Зимний экспресс

Иллюстрированное описание похода
2015 год


5 января - 2 день похода

Будильник, по старой доброй традиции, был включен на 7 утра, но я проснулся раньше. Дождь уже не хлестал по палатке, хотя западный ветер сохранялся. Азовское море вздыбилось волнами (фото 10), и уже ничто не напоминало идиллию вчерашнего дня. Готовить завтрак пришлось опять в палатке.

Сегодня перед нами стояла главная задача - переправиться на Крымский берег. Как известно, при сильном ветре паромы через Керченский пролив не ходят, а ветер был довольно сильный. Также важной задачей было добраться до переправы в первой половине дня, чтобы успеть пересечь пролив и засветло встать на ночевку. Поэтому долго засиживаться на берегу не стали (фото 11), и в начале десятого выехали на дорогу.

Как только мы вылезли по крутому съезду на шоссе (фото 12), я понял, что сегодняшний день будет непростой. Только до порта Кавказ было около 50-ти километров, и 40 из них нам предстояло ехать против ветра! Поначалу вроде бы нормально ехалось, да и погода была вполне сносная, но первая половина пути постепенно отнимала силы. До станицы Фонталовская шел медленный, но постоянный подъём, вдоль дороги - ни деревца, ни кустика - всё продувалось напором западного ветра, в результате чего скорость была черепашьей, и приходилось часто останавливаться на отдых.

Вот, наконец, мы добрались до развилки с основной дорогой (фото 13, 14). Здесь летом работает овощной рынок (фото 15), а сейчас - пусто, и мы решили тут сделать отдых с переодеванием, так как постоянное кручение против ветра приводит к обильному потоотделению. Дальше должно быть немного полегче, ведь мы будем ехать к морю, значит, будем сбрасывать высоту. Погода нам тоже благоприятствовала: наконец, тучи стали рассеиваться, всё чаще светило солнце.

Мы уже выбивались из графика, но, тем не менее, решили заехать в станицу Фонталовская, чтобы чем-нибудь перекусить. Какое же было облегчение, когда мы свернули с продуваемой дороги! Ветер стал дуть сбоку и чуть сзади, и даже подъём был не так заметен. А возле магазина - вообще красота: ветра нет, солнце светит вовсю - тепло, хорошо, даже уезжать не хочется! Короче, перекусили булочками с кефиром/йогуртом, посидели немного на ступеньках магазина и поехали дальше - нам предстоял финишный рывок до парома.

Конечно, рывком это было сложно назвать - мы по-прежнему плелись со скоростью 10-12 км/ч, иногда останавливаясь на пятиминутные передышки. Дорога от развязки до порта была просто шикарная; наконец появились посадки, и, хотя они были голые, всё-таки немного защищали от ветра (фото 17). Вот, наконец, на горизонте показался Ильич, а за ним - финишная прямая по косе Чушка, по которой, по моим предположениям, будет ехать легче, поскольку ветер будет дуть в правый бок.

Перед самым поворотом нас встретил пост ГАИ. Все машины останавливались для проверки, мы же спокойно проехали без остановки. Справа показалось волнующееся море (фото 18), а вдалеке - Крымский берег, холмы Керченского полуострова. Судя по встречному потоку машин, паромная переправа работала. Это вселяло надежду, что нам удастся переправиться, хотя мы уже здорово отставали от запланированного графика. Главное теперь - попасть в расписание парома.

Нам повезло: мы купили билеты и сразу направились на паром Ионас, который поражал своими огромными размерами. Но вначале надо было пройти таможенную проверку. Имеющийся на КПП сканер был слишком мал для наших рюкзаков, поэтому тётки-пограничницы стали прощупывать наши рюкзаки ручными металлоискателями. Естественно, пищали они везде! Только в районе спального мешка металлодетектор молчал, т.к. там нет железа. Несмотря на это, распаковывать рюкзаки они не заставили - поверили на слово, что оружия и взрывчатки у нас нет. С трудом протиснувшись в узкую дверь КПП, мы устремились в сумрачное чрево Ионаса...

Мы попали на самое начало загрузки. Местный регулировщик движения направил нас сразу к выходному трапу. Следом за нами стали подтягиваться остальные автомобили, и вскоре вся палуба была забита машинами, как селёдкой в бочке. Подняли въездной трап, и сразу стало сумрачно. Чтобы убить время, мы с Виктором по очереди прогулялись наверх, на пассажирскую палубу. Там уже было много народу, а в баре собралась целая очередь - даже чашку чая выпить не удалось. Да и цены там кусачие. Благо паром идёт всего 20-30 минут, - можно и потерпеть.

