Зимний экспресс

Иллюстрированное описание похода
2015 год


9 января - 6 день похода

Как обычно, я встал в 7 часов. Сегодня сборы были упрощены, так как не надо было скручивать палатку, только убрать спальный мешок и посуду от утренней готовки еды. На улице было хмуро, но тихо. После двух дней вынужденной спячки организм требовал движения. Но всё по порядку.

В девятом часу пришла хозяйка; мы её отблагодарили, отдали ключи и начали подтягивать рюкзаки к выходу. Она же, чтобы собака нас не покусала, решила доставить наши велики прямо к подъезду. Когда мы вышли наружу, особого тепла не чувствовалось, но, главное, не было ветра и осадков. Наконец, рюкзаки были водружены на багажники, включены навигаторы - можно было смело трогаться в путь.

В посёлке мы уже не останавливались, а сразу направились на выезд. Сегодня предстоял непростой день - нужно было преодолеть несколько перевалов, самым высоким из них был перевал Урбаш высотой 410 метров. Желательно было доехать до Морского, тогда ещё оставалась призрачная надежда встретиться с группой Кузнецова (Рома, оказывается, сагитировал своего симферопольского товарища прокатиться вместе с ним). Но загадывать не стали, как ещё поедется? Подъём на первый (самый простой) перевал показал, что, несмотря на двухдневный отдых, скорость у нас была довольно низкой.

Несмотря на хмурую погоду, окружающие пейзажи радовали непривычно белыми склонами Феодосийских холмов (фото 51). Когда ещё такое увидишь! Машин на дороге практически не было; ветер всё-таки присутствовал, но он дул немного в спину, и к тому же нас прикрывал хребет Биюк-Енышар. Главная трасса Феодосия-Судак порадовала нас новым асфальтовым покрытием (фото 52). Отсюда, от горы Клементьева, нас ждал плавный спуск до самого Коктебеля. Но неожиданным открытием для меня был информационный щит, выставленный на обочине дороги: оказывается, через это место проходит “Золотая Параллель” “Золотая параллель” - фото из интернета - то есть параллель, равноудаленная как от Экватора, так и от Северного Полюса (фото 53). Вот сколько раз здесь проезжал, и никогда не думал об этом! И ещё одна интересная новость: известная многим арка, перекинутая через дорогу перед въездом в Коктебель, с надписью “Страна коньяков” теперь переименована в “страну Коктебель”

В самом посёлке тоже погуляла стихия: в некоторых местах от мороза полопались трубы, вода вытекла на проезжую часть и замёрзла, образовав ледяные торосы. Здесь очень пригодились шипованные покрышки, иначе заноса было не избежать (забегая вперёд, скажу, что они нам ещё не раз пригодятся!). Коктебель мы также проехали без остановки и заходов в магазины. Ведь впереди ещё была Щебетовка - там было запланирована остановка для перекуса.

После Коктебеля начались уже более существенные подъёмы, чем до этого. Про заезд к пещере ”Ухо Земли” речи не было - по асфальту бы доехать. И вроде ехали мы довольно бодро, реально средняя скорость не превышала 10 км/ч. Таким образом, через два часа после старта мы доехали до второго перевальчика (фото 54) у скалы Легенер (фото 55). Пока вроде неплохо. Если мы удержим такую скорость и дальше, то вполне возможно и до Морского докатить.

Опять вниз, до Щебетовки (фото 56). Село стоит на возвышении от уровня моря, поэтому спуск был короче. Здесь находится фирменный винный магазин, и я направился прямо к нему. Магазин работал, но, к сожалению, не продавал вино на розлив - только бутылки. Это несколько расстроило, а покупать целую бутылку не хотелось, поскольку Виктор не очень любит вино, а на одного - много. Поехали искать какую-нибудь харчевню. Добрые люди подсказали, где у них работает кафе - почти на выезде из села. И время было вполне обеденное - 12 часов, впереди - перевал Синор и город Судак.

В кафе было холодно и сыро - лопнули трубы отопления (всё из-за того окаянного мороза!). Несмотря на это, нам приготовили еды, согрели чаю. Виктор ещё попросил кипятка в термос, и эту просьбу удовлетворили. А тем временем через тучи начало проглядывать солнышко, и сразу веселее стало крутить педали. Несмотря на слабый минус, ехать было даже жарко, потому что от Щебетовки начинался длительный подьём по серпантину на перевал. Поскольку листья на деревьях отсутствовали, окружающая местность хорошо просматривалась, один живописный вид открывался за другим. Правда, на одном из поворотов было не до любования видами: дорога была покрыта сплошным льдом, а, поскольку у нас на задних колёсах не было шипов, началась пробуксовка. Пришлось аккуратно выгрести на обочину и, стараясь использовать прогалы во льду, пешком продвигаться дальше (фото 57).

