Иллюстрированный рассказ«Поздняя осень в Крыму»
Четвертый день пути
|
Пройденный километраж: 45,22 км Суммарная высота подъёма: 630 м Время в пути: Максимальная скорость движения: 41,4 км/ч |
Сегодня мы покидаем цивилизацию на ближайшие три дня. План-максимум - обогнуть Эски-Кермен, вернуться в Залесное, проехать мимо Узун-Тарла в Большое Садовое, преодолеть Змеиную и Алимову балки и подъехать к границе заповедника. Но, исходя из опыта двух прошедших дней, этот план оказался завышен, поэтому было принято решение пожертвовать Узун-Тарлой и Б.Садовым и сразу выдвигаться к балкам.
Из чайханы выехали только в 10 часов - раньше не получилось, т.к. ждали, пока нам что-то приготовят на завтрак, да ещё в самый последний момент у Андрея опять спустило колесо. Оказалось, что одна из колючек не была удалена, и, когда Андрей посильней накачал колесо, она предательски проткнула камеру. Потом, на подъезде к селу Залесное, Рома вдруг вспомнил, что забыл куртку у Рафета. Пришлось ему возвращаться, а нам ожидать его на повороте в деревню (фото 47).
Начало подъёма мне было известно (два раза проезжал), только в этот раз дорога оказалась немного хуже (за селом): её пытались разровнять трактором и превратили в пыль. Ехать было не очень комфортно - колёса то зарывались в пыли, то попадали на гусеничный след. Плохая дорога закончилась перед лесом (фото 48). После поворота на Пятую балку дорога выровнялась (фото 49), и мы весело покатили по долине. Погода и сегодня не подкачала и радовала нас теплом и солнцем. Я уже начал жалеть о том, что не взял летнюю велоодежду.
В пещерный город мы подниматься не стали, т.к. это заняло бы добрых полдня; ограничились осмотром Эски-Кермена снизу (фото 50). В этом районе дороги как будто специально созданы для велосипедистов - отсутствие транспорта, хорошее покрытие, некрутые подъёмы и спуски (фото 51). Остановились мы всего лишь раз - у корчмы - стадо поросят перегородило нам дорогу (фото 52). Это единственный островок цивилизации, вплоть до Красного Мака (и то, на мой взгляд, лишний). Миновав долину, мы выехали на огромное поле, раскинувшееся во все стороны, на сколько хватал взор (фото 53). Дорог здесь накатано много, но основных направлений четыре: на Мекензиевы горы, Холмовку, Красный Мак и собственно, на Эски-Кермен. Мы поехали в Красный Мак, едва угадывающийся в расщелине между скалами. Место здесь возвышенное, поэтому хорошо виден наш дальнейший путь мимо скалы Курбан-Кая и дальше, к Качи-Кальону (фото 54).
В Кр.Маке задерживаться не стали, а вот в Танковом остановились у придорожного магазина. Взяли в основном пива, а я ещё нашёл несколько грецких орехов в канаве у дороги. Пока наслаждались холодным пивком, откуда-то сверху скатилась группа велосипедистов, налегке. Оказались из подмосковного Королёва, базируются где-то на турбазе и делают радиальные выезды без вещей.
Полчаса отдыха - и в путь. Ещё два километра - и мы у начала Змеиной балки. Эта балка была как заноза в заднице: уже два раза я планировал пройти её, и каждый раз не получалось - ни в 2008 году, когда прошёл дождь и Сергей повредил колено, ни в 2009 - по времени мы тогда не уложились. Но теперь то уж она не уйдет от ответа!
Дорога была перекопана, но мы без труда перепрыгнули канаву и двинулись вглубь Змеиной балки (фото 55). Здесь тоже был невысокий лес, и дорога была засыпана листвой, но толщина слоя листьев была меньше, чем на Хламе или в районе «сотки», практически везде можно было ехать (фото 56). Меньше часа нам потребовалось, чтобы выйти из леса на поляну с видом на Кубышку, поднявшись при этом на 210 метров по высоте (фото 57). Далее дороги начали разбегаться, как тараканы. Не мудрено, что народ без GPSов здесь блукает. Зато у меня был реальный трек, пройденный в 2008 году Илюхой, поэтому сомнений не было, главное - следить за треком и не увлекаться проторенными дорогами. Но всё-таки в одном месте Рома Третьяков, вырвавшись вперёд, увлёкся и, поскольку у него не было навигатора, проскочил левый поворот. Еле-еле до него докричались.
Без четверти три мы добрались до балки Кислой. Балка неглубокая, но крутая - преодолели пешком (фото 58). Почему её так назвали - непонятно. На выходе из балки - опять куча дорог в разные стороны (фото 59). Очень красивые виды, куда ни глянь. Высота начала понемногу снижаться - мы приближались к Алимову ущелью. Здесь Илья в 2008-м году поднимался, и признал этот подъём довольно тяжёлым. Посмотрим, как мы по нему спустимся…
Поначалу мы немного промахнулись и выехали на левый борт ущелья (фото 60). Рома с недоверием посмотрел вниз, явно сомневаясь, что ЗДЕСЬ можно спуститься. Пришлось немного вернуться и взять правее. Как раз на полянке было разветвление тропы, которого мы не заметили. Да, спуск был довольно неприятным (фото 61) - крутая тропа с крупными камнями и корнями деревьев, а в самом низу - ещё и крутой овраг с ручьём!