Несмотря на сильное волнение моря, на корабле оно никак не сказывалось. Более того, паром шёл так плавно, что даже было непонятно, едет он или всё ещё стоит у причала. Ещё задолго до входа в порт Крым начал опускаться трап, повеяло морской свежестью. Пешие пассажиры начали подтягиваться к выходу, те, кто на колёсах - рассаживались в автомобили и автобусы, а мы с Виктором были впереди всех! Корабль пришвартовался, и мы ступили на Крымскую землю! Но и здесь вышла заминка - опять паспортный контроль (фото 19), мужиков отделили от женщин, и каждую фамилию проверяли по своему “талмуду” - электронных гаджетов у них не было.

Тем не менее, время уже перевалило через пять часов. Солнце устало клонилось к горизонту, а нам предстояло подумать о ночлеге. Понятно, что в город ехать было уже поздно, поэтому я решил ночевать на мысе Фонарь - там была цепь небольших бухточек, которые были прикрыты от западных ветров. Не тратя даром времени, мы направились туда, прикупив только воды на ужин. Сразу, с первых метров дороги я понял, что попал в Крым: шоссе с подобием асфальта, яма на канаве... Подавляющая масса автомобилей повернула налево, в сторону Керчи, а мы - направо, к маяку. Последний раз я был здесь летом 2009 года, - тогда была сильная жара, но сейчас здесь всё было по-другому (фото 20).

С трудом вспоминая дорогу, я на всякий случай сверялся с навигатором, который безошибочно вывел нас на окраину посёлка. Теперь ещё пару сотен метров - и мы на месте... Да не тут-то было! Сразу за последним домом твёрдая каменистая дорога закончилась, и пошла глина, которая буквально за пару оборотов колеса забилась во все щели и пустоты. Виктору было немного легче - он ехал сзади меня и не успел крепко завязнуть в этом месиве, да и ви-брейков у него нет. А я, чем больше дёргался, тем сильнее увязал в этом дерьме. Пришлось срочно, волоком, вытаскивать велосипед на травянистую обочину и пытаться как-то очистить колеса, чтобы была возможность хотя бы небольшого прокручивания. Со всей очевидностью стало ясно, что до бухты мы не доедем (и даже не дойдем).

Надо было что-то срочно придумать с ночёвкой. Пока ещё было не так темно, я решил попробовать найти жильё в самом поселке. Только мои попытки были тщетны: люди забаррикадировались в своих лачугах и не выходили ни на стук в ворота, ни на лай собак, как будто все вымерли. Только один мужик вышел, но ничего не мог нам предложить. Тогда я вернулся к Виктору. А он тоже зря времени не терял - обследовал местность к северу от поселка. Узнав о неудачном поиске, он предложил встать прямо за забором последнего дома. Вначале этот вариант показался мне довольно рискованным, но, после детального обследования местности я пришёл к выводу, что это единственный возможный вариант. Тем более что уже наступила ночь, и деваться всё равно некуда.

Итак, затащив велики на небольшой бугор, мы удалились от жилья на пару десятков метров и начали располагаться. Предчувствуя наступление ночного заморозка, я решил прямо сейчас снять оба колеса и как следует вычистить всю грязь, иначе замёрзшую будет выковыривать гораздо труднее. Обратно колёса ставить не стал, а убрал их в нерабочий тамбур палатки. Наконец, все хозяйственные дела были закончены - теперь надо было отметить день рождения Виктора. Для этого я припас ещё одну маленькую бутылочку коньяка, чего Виктор даже не ожидал. Ну, короче, выпили, поболтали немного, после чего Виктор пошел спать, а я ещё немного погулял, полюбовался на восходящую Луну и на полоску огней вдоль косы Чушка (фото 21). Надо заметить, что в темноте наши палатки были совершенно невидимы; только металлические детали велосипедов ещё как-то можно было различить на чёрной земле. Вокруг было тихо, даже собаки успокоились. Убедившись, что всё более-менее спокойно, я тоже пошел спать.

Азовское море разбушевалось
Последние минуты перед выездом
Крутой спуск отделял пляж от шоссе
Транспортная развязка перед станицей Фонталовская
Дорога окружена бескрайними виноградниками. На горизонте проблескивают воды Таманского залива
На сегодняшний день здесь только 2 экологически чистых продукта: Виктор и я...
Остановились у памятника трактористу около н.п. Батарейка
До Ильича осталось несколько километров, а на горизонте показался Крымский берег
Керченский пролив. На заднем плане - маяк и памятник десантникам
Пропускной пункт на Крымской земле
Вечерний вид на мыс Фонарь
Ночные огни на косе Чушка
Читать далее