Зимний экспресс

Иллюстрированное описание похода
2015 год


3 января - день отъезда

Наш поезд №12 Москва-Анапа отправлялся в очень удобное время - в 10:20 утра, что позволило нормально выспаться и без суеты доехать до Казанского вокзала. Накануне я договорился с Виктором о встрече в 9 утра, для того, чтобы без спешки можно было упаковаться и оплатить провоз велосипедов. Чтобы сократить до минимума трансфер по Москве, я доехал на электричке до Павелецкого вокзала, и уже по знакомому пути поехал на Казанский. Утро было тёплое и хмурое, а в районе Покровов даже пошёл мелкий, но довольно густой, дождь. Кое-как доехав до подземного перехода у Садового кольца, я натянул на пуховик ветровку, иначе пух мог намокнуть, а сушить его долго. Какое-то состояние “дежавю” - то же самое было перед нашим с Виктором Окским походом... Правда, тогда мы выезжали с Курского вокзала.

Как назло, оставшийся короткий участок до вокзала дождём уже не поливало, но куртку я снимать не стал. К тому времени уже окончательно рассвело, и в 9:15 я подъехал к входу на перрон. Здесь мне пришлось снимать рюкзак, чтобы пропустить его через сканер. Туда же отправилась и передняя сумка-кофр; велосипед же, будучи полностью разгруженным, гордо проследовал через рамку. Чтобы не цепляться за педали, я их сразу открутил и убрал в подсумок.
Позвонил Виктору. Он ещё был в пути, но ему не надо было упаковываться, поскольку ехал на машине - сын подвозил. Я попытался было купить билеты на велосипеды, но багажная касса внизу почему-то была закрыта, а подниматься на второй этаж с велосипедом и рюкзаком было влом. Поэтому я отложил оплату великов до приезда Виктора, а пока решил потихоньку упаковываться.

После проблемной загрузки-выгрузки в Орловском походе, в этот раз мы решили, кроме съёма педалей и передних колес, также снять ещё и рули, чтобы они не цеплялись за поперечную перегородку, отделяющую купе от прохода. В этот раз нам помогал Илья, сын Виктора. Парень он рослый, но даже в этом варианте укладка второго велосипеда была несколько проблематичной. Хорошо, что сосед по купе нам сочувствовал и даже помогал, чем мог - он тоже когда-то занимался велоспортом.

А в целом загрузка прошла удачно. Один рюкзак мы забросили на третью полку, другой засунули под сиденье. Поезд тронулся минута в минуту, и нам предстоял почти суточный расслабон под стук колес - впервые за много лет я ехал в Крым без ночных побудок на границах, без заполнения дурацких миграционных карт, проверки паспортов и обмена рублей на гривны...

Но Анапа - это еще не Крым, до него ещё надо добраться, итак...

4 января - 1 день похода

Проснулся я где-то в районе разъезда “9-ый километр” - здесь была техническая остановка, на которой меняют электровоз на тепловоз. До Анапы идёт всего одна колея, и та не электрифицирована. За окном радовала глаз ясная погода и отсутствие снега; только вершины сопок были немного припорошены тонким слоем, а где-то вдалеке проглядывали ослепительно белые вершины Кавказкого хребта. Железнодорожная колея причудливо извивалась между холмов, пока вдалеке не показался Витязевский лиман - а это почти Анапа.

В Анапе нам не дали спокойно выгрузиться: проводники ругались, что мы слишком медленно вытаскиваем свои вещи. А всё из-за того, что следом за нами прибывал ещё один поезд, и тоже на эту платформу, хотя рядом была еще одна. В этот раз снятие велосипедов с третьей полки прошло довольно гладко, но всё равно пришлось немного напрячься. Вышли на перрон самыми последними, под ворчание проводниц, и начали распаковывать велосипеды (фото 1).

Из-за дополнительной возни с установкой рулей процесс подготовки к старту немного затянулся... Вот уже и следующий поезд пришёл, а мы всё никак не соберемся. Тем временем откуда-то с моря стали подтягиваться тучи (фото 2), хотя было тепло и почти безветренно. Наконец, всё собрано, и мы выдвигаемся на выход. Вокзал в Анапе крохотный - больше похож на какую-нибудь промежуточную станцию, но довольно чистый и ухоженный. Спустившись на привокзальную площадь, я предложил Виктору перекусить, так как в поезде толком не позавтракали. Рядом была небольшая забегаловка, и мы потратили ещё полчаса на завтрак, хотя время приближалось к полудню, и нам ещё предстоял долгий путь.

