Иллюстрированный рассказ

«Поздняя осень в Крыму»


Шестой день пути
5.11 пятница

Пройденный километраж: 21,63 км
Суммарная высота подъёма: 1064 м
Время в пути: 4 ч 27 м
Максимальная скорость движения: 22,8 км/ч
профиль трека


Сухая и тёплая ночь позволила нам не тратить время на просушку. Мы быстро собрались, и, поскольку предстоял тяжёлый день, вышли со стоянки раньше обычного - в 8:40. После выезда на дорогу мы с Ромой сходили за водой, заполнив все имеющиеся ёмкости, и двинулись на штурм Кемаля (фото 80). Надо сказать, что этот подъём был самым тяжёлым за весь поход. Крутизна дороги плюс толстый слой опавших листьев не давали никакой возможности ехать (фото 81). Кузнецов Рома, из-за недавней травмы правой руки, страдал от этого больше других. Потом он всё-таки нашёл решение, привязав себя за пояс к раме велосипеда, тем самым разгрузив руку (фото 82). Кроме того, сильно досаждали лосиные мухи, которые облепляли с ног до головы, забивались в волосы, лезли в глаза.


Как только проехали гору Басман, поднялся сильный холодный ветер. Всё-таки ноябрь даёт о себе знать! Хорошо, что погода оставалась стабильной вот уже шестые сутки - ни дождя, ни холода. Здесь дорога делала зигзаг - я помнил это место по 2008 году: как раз в этом овражке мы ночевали. Рома был удивлён, зачем мы тут делаем такой зигзаг, нелья ли прямее? Он ещё не знал, что ждёт нас впереди.


А впереди был крутейший подъём: уклон составлял от 20 до 35%. Я сразу вспомнил, с какой осторожностью мы спускались по этой дороге 2 года назад. Но спускаться всё-таки легче, чем подниматься. Группа сильно растянулась, каждый шёл в своём темпе. Пот, стекавший по лицу, на сильном ветре быстро остывал и казалось, что это были маленькие льдинки. Останавливаться надолго при таком ветре было холодно, поэтому передвигались с небольшими перерывами на передышку.


Но вот, наконец, показался просвет, лес заканчивался (фото 83). После выхода на яйлу мы устроили небольшой отдых у лже-горы Утч-Таш (в атласе эта вершина ошибочно была так названа, на самом деле истинная Утч-Таш находится в 2 км на северо-запад от этого места). Тут не было сильного ветра, и теперь можно было избавиться от противных лосиных мух. А какие виды открывались отсюда! Наконец можно было рассмотреть гору Яман-Таш (фото 84): я ведь изначально хотел идти через неё, и по возможности даже заночевать на её плоской вершине, но опасался крутого подъёма после Ямана, да и дорога была неизведанна, - придётся оставить эту затею на следующий раз…


Пока мы, прилёгшие прямо на камни, рассматривали окрестности, над нами стали кружить несколько птиц. Я сначала думал, что это вороны, но в бинокль отчётливо была видна белая голова с крючкообразным клювом - это были белоголовые сипы, родственники грифов. Птица большая (размах крыльев больше двух метров) и очень осторожная. Поначалу они кружили вдалеке от нас, но, видя наши неподвижные тела, одна из них, видимо, решила, что мы уже померли, и можно поживиться - она стала кружить прямо над нами (фото 85). Рассмотрев нас поближе, птица поняла, что ошиблась, плюнула и улетела.


После 20-минутных солнечных ванн и расслабухи мы двинулись на решающий подъём к вершине. Предстояло преодолеть ещё 350 метров вертикального подъёма. Путь пролегал по хребту между долинами рек Донга и Каспана, вдоль границы Крымского природного заповедника (КПЗ). Здесь после небольшого спуска опять пришлось идти пешком, да ещё и по крупным булыжникам (фото 86). Вот уже Басман позади - отсюда он казался не таким грандиозным, как вблизи (фото 87).


Все опять растянулись, и, поддуваемые задне-боковым ветром, ползли вверх по склону (фото 88). Последние пятьдесят метров давались особенно тяжело. На каждые 5-6 шагов приходилось останавливаться на полминуты, чтобы восстановить дыхание (фото 89). До триангулятора оставалось всего-то 350 метров (по горизонтали), но мы решили остановиться на отдых раньше, у одинокого камня.


У Ромы ещё оставался запас чая - он как раз пришёлся кстати. Основной подъём закончился, и, кроме того, открылся вид на восток, на заповедник (фото 90). Даже Роман-Кош удалось разглядеть: в бинокль был виден небольшой холмик из камней и деревянный крест (фото 91). Здесь было всё, как на ладони: горы Чучель, Роман-Кош, Демир-Капу, Ай-Петри, кордон, водохранилище, а если посмотреть в бинокль, то и окрестности Бахчисарая можно увидеть. Только моря не видно. Нет, не по праву Роман-Кош присвоила себе титул главной вершины Крыма. Главная вершина - это Кемаль-Эгерек! А то, что ей не хватает 16-ти метров по высоте, так это ерунда - либо тут насыплем, либо там сроем!


Рома от переполняющего чувства восторга влез, нет, взлетел на вершину камня, и, будь у него крылья, воспарил бы над миром (фото 92). Действительно, было чем восторгаться. Ни одна фотография не сможет передать всю красоту и необъятность просторов, охватить эту головокружительную панораму, запечатлеть восхитительное чувство преодоления и победы! Нам в прошлый раз немного не повезло - облачность закрывала все виды, а сегодня видимость была прекрасная, только смотри и наслаждайся, но ехать всё-таки надо...


