Иллюстрированный рассказ

"По тропам горного Крыма"


Первый день пути
25 сентября

Профиль участка Карта участка
профиль трека Просмотр карты в отдельном окне
Пройденный километраж: 47,65 км
Суммарная высота подъёма: 877 м
Время в пути: 9ч06м
Средняя скорость движения: 14.9 км/ч

Поезд прибыл в Симферополь по расписанию. Выгрузились штатно, но сборы немного затянулись (фото 1). За это время нас догнал поезд, на котором приехал Лёша. Немного раньше подъехал Илья - он в Крыму уже второй день и, наверное, успел сделать запас орехов. Орехи и фрукты служили ему основной едой, мясо и супы всякие он не употреблял.

Пока упаковывались и перебирались на первую платформу, Алексей почти собрался, и, ещё немного подождав его, мы в составе 12 человек в 10:30 выехали от вокзала и направились к магазину «Вертикаль», где находится КСС и где мы должны были встретиться с Юрой из Харькова. Он уже заждался нас, но, наконец, все формальности с регистрацией закончились, и мы поехали - вначале к обменному пункту, затем - на рынок, благо всё было по дороге.

День обещал быть погожим. Сразу после выезда из города, мы свернули влево, на Фонтаны, и через 4 километра после поворота остановились, чтобы переодеться в более подходящую одежду. Дорога вначале немного набирала высоту, огибая скалистый холм Таш-Джарган, потом начался хороший спуск, закончившийся у плотины Партизанского водохранилища. Группа немного растянулась, но при таком количестве народа это было неудивительно. Вновь появилась мысль о разделе группы на 2 части, возникшая ещё перед началом похода, и теперь это стало очевидным. Только по результатам первых километров трудно было решить, как разделять группу, каким маршрутом поедет вновь образованная подгруппа и кто ее поведёт.

Проскочив на спуске все более-менее приличные магазины в Партизанском, мы приехали в Малиновку, где вообще не было торговых точек... Оставалась надежда закупаться в Скалистом, но до него надо было миновать гору Бакла.

Несмотря на то, что трек я составлял очень тщательно, некоторые места всё равно оставались недостаточно проработанными - из-за неточности или устаревания карт, отсутствия подробных спутниковых снимков или из-за невозможности что-либо там разглядеть. Ещё одним из подводных камней являются непреодолимые объекты, не выражающиеся в масштабах карты или спутникового снимка. Это могут быть заборы, частные территории, обрывы и т.п. Окрестность горы Бакла была первым таким участком. Из-за густого леса дорога на снимке не просматривалась, хотя именно здесь проходил плановый туристический маршрут. Переехав по железному мосту на левый берег Альмы, мы заехали во дворы деревни, в тупик. Хорошо, что кто-то нам крикнул из домов, чтобы мы вернулись к мосту. Мы так и сделали, и когда вернулись, увидели круто понимающуюся колею левее деревни. Это уже был серьёзный подъём, что даже некоторые участники толкали велосипеды по двое (фото 2).

Подъём, хоть и был крут, но по протяжённости - небольшой, закончившийся весёлой полянкой. На ней мы остановились, чтобы отдышаться и перекусить (фото 3). Дальше дорога разветвлялась: правая уходила вниз, левая - немного вверх, прячась в лесу. И, хотя правая дорога казалась более накатанной, она шла в обход горы Бакла, поэтому мне не хотелось сбрасывать набранную высоту. Тогда мы поехали влево, и вскоре выехали на обрывы горы Куктамезский Бугор, сглаженные ветром и временем. Оттуда открывался прекрасный вид на Партизанское водохранилище и предгорья, которые венчала на горизонте массивная гора Чатыр-Даг (фото 4).

После короткого отдыха мы двинулись дальше, но, к великому нашему разочарованию, тропинка внезапно исчезла. После небольшой разведки удалось обнаружить заросшую тропу, но она уходила влево и круто вниз. Нам же надо было брать правее, поэтому решили ехать прямо через лес. Мне сразу вспомнился прошлогодний участок в районе Пятой балки, где мы с Ильёй в буквальном смысле продирались сквозь сплетения ветвей. Здесь лес не был таким плотным, но ехать всё равно было невозможно. Иногда попадались намётки троп, но они были без выраженного направления, скорее всего, кабаньи.

Чем дольше мы ломились через чащу, тем сильнее рассыпалась группа. Каждый искал свой, единственно правильный путь. У Андрея с Виталиком были радиостанции - они могли держать связь между собой, с остальными перекликались по старинке - голосом. Несмотря на то, что у многих были навигаторы, двигались они как-то неуверенно. Может быть, из-за того, что мы немного изменили курс и двигались не по треку? И где же здесь проходит плановая туристическая тропа №108?? Вскоре попалась заросшая просека, обозначенная у владельцев картографических GPS как «асфальтовая дорога». Дождавшись отставших, мы уже более плотной группой двинулись по ней. Ехать по ней тоже не удалось, но хотя бы ветки не цеплялись и не обдирали ноги. В конце концов, мы выбрались на лесную дорогу, по которой можно было даже ехать (здесь, наконец, мы вышли на запланированный трек), и доехали до огромной поляны. Здесь устроили небольшой привал, чтобы сориентироваться и дождаться остальных (фото 5). Чтобы не тягать в гору гружёные велы, решили сходить в пешую разведку на саму вершину горы, оставив в качестве дежурного Андрея Тимошенко. Он приехал последним, и ему лучше было отдохнуть.