Когда мы выбрались на трассу, было уже половина двенадцатого. Солнце уже прогрело воздух почти до 9-10 градусов, поэтому пришлось снимать лишнюю одежду. Ветер пока благоприятствовал - дул с юго-запада. Качество дороги тоже радовало (фото 3). Но постепенно тучи окружили нас (фото 4). Начал накрапывать небольшой дождик, а когда мы подъехали к Уташу, небеса разверзлись сильным дождём, переходящим в мокрый снег. На наше счастье, рядом был магазин, и мы решили переждать непогоду под его козырьком, и заодно перекусить. Через полчаса тучи, уносимые ветром, улетели дальше, а мы продолжили свой путь.

Надо заметить, что, несмотря на кажущуюся равнинность Восточной Кубани, ехать было тяжеловато: дорога то уходила вниз, к руслам рек, то выползала на очередную горку. Запомнился тягун около н.п. Белый: подъём составил более 50-ти метров, и это при встречном ветре. После этого подъема решили немного отдохнуть (фото 5) и прикинуть дальнейшие планы. Здесь, в Белом, была важная развилка дорог: влево уходила основная трасса в Крым, а прямо была дорога на Темрюк. Поскольку направление ветра постепенно менялась на западное, я подумал, что поворачивать на запад, то есть на основную трассу, нет смысла - “мордник” нас измотал бы. Да и прошедший дождь не позволил бы нам свернуть на грунт, на место предполагаемой ночёвки. Поэтому решили ехать на север - на Темрюк: там была запланирована запасная точка ночевки на берегу Азовского моря.

Оставшаяся часть дороги порадовала нас появившемся солнышком и отсутствием осадков (фото 6 - 8). Ехать стало веселее, хотя усталость уже чувствовалась - средняя скорость упала до 10-12 км/ч. В город мы не въезжали, а объехали по восточному краю и выехали на Ростовскую трассу. В станице Голубицкая нашли винный магазин, где купили несколько сортов коньяка производства Фанагорийского завода, а также несколько бутылок воды для ночевки. Теперь нам оставалось проехать станицу и спуститься к морю. Так как я в этих местах был впервые, стоянки выбирал с помощью сервиса “просмотр улиц” на Гугл-картах. Там я высмотрел неплохое местечко перед пересыпью, отделяющей Азовское море от лимана. С юга пляж был прикрыт высоким и крутым склоном, по которому проходила дорога, и имелся автомобильный съезд.

Тем временем вечерело. Наконец показался спуск и открылся вид на море (фото 9). Это немного взбодрило нас, хотя силы уже были на исходе. Без труда нашли съезд с шоссе, спустились и решили сильно не углубляться в пески - не было смысла тащить велики по рыхлому и мелкому, как пыль, ракушечнику. Пляж был пустынным, только одинокая машина стояла в отдалении, да и та скоро уехала. Пока ещё не стемнело, стали ставить палатки. Вечерних посиделок не получилось из-за начавшегося дождя - лишь выпили по 50 грамм коньяка за начало похода и первую ночёвку, после чего залезли в палатки.

На платформе в Анапе. Готовим снаряжение к началу похода
Со стороны моря надвигаются тучи, но пока погода вполне благоприятная
Трасса радовала хорошим покрытием и задне-боковым ветром
Проезжаем мимо Витязевского лимана. Облака догоняют
Отдыхаем на развилке у н.п. Белый после очередного дождя
Пересекаем железную дорогу, ведущую в порт Кавказ, около станции Красная Стрела
Здесь строится дополнительный путь в Крым
Казачий Ерик - один из многочисленных рукавов реки Кубань
После станицы Голубицкая наконец показался берег Азовского моря

Из-за дождя ужин пришлось готовить внутри палатки. Виктор, кажется, вообще отказался от еды - с его стороны уже раздавалось похрапывание. Дождь не прекращался, а, наоборот, всё сильнее хлестал по тенту палатки. Меня лишь успокаивал прогноз погоды на завтра: несмотря на западный ветер, осадков быть не должно. На всякий случай посмотрел несколько сайтов с погодой, и в целом прогноз был тот же. Я попытался заснуть под шум дождя, но проспал недолго. Где-то в полночь начался порывистый ветер, и я почувствовал, что с западной стороны у палатки выскочили колышки. Пришлось вылезать и крепить палатку штормовыми оттяжками, которые я привязал к велосипеду - всё-таки он стоял более надёжно, уперевшись колёсами в торчащую из песка корягу. После этого я уже проспал до утра.

Читать далее