Иллюстрированный рассказ

"По тропам горного Крыма"

Второй день пути
26 сентября

Профиль участка Карта участка
профиль трека
Пройденный километраж: 38,0 км
Время в пути: 9ч37м
Средняя скорость движения: 15.4 км/ч

Несмотря на то, что проснулись довольно рано, выехать в запланированный срок не получилось. Во-первых, под утро, несмотря на тёплую ночь, выпала роса и палатки отсырели - надо было их высушить. Во-вторых, ходили на поиски родника, и всё-таки нашли его, но он был очень слабым, приходилось мелкой кружкой осторожно черпать воду и ждать, когда лужица вновь наполнится водой (фото 12). В-третьих, ходили к менгиру (фото 13) - на всё это ушло 2,5 часа.

Наконец в 10 часов выехали на вчерашнюю дорогу и стали ждать, когда остальные подтянутся. Только вот Илье ждать не хочется: ему надо ехать, как говорят караванщики, "у него газета в жопе горит". Сам Илья объяснял свою спешку желанием заехать на рынок. Я его удерживать не стал: он, пожалуй, был самым сильным участником в нашей группе, его не устраивал такой медленный темп езды. Договорившись встретиться во дворце, Илья с Игорем умчались в Бахчисарай.

Вот, наконец, все собрались, и мы тронулись в путь. По моему плану надо было спускаться в город короткой дорогой, которая выходила прямо к ханскому дворцу, но пока я занимался фотосъёмкой (фото 14), группа проехала вперёд и пропустила нужный поворот. Когда я их догнал, они уже подъехали к выезду из города. От нужного поворота мы отъехали на 3 км вниз, поэтому поворачивать обратно уже не было смысла, пришлось выезжать на шоссе и ехать через весь город к дворцу. Обидно, что уже во второй раз не получилось посмотреть на город сверху, да и время потеряли.

Тем не менее, мы таки доехали до дворца и, поскольку многие здесь ни разу не были, было выделено свободное время на осмотр достопримечательностей. Все разбрелись кто куда: Ольга с Таней взяли билеты на экскурсию, Андрей с Виталиком тоже взяли, но решили променять экскурсию на большую тарелку чебуреков с салатом; Андрей с Ириной просто прогуливались по двору; Юра обнаружил дырку в камере и начал ремонт, а Лёша просто растянулся на траве позагорать. Я предложил Серёге тоже пойти перекусить, позже к нам присоединился Юра с Лёшей, а Андрею я купил чебуреков на вынос, т.к. он оставался сторожем при велосипедах. А наши вегетарианцы (Илья с Игорем), вернувшись с рынка и накупив винограда и ещё каких-то фруктов, с большим удовольствием всё это поглощали.

Время бежит неумолимо, и, когда мы дозрели на выезд, уже было половина первого. Об Алимовой и Змеиной балке с их крутыми и каменистыми подъёмами и спусками пришлось забыть - иначе мы не успеем вовремя прибыть в Научный, где нас ждёт экскурсия. Чтобы компенсировать людям вчерашнее незапланированное продирание через дебри Баклы, я предложил поехать по асфальту - через Предущельное, Машино и Кудрино (фото 15). Эта дорога идет вверх по долине реки Кача, которая пропилила в скалах каньон, и по-своему красива (фото 16). Надо сказать, что мы её никогда целиком не проезжали. Заодно и время выиграем.

На нашу беду, в Бахчисарай мы попали в субботу. Огромное количество отдыхающих, экскурсантов, свадебных кортежей, велосипедистов, торговцев и просто жителей создавало сутолоку и неразбериху. Около дворца из-за избытка автобусов образовалась пробка, из которой мы еле выехали, при этом потеряв Андрея с Ириной. Вернувшись назад, я их обнаружил готовыми ехать, но, как мне показалось, почему-то в другую сторону. Наконец этот ужас оказался позади, и мы направились на выезд из города.

До Верхоречья доехали без приключений. Хороший асфальт, ровная дорога, вьющаяся вдоль южных обрывов Качи-Кальона и отличная погода были как по заказу. Быстро проскочили две деревни и в 14:15 приехали в Верхоречье (фото 17). Отсюда дорога была знакома по прошлому году. До Научного было уже рукой подать, и теперь я начал думать, как использовать эту уйму времени, которая образовалась до начала экскурсии.