Вначале я попытался пройти по левому берегу ручья, но через сто метров понял, что это нереально: впереди был сплошной хаос из густого подлеска и камней (фото 62). Да и GPS показал, что путь отклоняется влево от трека. Пришлось разворачиваться и возвращаться к маркеру планового маршрута, прибитому к дереву, и предпринять попытку форсировать овраг с ручьём. Потихоньку, кое-где по двое на велосипед, мы преодолели и эту водную преграду, и вышли к Алимову навесу (фото 63).
Тропа, которая хорошо читалась после оврага, здесь полностью исчезла в опавшей листве. GPS мало чем помогал, поскольку пол-неба закрывал Алимов навес; кроме того, метания туда-сюда вводили его в ступор. Пришлось прибегнуть к пешей разведке: Рома пошёл вдоль навеса, я повернул влево; оба мы вернулись ни с чем - у него был обрыв, у меня - всё тот же овраг. Истина лежала где-то посредине - так мы и пошли, ища путь между зарослей кустарника. И вскоре, как только слой опавших листьев уменьшился, опять появилась тропа. Мы обрадовались, я даже сел на велосипед и погнал по извилистой дорожке, невзирая на опасность налететь на булыжник или сорваться в овраг. Моему примеру последовал и Рома Третьяков. За 10 минут мы преодолели спуск с 25-процентным уклоном, сбросив 180 метров по высоте!
Показались крыши домов - это была окраина Баштановки, но какая! С трёхэтажными дачами, стадионами, каменными заборами, стриженными газонами и прочими атрибутами загнивающего капитализма. Мы не стали долго задерживаться и, как только все спустились, начали выбираться на основную дорогу, которая проходила у подножия Качи-Кальона. Когда мы выбрались из леса, весь горный массив был, как на ладони, поражая своей красотой и величием (фото 64). Дорога здесь была не самая лучшая: вся в ямах, заполненных желтоватой известняковой грязью; но самое поразительное, что, несмотря на четыре часа дня, лужи были покрыты льдом!
Наконец мы выехали на нормальный асфальт и устремились в Верхоречье. Нам, как я уже упоминал, необходимо было как можно ближе подъехать к заповеднику. Но временной расклад был не в нашу пользу: если ехать по шоссе через Синапное, то в Шелковичное мы попадём уже ночью. Ехать по разбитому шоссе в условиях плохой видимости не хотелось, но ночевать-то где-то надо. Ближайшей нормальной стоянкой была стоянка на Финаросе, до неё было реально доехать по-светлому. Поэтому ехали практически без остановок вплоть до Верхоречья, где мы на пять минут заскочили в магазин, чтобы купить хлеба и вина.
Уже в шестом часу вечера мы отъехали от магазина. Дорога была ровной, но непривычно длинной - мне раньше казалось, что до Финароса рукой подать. А тут всё едем и едем, конца-края не видать. Да ещё и дорога в двух местах раскисла, грузовик с дровами навстречу попался - надо пропускать. На последнем месиве Андрей удосужился застрять! Надо было по жидкой грязи ехать, а он поехал, видимо, по густой. Грязь моментально залепила все просветы и заблокировала колёса. Одним словом, подъехали к Финаросу в густых сумерках.
Для очистки совести сначала зашли к леснику, спросить, можно ли встать на ночь. Он был не против; мы доехали до нижнего озера и расположились на дальнем конце поляны перед плотиной, так как основную часть уже заняли пешеходники из Харькова. Нам уже не привыкать по ночи ставить палатки; при свете фонариков нашли подходящие места для палаток и установили их. Через некоторое время прибыл лесник, предупредил, чтобы не ломали лес на дрова и предложил (за деньги, разумеется) мешок готовых дров. Мы согласились, а пока разводили костёр из того, что удалось собрать рядом (фото 65).
У соседей тоже горел костёр, но, поскольку их было больше (около 14 человек), то и костёр был больше. Кроме того, у них была гитара, и вскоре начались песнопения. Когда запели Чижа, я уже не вытерпел и начал подпевать им. В конце концов, мы решили переместиться к ним поближе, чтобы познакомиться, и для знакомства захватили бутылку коньяка (фото 66). Оказалось, что многие из ребят раньше ходили в походы от турклуба Харьковского авиационного института, носящего сейчас гордое название Национального аэрокосмического университета имени Жуковского. Теперь ходят сами по себе, но им удаётся пару раз в году сходить в Крым (везёт же людям!).
Весь оставшийся вечер провели мы с харьковчанами - пили чай (когда коньяк закончился), пели песни, общались. А напоследок, когда все начали готовиться ко сну, Третьяков Рома решил ещё и искупаться в озере - он был большой любитель купаний, даже нулевая температура воздуха его не могла остановить (фото 67).
Уже за полночь мы разошлись по палаткам. У костра-то было тепло, а вот в палатке не очень… Я зажёг свою лампу, чтобы немного прогреть палатку. Через несколько минут воздух прогрелся, меня разморило, и я уснул, забыв погасить лампу. Проснулся только тогда, когда почувствовал запах гари - это плавился мой спальный мешок! Хорошо, что конструкция лампы не давала доступа к открытому огню, иначе пожара было бы не избежать. А так пострадал только спальник.