Зимний экспресс

Иллюстрированное описание похода
2015 год


15 января - дорога домой

Среди ночи автобус резко затормозил - была техническая остановка в районе станицы Брюховецкая. Сонный народ вывалился на пустынную площадь, на которой, кроме кафешки и туалета, больше ничего не было. Такая же короткая остановка, загрузка и финишный рывок к Ростову.

Я проснулся, нет, скорее, очнулся, когда мы подъезжали к Батайску. Погода здесь разительно отличалась от Крыма: было холодно, по обочинам дороги лежали сугробы. Чем ближе подъезжали к Дону, тем гуще становился туман. Мост через Дон тоже был окутан плотным туманом, под которым угадывалась поверхность реки. Ещё минут пять, и автобус начал выделывать кренделя, подъезжая к Ростовскому автовокзалу. Где-то в начале седьмого мы подъехали к перрону, двери открылись, полусонные люди стали медленно выгружаться. Мы с Виктором тоже кое-как выползли наружу, так как наша дверь оказалась напротив большой ледяной глыбы, удержаться на которой, чтобы не соскользнуть, было довольно сложно.

Мы не сразу сориентировались, в какую сторону надо было идти к железнодорожному вокзалу (фото 123), в результате пошли по длинному пути, перелезая через сугробы и трамвайные пути. Хорошо, что вокзалы стоят рядом - через 5 минут мы уже были внутри и прошли сканирование. Теперь первым делом - в кассу: оставшуюся часть пути до дома хотелось доехать в более человеческих условиях, хотелось нормально выспаться, да и просто растянуться в горизонтальном положении. Народу в кассы было мало, но свободных мест на ближайшие рейсы было немного. Нам предложили всего два поезда - утром, через час с небольшим, и дневной. От утреннего поезда мы отказались, потому что он был проходной и прибывал в Москву слишком рано. Дневной поезд был местный, Ростовский, и время прибытия было вполне разумное. Взяв билеты, мы поднялись на второй этаж, в зал ожидания, где провели несколько часов до отхода.

Поезд подали за полчаса до отправления. Мы заблаговременно подтянулись к нашему вагону, благо он находился прямо напротив вокзала. Нам достались верхние места,и к тому же у туалета, но другого варианта не было. Проблема могла быть при укладке велосипедов на третью полку, но тут нам повезло: проводники разрешили, точнее, посоветовали расположить наши велики в нерабочем тамбуре. Мы их поставили вертикально, а, чтобы они не упали, я пристегнул их резиновым шнуром, зацепив его за дверную ручку и какую-то щель в корпусе вагона (фото 127). Рюкзаки закинули на третьи полки.

Ну, вот теперь можно было расслабиться - ещё 15 часов езды, и мы почти дома. Погода за окном была солнечная, но морозная. Вскоре мы выехали к Дону, который был покрыт сверкающим льдом. Некоторое время поезд шёл вдоль реки, обгоняя ледокол, прокладывающий путь по реке (фото 126). Затем опять сгустился туман, и казалось, что мы едем в разбавленном водой молоке. Поезд №19 относился к фирменным, поэтому остановок делал мало, но на станции Лихая стоял минут пятнадцать. Мы с Виктором вышли подышать свежим воздухом (фото 128, 129). Туман и здесь покрывал окружающую местность, было холодно и сыро. Темнело здесь тоже раньше, чем в Крыму, и, когда мы подъехали к Миллерово, было уже темно. Конечно, мне было любопытно посмотреть на станцию Чертково, т.к. здесь железная дорога проходит по самой границе с Украиной (пос. Меловое к западу от жд полотна - это уже соседнее государство), но это было бесполезно - тьма и мгла вокруг. Поэтому, не дожидаясь, я завалился спать, ведь уже в шесть утра надо было вставать.

Вот так и завершился наш необычный, зимний велопоход по Крыму и Тамани. Утром спокойно вышли: вынесли сначала рюкзаки, а велосипеды вынесли через соседний вагон, чтобы не толкаться в своём вагоне. Проводница соседнего вагона немного удивилась, но пропустила нас. Пока собирали велики, посветлело; я расстался с Виктором и поехал известной дорогой на свою электричку.

Здание железнодорожного вокзала в Ростове-на-Дону
Автовокзал Ростова отделяет от железной дороги река Темерник
Указатель дорог у автовокзала
Ледокол идёт по Дону
Наши велосипеды уютно расположились в нерабочем тамбуре
Дышим воздухом на станции Лихая
До Москвы осталось 1062 километра

Итоги и размышления

Главный итог похода в том, что он совершился. Пусть с изменениями маршрута, с нарушением сроков - всё-таки бóльшую часть мы проехали.
В связи с резкой погодной аномалией, случившейся на 4-й и 5-й день путешествия, мы фактически были блокированы в пос. Орджоникидзе, из-за чего план последних дней был сорван.

В целом зима в Крыму непригодна для путешествия на велосипедах, поскольку, как таковой, зимы в Крыму не бывает. Есть зимние месяцы, климат которых представляет большой набор вариантов осени, весны, зимы, хаотично перемешанных в разных пропорциях и в разных районах. Смена погоды может происходить быстро и непредсказуемо, что заставляет возить с собой много лишних вещей на все случаи жизни.

Зимой в Крыму, особенно в восточных районах, практически невозможно (и непредсказуемо) передвигаться по грунтам - из-за смены заморозков на оттепель и из-за продолжительных дождей. Отсюда резко ограничен выбор маршрутов, подъезд к интересным и труднодоступным местам.

В данный исторический момент, из-за невозможности попасть в Крым через территорию Украины, усложняется (удорожается, удлиняется и т.д.) трансфер до полуострова. Решение вопроса с помощью авиаперелёта пока не рассматривался.

Лично для меня климатические условия в этот период не устраивают в связи с постоянной сыростью, невозможностью сушить одежду и из-за короткого светового дня, который ограничивает время активного передвижения.

Читать сначала