Иллюстрированный рассказ

"По тропам горного Крыма"


Одиннадцатый день пути
05 октября

Профиль участка Карта участка
профиль трека
Пройденный километраж: 43,2 км
Суммарная высота подъёма: 733 м
Время в пути: 7ч21м
Средняя скорость движения: 19.5 км/ч

Всё ближе и ближе подкрадывался конец маршрута. Вот уж и Севастополь рядом. Только торопиться туда нам ещё рано. Сегодня по плану у нас осмотр объекта №221 и посещение музея в Балаклаве, то есть день в основном экскурсионный, а не ездовой.

Утро было тёплым и хмурым, а потом и вовсе пошёл мелкий дождик. Готовить завтрак пришлось, не вылезая из палатки. Постепенно дождь прекратился, но всё равно было очень влажно - сушить палатку было бесполезно. Со стоянки выехали в четверть одиннадцатого. Нас провожал вчерашний мужичок, разбуженный очередным взрывом баллона. Он очень обрадовался, когда ребята отдали ему часть продуктов, и довёл нас до самого шоссе, хотя мы бы и сами без труда нашли дорогу.

Вначале нам пришлось проехать немного назад, навстречу движению, чтобы через полкилометра повернуть на шоссе, ведущее в Морозовку (фото 101). Дорога круто набирала высоту, взбираясь на склон горы Шаан-Кая, и вскоре справа показалась воинская часть, оставшаяся, по-видимому, с тех пор, когда объект был секретным (даже можно сказать, суперсекретным). Часовой внимательно проследил за нашим движением, но ничего не предпринял, и мы проехали дальше.

После поворота направо нам пришлось преодолевать земляную насыпь на дороге, затем, через несколько метров, железобетонные блоки - запоздалые меры против мародёров; только всё равно объект был уже разграблен дочиста - тонны цветмета давно уже вывезены, всё, что можно было сдать в металлолом - сдано, даже железную арматуру из железобетона повыламывали.

Крутизна дороги увеличилась значительно - кое-где даже пришлось идти пешком (фото 102). Наконец мы достигли входа в тоннель, который издалека был похож на обычный панельный дом, только с нарисованными окнами (почти как в сказке "Приключения Буратино"). Оставив велосипеды внутри наземной части комплекса и взяв фонарики, мы вошли внутрь. Поначалу было немного жутковато - фонарики могли осветить лишь малую часть тоннеля, а дальше - только чёрная бесконечная нора, только гулкое эхо шагов нарушало это мрачное безмолвие (фото 103). Посредине тоннеля через равные промежутки находились круглые колодцы, вероятно, для прокладки коммуникаций. Шли осторожно, постоянно светив себе под ноги. От холода и сырости фонарики стали светить слабее, поэтому, дойдя до развилки (фото 104), мы не стали углубляться дальше, чтобы не остаться совсем без света, а только лишь осмотрели ближайшие несколько метров тоннеля, уходившего влево, и повернули обратно.

После выхода на свет божий мы сделали коллективную фотографию у фальшивого дома (фото 105) и поехали обратно. Погода постепенно улучшалась, но запланированный участок по грунту (через Резервное и гору Аскети) ехать не хотелось, потому что пришлось бы потерять больше времени, чтобы вернуться назад, в Резервное, и потом месить грязь на подмокших грунтовках. Поэтому поехали по трассе, и после моста через железку повернули налево. Далее - быстрый спуск в Балаклаву, заезд на рынок и опять вниз, к музею. Совсем недавно это был тоже очень секретный объект, полностью спрятанный в горе и предназначенный для ремонта подводных лодок (фото 106), но после раздела Черноморского флота пришедшего в упадок из-за своей невостребованности.

Приехали мы очень удачно: подождав всего минут пятнадцать, нас пригласили на экскурсию. Велосипеды мы оставили на улице под присмотром охранника. Экскурсия длилась около часа, при этом нам показали лишь часть всех сооружений (фото 107 - 109), а я так рассчитывал попасть на противоположный конец дока - посмотреть на открытое море… Описание экскурсии не входит в тему данного рассказа, хотя оба объекта (Балаклавский завод и недостроенный ЗКП), в которых мы побывали, стоят того, чтобы рассказать о них отдельно. И не только рассказать, но и ещё раз побывать, чтобы сильнее осознать ту титаническую работу, потраченную на постройку этих сооружений, и то, во что эти усилия превратились сейчас...

Когда мы вышли из чрева горы, погода совсем наладилась. На сегодня экскурсии закончились, и мы начали выбираться из города. Ещё раз зашли на рынок, купили еды на вечер и по длинному противному тягуну поехали в сторону Севастополя. На этот раз, чтобы не корячиться на крутых подъёмах, мы объехали гору Высота Горная вокруг и затем, уже по знакомой дороге, направились в сторону Фиолента. В посёлке Первомайский я предложил запастись водой в магазинчике рядом с дорогой, поскольку на стоянке воды нет. Чтобы не испытывать судьбу поиском места ночёвки, решили остановиться по старинке - на полянке около железной лестницы.

До заката оставалось полтора часа, и пользуясь такой возможностью, мы группами сходили на прогулку к мысу Фиолент (фото 110). Почему-то раньше никогда не удавалось побывать на другой стороне мыса, и в этот раз я уговорил своих попутчиков прогуляться туда. На самом мысе находился охраняемый объект, огороженный колючкой, на котором находился маяк и какие-то локаторы. За мысом начинался обрыв, с которого было видно всё побережье до мыса Айя (фото 111). А прямо под нами, нарушая гладь моря, торчали две скалы - Орест и Пилад. Полюбовавшись великолепным видом, мы пошли обратно, наблюдая, как солнце медленно, но неумолимо приближалось к горизонту, немного застряв в облаках (фото 112).

Я поставил в этот раз палатку с целью немного её просушить (обычно на этом месте я спал только в спальнике), при этом почти перегородив подход со стороны лестницы. Поляна оказалась немного тесновата для нашего лагеря. Хоть уже давно стемнело, спать никто не собирался (фото 113). Илья, как обычно, раскочегарил костёр (фото 114), притащив откуда-то деревянный каркас от дивана. На этот раз костёр был чисто символическим, так как было тепло и сухо, и ужин на нём никто не готовил. Здесь наш предотъездный день закончился - все постепенно разошлись спать.

Поворот на Алсу Поворот на Алсу Подъезжаем к объекту №221 Подъезжаем к объекту №221 Тоннель в бесконечность Тоннель в бесконечность Тоннель раздваивается Тоннель раздваивается Наземные постройки с нарисованными окнами Наземные постройки с нарисованными окнами Балаклава. Суперсекретный завод по ремонту подводных лодок Балаклава. Суперсекретный завод по ремонту подводных лодок Внутри сухого дока Внутри сухого дока Таким могло быть наше будущее Таким могло быть наше будущее Андрей что-то рассматривает в перископе Андрей что-то рассматривает в перископе Вечером на Фиоленте Вечером на Фиоленте Панорама южных обрывов плато Кая-Баш Панорама южных обрывов плато Кая-Баш Закат над Фиолентом Закат над Фиолентом Вечерние посиделки на заключительной ночёвке Вечерние посиделки на заключительной ночёвке Лёша у костра Лёша у костра
Читать дальше...