочился, но воды надо было набрать, потому что неизвестно, что нас ждёт впереди. Ребята проскочили этот родник, посчитав, что он пересохший, но я всё же посоветовал им вернуться и набрать на всякий случай воды - всё равно приходилось ждать Андрея.

В лесу шла активная заготовка дров. Прямо на перевале стоял грузовик с загруженным кузовом, и ещё один ГАЗ-66 ушёл в лес. Когда же мы последовали вслед за ним, то воочию поняли, что эта за машина - по грунту ехать было совершенно невозможно: колея слишком глубокая и узкая, полная жидкой грязи, середина между колёсами местами тоже вся перерыта, и по обочине не везде проедешь из-за колючих кустов (фото 158). Ромка даже прорвал бок рюкзака об торчащую ветку. Добавлял трудностей довольно приличный подъём и спускающиеся сверху машины, груженные дровами - им надо было уступать дорогу… Да, хорошо всё-таки, что мы не поехали от Поворотного по руслу реки - там наверняка грязи было бы больше.


Так мы и тащились по колее вплоть до стоянки Верхний Кокасан. А когда выехали, то решили дальше уже не ехать, а заночевать здесь - уж очень полянка приглянулась. И кострище готовое, и лавочки вытесанные из дерева, и дров в лесу - немеряно. К тому же начинало темнеть, и хотелось засветло поставить палатки и приступить к заключительной вечерней трапезе в полевых условиях, ведь следующие две ночёвки будут без палаток и костров.

Пока ещё было светло, мы решили заготовить побольше дров, для чего отправились в лес, прихватив цепную пилу. Нашли засохший бук и попытались отпилить от него толстые ветки. Не тут то было! Пилу стало зажимать, и, чтобы освободить её, я со всей силы стал оттягивать ствол. И тут произошло неожиданное: вместо того, чтобы обломить ветку, весь ствол из-под корня со страшным треском рухнул, чуть не придавив Рому! Слава Богу, и Рома, и пила остались целы, мы допилили ветку, собрали ещё немного тонкого сушняка и потащили всё на поляну.

Утро выдалось хмурым Утро выдалось хмурым
Дорога на Караби Дорога на Караби
Карстовые воронки на Караби Карстовые воронки на Караби
Единственное жильё на плато - метеостанция Единственное жильё на плато - метеостанция
Север Караби покрыт низкорослым лесом Север Караби покрыт низкорослым лесом
Село Пчелиное Село Пчелиное
Спустились в Пчелиное Спустились в Пчелиное
Началась грязная и разбитая дорога Началась грязная и разбитая дорога
Здесь когда-то было село Свободное Здесь когда-то было село Свободное
Осенние контрасты Осенние контрасты
На шоссе Белогорск - Приветное На шоссе Белогорск - Приветное
Село Красноселовка Село Красноселовка
Начало подъёма на перевал Кок-Асан-Богаз Начало подъёма на перевал Кок-Асан-Богаз
Асфальт в районе перевала отсутствует Асфальт в районе перевала отсутствует
Дорога на Верхний Кокасан была сильно разбита Дорога на Верхний Кокасан была сильно разбита
Заключительный костёр на поляне Верхний Кокасан Заключительный костёр на поляне Верхний Кокасан
Ужин, чем Бог послал Ужин, чем Бог послал

Вскоре у нас уже пылал костёр, и мы уселись вокруг на вечерние посиделки (фото 159). Здесь в ход пошло всё, что обнаруживалось у нас в запасах: и маринованные помидоры, и хлеб, и консервы, и фрукты-овощи (фото 160). Алкоголя тоже было с излишком, но не пропадать же добру…

Что происходило потом, история стыдливо умалчивает… Надо ли говорить, что уже утром мы собирали в радиусе нескольких метров от костра свои вещи: котелки, фонарики… самой большой проблемой стали Андрюшины очки - мы прочесали буквально каждый кустик, каждую травинку, но очков не было.

Читать дальше...