Для начала мы немного посидели в тени большого дерева, росшего у братской могилы. Часть людей начала подъём, другая часть наслаждалась поеданием дыни (фото 18). Наконец все тронулись в путь, и, как в прошлый раз, первые несколько десятков метров давались тяжело из-за крутизны и солнцепёка. Но потом дорога начала выполаживаться, и многие участки можно было въезжать. Я иногда умышленно шёл пешком: во-первых, не хотелось насиловать велосипед - он и так уже скрипел от старости, во-вторых, когда идёшь пешком, больше видишь вокруг, так как не надо постоянно смотреть под колесо, и, наконец, это разгрузка мышц.

В этот раз подъём мне показался легче, чем в прошлом году. Не успел я опомниться, как уже показалась окраина посёлка. Все, кроме Андрея и Юры, были уже далеко впереди. Я надеялся найти всех у магазина. Уже выбравшись на верхнюю улицу, узнаю грустную новость - магазины наверху сегодня работать не будут. Пришлось спускаться вниз, и опять незадача: здесь магазин закрыт на обед до 4 часов… Опять поднимаюсь к развилке, где Таня сторожит Юрин велосипед (Юра решил идти в магазин пешком, а, узнав, что тот на обеде, решил уже не подниматься, и… заснул на лавочке). Через некоторое время подъехал Илья и предложил поехать на разведку места ночёвки - чтобы ночью не рыскать по округе. Я приблизительно знал хорошее место (мне о нём рассказал Сергей Назаров, - он работает на КрАО) - около небольшого пруда, почти рядом с обсерваторией. Туда мы поехали через нижний магазин (он, на наше счастье, открылся раньше времени), и, по наводке местных ребятишек, выехали к верхнему пруду. Место довольно приличное, даже есть стол и каркас для навеса (фото 19), но неугомонный Илья решил осмотреть всю местность в округе. После 15-минутного осмотра ничего лучшего не нашлось, и мы поехали к КПП, по пути заметив ещё одну полянку, поросшую грецким орехом, совсем рядом с обсерваторией (фото 20).

Наконец вся группа скучковалась у шлагбаума (фото 21). Пользуясь паузой, народ готовил себе еду - Ольга с Таней устроились в парке, а Сергей с Андреем и Виталиком - прямо у забора КПП. Теперь оставалось ждать экскурсовода. Я предложил всем одеться потеплее, поскольку знаю переменчивую погоду этих мест, и не ошибся - когда солнце склонилось к горизонту, подул холодный ветер, и создавалось впечатление, что космос стал к тебе ближе…

В 19 часов подошла женщина-администратор, собрала с желающих поглазеть в /на телескопы деньги (а, кроме нас, было ещё две группы), после чего очаровательная сотрудница КрАО Света повела нас в уникальный для своего времени (увы) комплекс обсерваторий (фото 22). Пока ещё было светло, мы смогли оглядеть окрестности городка с кольцевого балкона телескопа Шайна (фото 23), затем перешли в другую башню (фото 24)… Но это уже тема другого рассказа, скажу только, что под конец экскурсии, ожидая очереди к маленькому телескопу, чтобы посмотреть на Юпитер и Луну, я уже основательно замёрз, хотя и оделся. Немного отогрелись мы, когда посетили небольшую лекцию, которая проходила в помещении.

Экскурсия закончилась в 10 часов вечера. Мы вернулись к нашим велосипедам, которые охранялись сотрудником КПП (по 1 гривне за 2 колеса), и в кромешной темноте двинулись к разведанной поляне. Двигались плотно, чтобы никто не потерялся. Светодиодные фонарики помогали мало, а велофара была, кажется, только у Лёши. Решили ночевать на ореховой поляне. Там, как ни странно, оказалось намного теплее, чем у телескопов. Но Илюха всё равно развёл костёр, несмотря на близость жилья. Собака гавкала периодически, но никто не вышел.

Родник в менгирной балке Родник в менгирной балке Собственно менгир - вертикальный камень высотой 4 м Собственно менгир - вертикальный камень высотой 4 м С севера Бахчисарай закрыт скалами С севера Бахчисарай закрыт скалами Дорога в Верхоречье Дорога в Верхоречье Скалы Качи-Кальона Скалы Качи-Кальона Верхоречье: начало подъёма к Научному Верхоречье: начало подъёма к Научному Небольшой перекус на выезде из Верхоречья Небольшой перекус на выезде из Верхоречья Поляна рядом с озером в Научном Поляна рядом с озером в Научном Одна из башен обсерватории Одна из башен обсерватории В ожидании экскурсии В ожидании экскурсии Экскурсовод Света, м.н.с. Экскурсовод Света, м.н.с. Окрестности Научного (вид с телескопа) Окрестности Научного (вид с телескопа) Взгляд во вселенную Взгляд во вселенную