Иллюстрированный рассказ"По тропам горного Крыма"
Десятый день пути
|
Профиль участка | Карта участка |
---|---|
Пройденный километраж: 42 км
Суммарная высота подъёма: 431 м Время в пути: 9ч00м Средняя скорость движения: 18.4 км/ч |
Ночь прошла спокойно, хотя где-то недалеко тоже кто-то ночевал - был слышен лай собаки. Дождь так и не разошёлся, но было пасмурно. После завтрака и пополнения запасов воды, в 10:00 мы начали подъём к перевалу у г. Ат-Баш, к тому месту, откуда начинается Еврейская тропа. Наш путь лежал вдоль края Байдаро-Кастропольской стены до горы Спирады, потом через Карадагский лес - к Шайтан-Мердвеню. Вначале тропа была вполне проезжей, но вскоре начался карровый кошмар: островерхие камни, словно зубы дракона, торчали на каждом шагу. Для пешего путника проблем было меньше - перешагнул камень и пошёл дальше, но перетаскивать гружёный велосипед, цепляющийся педалями за каменные выступы, это совсем другое. Сразу вспомнился поход 1991 года, когда мы шли параллельной тропой в том же направлении, с теми же трудностями, как и сейчас.
С края Стены хорошо был виден весь южный берег (фото 93), только красотами природы приходилось любоваться редко, больше глядели себе под ноги и колёса. Илья был по-прежнему впереди и успевал полазить по скалам, не забывая позировать в эффектных ракурсах (фото 94).
Постепенно тропа отворачивала от края, и вот пошёл низкорослый лес, заваленный листвой, ветками и камнями. Ехать было невозможно, хотя тропа пошла вниз. Группа растянулась и растерялась в зарослях. Хорошо, что скоро лес закончился, и мы вышли на пологий подъём к горе Спирады. Когда все подтянулись, выяснилась причина задержки: у Тани сломался багажник (опять алюминий), поэтому пришлось потратить немного времени на ремонт.
При подъёме на гору тропа пошла хорошая, а за горой - вообще чуть ли не дорога. Таким образом, на 2 км каменистой тропы мы потратили час сорок. На Спирадах немного отдохнули (фото 95), и после отдыха уже поехали, сначала по открытой местности, а потом через лес (фото 96). Здесь уже была двухколейка, даже УАЗик стоял на опушке - видимо, он заехал со стороны Родниковского. Обрадованные хорошей дорогой, все рванули вперёд. Остановились лишь у развилки, недалеко от горы Трапан-Баир, чтобы никого не потерять (фото 97).
Далее спуск прекратился: трек шёл вдоль горы Бюзюка, поэтому дорога то набирала высоту, то сбрасывала. Ехать приходилось осторожно, так как на пути были камни, ветки, глубокие колеи и прочие атрибуты горного лесного просёлка. Вскоре дорога выскочила на полянку, с которой открывался красивый вид на Чернореченское водохранилище (фото 98). Здесь мы ещё немного отдохнули, и, как только появился Андрей, тронулись дальше. Илья, уставший уже всех ждать на каждом повороте, сказал, что поедет вперёд один, чтобы успеть набрать орехов, и след его простыл.
Чем ближе мы продвигались к Шайтану, тем больше дорог появлялось вокруг. Ориентироваться приходилось по GPS, так как кругом лес, ничего не видно. Не надеясь, что Андрей правильно определит путь по своему навигатору (почему-то и у него, и у второго Андрея - Абрашитова - была проблема с отображением моего трека, а у Ильи всё было нормально…), приходилось ждать его на развилках. Сам перевал остался слева от нас, а мы, преодолев небольшой виток серпантина, выбрались на открытый гребень в районе горы Кильсе-Бурун. Здесь пошла твёрдая дорога, с небольшим понижением, и все поехали, опять каждый в своём темпе. Порядок был примерно следующий: первым был Илья (где-то далеко впереди), потом ехали Игорь, Лёша, Виталик и Железов, потом с большим отрывом - Сергей, Таня, Тимошенко и я. К сожалению, опять, как и во второй день пути, вторая подгруппа пропустила поворот, и, вместо того, чтобы попасть к Байдарским Воротам, поехала прямиком в Орлиное, обогнув гору Чху-Баир с северо-востока. В затруднительное положение попал Игорь: он остановился, чтобы подождать остальных, но не дождался, и ему пришлось в одиночку выбираться к шоссе.
Мы тем временем уже спустились на шоссе, ведущее в Орлиное. Сергей связался с ребятами - они как раз находились на перевале - и сообщил им, что мы уже внизу, и договорились встречаться в селе. На окраине села мы заметили кафе прямо у дороги и решили здесь дождаться ребят. Они вскоре подъехали, но не было только Игоря; телефон его не отвечал. Я сбросил ему СМСку и продолжал вызывать обычным способом. Наконец он догадался включить телефон, и я узнал, что с ним всё в порядке, и что он скоро приедет.
Тем временем приготовили наш заказ, и мы принялись за обед (фото 99). Вот и Игорь приехал; с нами не было только Ильи, который прибудет на ночёвку. Почти на два часа растянулся обед, некоторые успели заказать по второму кругу. Но время бежит, а нам надо ещё найти хорошее место для лагеря. Один велосипедист нам подсказал, что у озера недалеко от поворота на Алсу есть такое место - они сами там ночевали. Кроме того, есть ещё Торопова дача и стоянка 17-й километр, в качестве запасного варианта.
После кафе мы ещё остановились у магазина, закупили необходимые продукты и поехали по хорошему и пустынному шоссе в сторону Севастополя. Миновав небольшой по высоте Перовский перевал, выехали на трассу (фото 100). Здесь уже надо быть более внимательным - мы уже отвыкли от оживлённых дорог.
До Тороповой Дачи был единый и почти равномерный спуск, позволявший разогнаться до 50-55 км/ч. На самой Даче какая-то злая тётка не разрешила нам ночевать, и тогда мы поехали к озеру. Рядом находился заброшенный завод, оставшийся после неудачного строительства секретного командного пункта. Мы проехали вдоль берега с полкилометра, но того места, что описал нам велосипедист, не нашли. Тем временем, начинало смеркаться; тогда была предпринята пешая разведка, в результате которой обнаружилась вполне приемлемая полянка, скрытая от проезжей дороги небольшой рощей. По соседству, правда, уже было жильё одного старичка-отшельника, но он нам сильно не мешал, наоборот, даже принёс хвороста для растопки костра. Илье я отослал СМСку с нашими координатами, по которым он нас без труда нашёл. Да здравствуют высокие технологии!
Когда уже стемнело, я решил искупаться в озере. Хороших подступов к воде найти было сложно - либо топко, либо камыши, но в одном месте всё-таки удалось. Вода была вполне терпимая, только дно илистое. Зато получил заряд бодрости.