У триангулятора останавливаться не стали, сделали лишь фото на память (фото 93). Здесь ветер дул с максимальной силой, как бы пытаясь сбросить нас с покорённой вершины. Но мы продолжали свой путь по намеченному плану: съехали с горы и повернули налево, к шлагбауму. Здесь начинался КПЗ, вдоль границы которого мы ехали весь сегодняшний день. Чтобы избежать неприятной встречи с лесниками (ведь посещение заповедника строжайше запрещено), я держал наготове бинокль, и, как только мы выезжали на «простреливаемые» участки, я тщательно обследовал все возможные места и подозрительные фигуры. На наше счастье, никто не был обнаружен, ни тут, у шлагбаума, ни впоследствии. Мы спокойно спустились по крутому спуску вниз и поехали в сторону горы Демир-капу (фото 94).


Вот показалась Беседка Ветров. Там тоже было пустынно, но мы не решились выезжать на Романовское шоссе и поехали вдоль нитки газопровода. Это был нелёгкий выбор, т.к. с позволения сказать дорога вдоль трубы была очень горбатая. Преодолев два горба, мы решили устроить небольшой отдых с перекусом. В низине был небольшой сосновый бор, который немного закрывал нас от ветра и делал невидимыми с дороги. Впереди нас ждали ещё два серьёзных подъема плюс пересечение с Романовским шоссе, поэтому надо было набраться сил (фото 95).


После перекуса зашагалось вроде легче. Но идти надо было с оглядкой - совсем рядом проходила дорога, и как раз в самый неподходящий момент по ней проезжала машина. Мы спрятались за сосну, подождали, пока она проедет, после чего поехали дальше. Шоссе пересекали по одному, на большой скорости, не останавливаясь. Дыхание переводили, когда ушли с прямой видимости, и потихоньку стали подниматься на безымянную высоту 1434. Отсюда уже был виден Южный Берег, гора Аю-Даг (фото 96).


Солнце скатилось к горизонту, Гурзуф уже был в тени. Нам оставалось около сорока минут светового времени, за которое нужно хотя бы подняться на Бабуган. А сейчас предстояло миновать ещё один опасный участок - перевал Гурзуфское Седло (фото 97). Тщательно «прочесав» окрестности с помощью бинокля, я убедился, что всё чисто, и мы с ходу проскочили перекрёсток и в который уже раз поползли вверх. Силы были на исходе, но нам помогал сильный ветер, который подталкивал вперёд (фото 98).


Наконец, мы взяли основной подъём и вышли к газовому вентилю. Солнце уже зашло за горизонт и освещало окрестности Роман-Коша каким-то фантастическим светом (фото 99). Все понадевали ветровки, шапки, достали фонарики и поехали дальше. Теперь надо было решить, где ночевать. До поляны Дипло доехать было нереально, хотя бы из-за того, что часть пути надо было преодолевать по камням. Ночью, даже при фонарях, делать это было опасно. Да ведь и устали уже все… Поэтому я предложил доехать до прошлогоднего места ночлега - там есть скальная стенка, за которой можно было укрыться от бешеного ветра.


Роман-Кош осталась слева, ехать туда не имело смысла. Когда совсем стемнело, пришлось надевать фонари, но мой китайский ширпотреб светил слишком слабо, и я чуть не навернулся на дороге. Хорошо, что у Ромы был запасной фонарик, который работал в двух режимах - ближнего и дальнего света; иначе пришлось бы мне идти пешком. Таким образом, в кромешной темноте, компактной группой мы доехали до середины яйлы и, следуя показаниям GPS, свернули влево. Действительно, там, у скал, было необыкновенно тихо, к тому же поляна находилась в ложбине. Она кое-где была изрыта кабанами и сильно заросла колючими растениями, поэтому вначале пришлось заняться косьбой. Усталость давала о себе знать; длительных вечерних посиделок не было, и, поскольку вино кончилось ещё вчера, сегодня решили выпить водки с добавлением спиртовой настойки лимонника - для восстановления сил. О костре не могло быть и речи - во-первых, заповедник, во-вторых, из-за полного отвутствия каких-либо дров.

Дорога на Кемаль Дорога на Кемаль
Начались трудные подъёмы Начались трудные подъёмы
Гужевая упряжка Ромы Гужевая упряжка Ромы
Перед выходом на яйлу Перед выходом на яйлу
Гора Яман-Таш Гора Яман-Таш
Белоголовый сип Белоголовый сип
Подъём продолжается Подъём продолжается
Гора Басман Гора Басман
На Кемаль! На Кемаль!
Самый крутой участок Самый крутой участок
Панорама заповедника с горы Кемаль-Эгерек Панорама заповедника с горы Кемаль-Эгерек
Гора Роман-Кош Гора Роман-Кош
Рома готов к полёту Рома готов к полёту
На вершине горы Кемаль-Эгерек На вершине горы Кемаль-Эгерек
Едем по заповеднику Едем по заповеднику
Небольшой перекус в ложбине Небольшой перекус в ложбине
Вид на Партенит и гору Аю-даг Вид на Партенит и гору Аю-даг Спуск к перевалу Гурзуфское Седло Спуск к перевалу Гурзуфское Седло Крутой подъём закончился Крутой подъём закончился Вечернее небо над горой Роман-Кош Вечернее небо над горой Роман-Кош

Читать дальше...