Хорошо, что таких обледенелых мест было немного - всё-таки в основном была возможность ехать. Но осторожность была превыше всего, особенно, когда начался спуск к развилке у Солнечной Долины. Повороты были достаточно крутые, и, если, не дай Бог, попался бы даже небольшой участок голого льда, то слететь с дороги было элементарно.

На счастье, спуск прошёл без падений. Чтобы немного перевести дух и погреться, я предложил Виктору зайти в магазинчик, который торговал вином местного разлива, и пропустить по стаканчику (фото 58). Теперь нам предстоял выбор - либо ехать прямо по трассе, либо поворачивать к Меганому. Я выбрал второй вариант, так как посчитал, что эта дорога, хоть и немного более длинная, но более безопасная в смысле обледенения (поскольку обращена на юг) и не надо было брать ещё один перевал - Синор. В общем, вариант через Солнечную Долину мне казался более логичным.

Действительно, льда на дороге мы уже не встретили. Правда, в самом селе шёл ремонт дороги, и нам пришлось метров триста катить велосипеды по крупному булыжнику, который растаскивал и разравнивал бульдозер. Но тут опять вмешался ветер, который теперь дул с юго-запада, то есть практически мордник. Этот факт основательно подпортил нам график - я даже не стал заходить в магазин при заводе “Архадерессе”, чтобы не тратить время. В общем, ветер издевался над нами до самого Судака! (фото 59) Перед Алчаком мы так выбились из сил, что подъём на крохотный перевальчик, отделяющий Судак от Меганома, мы шли пешком. Но, благодаря этому удалось не проскочить малозаметный поворот (фото 60), который огородами вывел нас прямо на набережную.

Представшее нашему взору море было достойно кисти Айвазовского: низкие тучи, через которые пробиваются лучи солнца, громадные волны необычно бирюзовой раскраски, рассыпающиеся белой пеной у берега... (фото 61) Здесь мы поставили ещё один жирный крест - на посещении Нового Света, поскольку грунтовый перевал нам было не преодолеть. Да и в Судаке ничего не посещали, кроме магазина у рынка, чтобы купить воды на вечер. Добраться до Морского сегодня уже не суждено было. В Судаке тоже можно было наблюдать последствия морозов, т.к. как и в Коктебеле, улица в двух местах была залита водой из лопнувшего водопровода.

Вечер приближался с неумолимой быстротой, а где ночевать - непонятно. Но по-любому из города надо было выезжать. Ночевку на этом участке маршрута я не прорабатывал, поэтому пришлось подбирать стоянку по факту. Для этого пришлось отъехать далеко от города, но места были непригодные. Наконец, слева был замечен съезд, за которым была тропа, идущая параллельно дороге, а чуть в стороне от нее - крохотная полянка на небольшом бугорке. Так как уже начало темнеть, решили ночевать здесь. Правда, немного пришлось подпилить ветки у парочки деревьев (это был единственный случай, когда я использовал лучковую пилу). Но главное - что мы находились в ущелье, которое прикрывало нас от ветра.

Из спиленных веток я сделал небольшой костер, чтобы сжечь мусор и немного подсушить ветровку. Виктор не пожелал греться у костра, предпочтя спальный мешок, а я ещё некоторое время провел у огня, чтобы как-то скрасить вечер. Но как назло, опять начался дождь, сначала робкий, потом всё сильнее и сильнее. Делать нечего - надо было прятаться в палатку, тем более что костер, сделанный из тонких веточек, уже прогорел.

Лёжа в палатке, наудачу включил планшет - вдруг будет связь? Но из-за нашего положения (между двух горных хребтов) сотовая сеть была недоступна. Правда, каким-то чудом мне пришло сообщение по скайпу от Ромы, где он сообщил, что благополучно доехал до Симферополя, но ответить так и не удалось - связь пропала окончательно, и, чтобы не сажать понапрасну аккумулятор, я отключил питание планшета.

Панорама 6-го километра дороги от Орджоникидзе
Выезжаем на трассу в сторону Судака
Пересекаем “Золотую параллель” - 45° северной широты
Отдых на перевале 151 м между Коктебелем и Щебетовкой
Скала Легенер - замыкает горный массив Кара-Даг с севера
Начинаем спуск к Щебетовке
Подъём на перевал Урбаш. Из-за гололёда приходится идти пешком
Винный магазинчик недалеко от поворота к Солнечной Долине
Гора Меганом - вид от поворота рядом с г.Кордон
Судак - вид с востока. Здесь начинается короткая тропинка на набережную
Набережная Судака. На заднем плане - гора Сокол (Куш-Кая) и поселок Новый Свет
Читать далее