Через пять минут мы достигли края, с которого хорошо было видно всю долину, от водохранилища до камнедробильного завода. Пещерный город находился к западу от вершины и значительно ниже её (фото 6), Получается, зря мы поднимались в поте лица и ломились через дебри - проще было бы подъехать снизу. А кто же об этом знал!

Следующим коротким этапом нашего пути была переброска к пещерному городу. Обогнув поляну против часовой стрелки, мы остановились на живописном обрыве, бросили велосипеды и пошли осматривать пещеры (фото 7, 8, 9). Их было немного, или просто другие были дальше, но и то, что мы увидели, было интересно. Сколько раз приходилось проезжать мимо этих мест, а попали только сейчас. Только расслабляться времени не было, надо было двигаться дальше.

Ещё от Баклы я наметил дальнейший путь - по скальному карнизу и вправо, к Скалистому. По пути встретился крест, установленный на месте захоронения христиан. Дальше дорога стала забирать вправо и начался щебнистый спуск в сторону карьера. Приходилось всё внимание сосредоточить на дороге, чтобы не налететь на сыпуху или камень. Мне, правда, не повезло: внезапно остановившаяся передо мной Ольга перегородила путь, и я, отстегнув правую ногу, завалился налево (!), ободрав при этом коленку. Татьяне повезло ещё меньше: её вынесло на сыпуху, велосипед потерял управление, в результате - рана на ладони, коленке и почему-то ещё и на плече...

После каменистого грейдера пошёл плохонький асфальт, огибающий карьер. По нему мы скатились в Скалистое, и наконец-то добрались до магазина. На всякий случай я рекомендовал ребятам купить воды, на тот случай, если мы не найдём родник или он окажется пересохшим. Я, кроме того, купил бутылку вина, чтобы отметить начало похода, но, как выяснится позже, народ собрался непьющий - меня поддержала только Ольга, а Таня с Ирой только слегка пригубили.

На сегодняшний день нам оставалось проехать 10 километров, но дорога была незнакомая, из-за чего мы немного замешкались на краю села, соображая, как лучше ехать. Прямо шёл хороший асфальт, ведущий в пос. Научный, но там мы должны быть только завтра вечером. Поэтому мы свернули вправо и, после форсирования ручья стали подниматься по грунтовому просёлку в направлении горы Каблук. Дорога хорошо накатанная, достаточно ровная для того, чтобы по ней можно было ехать. Только в одном месте нас ожидал маленький, но крутой подъём с таким же крутым спуском (фото 10). Его даже можно было объехать слева по менее крутой дороге, но я решил взять его в лоб, заодно проверить, как здесь пройдёт группа. Наконец и это препятствие было преодолено, и оставшаяся часть пути больше не выкидывала таких неожиданностей. Наоборот, дорога нырнула в лес, который уже начинал пестреть красками наступающей осени, и ехать было одно удовольствие. На этом участке группа растянулась очень сильно - видно, начала сказываться усталость первого дня пути. Авангард во главе с Ильёй был уже далеко впереди, а «хвост» ещё не показывался. Заблудиться они не могли - дорога одна, оставалось только ждать.

Все вместе собрались только у крутого, но тоже небольшого подъёма, после которого оставалось проехать километр по прямой. Тут главное - не пропустить хитрый поворот перед спуском в менгирную балку. Тем временем уже начинало смеркаться - восьмой час вечера, а когда мы въехали в балку, то там из-за деревьев было ещё темнее.

На поляну я с остатками группы приехал в 19:35. Пока совсем не потемнело, быстро поставили палатки. Всего у нас получилось 8 палаток: две - трёхместных, в одной расположились Сергей со своими ребятами, во второй - Ольга с Татьяной и Андреем Тимошенко; одна - двушка - Ира с Андреем Абрашитовым, остальные - по одному человеку на палатку. А Лёша, кажется, вообще спал под открытым небом. Любитель костров Илья уже разводил огонь (фото 11), но собраться у костра всей группой не получилось - все были заняты своими делами, даже на моё предложение выпить никто не отозвался (я уже упоминал об этом). Видимо, первый день прошёл для части людей тяжелей, чем они рассчитывали. Это меня озадачило, т.к. завтра предстоял более сложный день. Кроме того, я накануне договорился с экскурсией по обсерватории, и нам надо было успеть до 19:00 приехать в Научный. Опять появилась мысль разбить группу, только непонятно, по какому принципу делить? Решил подождать до завтра - утро вечера мудренее.

На вокзале в Симферополе Сборы на Симферопольском вокзале Первый трудный подъём Первый трудный подъём Небольшой отдых на поляне Небольшой отдых на поляне Вид на Партизанское водохранилище Вид на Партизанское водохранилище Привал на поляне у горы Бакла Привал на поляне у горы Бакла Вид с горы Бакла на юго-запад Вид с горы Бакла на юго-запад Пещерный город Бакла Пещерный город Бакла Улыбка Баклы Улыбка Баклы Пещерный город Бакла - вид на восток Пещерный город Бакла - вид на восток Крутой бугор посреди ровного места Крутой бугор Первая ночёвка под Бахчисараем Первая ночёвка под Бахчисараем


Читать дальше...