Иллюстрированный рассказ

"По тропам горного Крыма"

Шестой день пути
30 сентября

Профиль участка Карта участка
профиль трека
Пройденный километраж: 16,4 км
Время в пути: 10ч18м
Средняя скорость движения: 4.7 км/ч

Ночь была спокойной и тёплой. Встали рано, так как сегодня предстоял нешуточный подъём на высоту 1500 метров. После утренней экскурсии на озеро (фото 61) выехали по грунтовой дороге, которая огибала виноградные плантации. На краю поля дорога закончилась, и мы некоторое время размышляли, куда ехать. Азимут родника мы без труда определили, но реальной дороги не было видно. Была лишь малозаметная заросшая тропа, уходившая в нужном направлении. За неимением лучшего, мы поехали по ней.

Поначалу тропа была вполне сносной, но потом крутизна увеличилась, заросли стали гуще; приходилось везти велосипед по канавам, засыпанным по колено опавшей листвой, по сыпучим склонам, раздвигая ветви низкорослых сосенок. Хорошо ещё, что здесь не попадались держи-дерево, шиповник, ежевика и прочая колючая гадость (фото 62). Почти час нам пришлось пробираться по зарослям, пока не вышли на хорошо наезженную тропу. По всему было видно, что её накатали байкеры-даунхильщики. В подтверждение нашим догадкам, сверху, рассекая колёсами и телом воздух, проскочил один из них. Теперь подниматься стало проще (фото 63), но всё равно шли пешком...

Подъём продолжался ещё более часа, пока мы не подъехали к развилке дорог, одна из которых шла на видовую площадку, а другая - к роднику. Мы поехали к роднику, чтобы отдохнуть и перекусить (фото 64). Место было хорошо оборудованное, но, к сожалению, сильно загаженное. Вода из родника, стекая по железному жёлобу, образовала небольшой водопад. Таня, кажется, в нём даже искупалась. Если верить установленному плакату, вода очень хорошего качества, можно сказать, минеральная. Все заполнили свои ёмкости, поскольку неизвестно, будет ли вода выше - в Ак-Чокраке или Талме.

Хорошо сидеть под сенью вековых деревьев и слушать шум водопада, но надо двигаться дальше... Пятьдесят минут отдыха, и в путь. Чуть выше родника была хорошо накатанная грунтовка - по ней мы и поехали, впервые за сегодняшний день. Часто попадались навстречу байкеры: им хорошо, они едут налегке. А мы, хоть и едем, но всё равно немного в гору, навьюченные рюкзаками. Но скоро и эта дорога закончилась, точнее, наш маршрут с неё сворачивал, так как нам нужно было подниматься на хребет Урага, а дорога, по-видимому, шла в Виноградное.

Здесь, у горы Сераус, нас ждал подъём, о котором я даже не догадывался. Нет, конечно, было понятно, что здесь будет подъём, но по сложности он превзошёл даже подъём на Чатыр-Даг. Мало того, что крутизна его была велика, да ещё кругом из земли торчали камни, коряги и валуны (фото 65). Поразмыслив, объединились в пары (благо, нас было чётное число) и стали заталкивать велосипеды наверх: сначала один рулит, другой толкает, потом наоборот. Таким образом, используя челночный способ, затолкали велосипеды до более пологой дороги, которая соединилась с дорогой от Горного озера. Здесь уже можно было ехать, и, дождавшись, пока все поднимутся, - поехали.

Когда доехали до поворота на родник Ак-Чокрак, не было большого желания подниматься ещё и на поляну Дипло - я думаю, что подъём туда будет тоже не хилый. Мы даже не поехали на родник, ведь водой мы запаслись на Ай-Йори. И к тому же погода начала портиться: поднялся сильный ветер, осыпающий нас сухими листьями, солнце скрылось в пелене - все признаки ухудшения погоды. Поэтому продолжили движение по относительно прямой дороге, ведущей к роднику Талма.

Родник, хоть и находился на своём прежнем месте, но окончательно пересох, даже небольшое озерцо под ним превратилось в грязную лужу (фото 66). Ждать здесь было нечего, и мы поехали дальше. Только вот у меня возникли проблемы с задним колесом - проехав десять метров от родника, почувствовал, что еду на ободе. Пришлось срочно снимать колесо и менять камеру. Забегая вперёд, скажу, что у меня это был единственный прокол за весь поход.

Неподалёку от родника начинается подъём на перевал Ламбат-Богаз, единственный удобный подъём на Бабуган со стороны Алушты (не считая Романовского шоссе, конечно). Симптомы изменения погоды не заставили себя долго ждать, и вот начал накрапывать дождик, который то усиливался, то затихал. Когда мы выбрались из леса, то увидели унылую картину: с севера, переваливая через хребет, неслись, обгоняя друг друга, тёмные лохматые тучи. От утреннего тепла и ясного солнышка не осталось и следа, и только деревья с их осенним огненно-рыжим раскрасом немного оживляли мрачный пейзаж (фото 67).

В надежде, что сильный ветер пронесёт тучи, мы двинулись дальше. Подъём всё ещё продолжался, но ехать было по-прежнему невозможно как из-за крутизны, так и из-за порывистого ветра, который буйствовал на открытом пространстве. Мы шли вдоль края облаков; таким образом, основные осадки проливались где-то западнее, а над Алуштой и вовсе светило солнце. Но нам очень скоро предстояло поворачивать именно на запад, а тучи всё больше сгущались. По дороге попадались яблони с вполне съедобными плодами - набрал несколько штук для пополнения витаминов.

Наконец мы выбрались на относительно ровный участок яйлы, где можно было ехать. И всё было бы хорошо, если не падение Татьяны: на единственном спуске в лощину она по каким-то причинам она не смогла удержать велосипед и упала, повредив, кажется, уже травмированную ногу и опять ладонь (вот поэтому нужно ездить в велоперчатках!). Остановившись около единственного дерева, которое хоть как-то прикрывало от ветра, обработали ей рану перекисью и забинтовали. Бедная Таня!

...Просвета в облаках не было, поэтому бессмысленно было ждать улучшения погоды (фото 68). Хотя в одном месте мы всё-таки были вынуждены остановиться и пережидать ненастье: после подъёма на небольшой пригорок на нас обрушился шквальный ветер и ливень с градом. Градины были довольно крупные, и даже через одежду чувствовались их ледяные удары. Плащ я заблаговременно переложил на самый верх рюкзака, поэтому быстро надел его и стал более защищённым от осадков. Чтобы не секло по ногам, я присел на корточки и стал похож на большую нахохлившуюся птицу. У Андрея тоже был похожий плащ, но он укрывал им ещё и свои вещи. Ребята укрылись под тентом палатки, и к тому же нас хорошо защищал от ветра скальный выступ, у которого мы сидели (фото 69).

Планируя этот день, я предполагал, что предстоит трудный подъём, что могут возникнуть проблемы с лесниками, и даже предполагал вариант ночного передвижения по Бабуган-яйле, потому что на эту дату приходилось полнолуние, которое позволило бы нам уверенно двигаться без фонарей. Только спрогнозировать ухудшение погоды было не в моих силах, и оно случилось в самый неподходящий момент. Вот и приходится сидеть и выжидать хотя бы небольшого прояснения, но, увы, вся западная часть яйлы была заволочена пеленой (фото 70). Но сидеть без движения - тоже не лучший выход, и, как только дождь ослабел, мы тронулись дальше.

По времени мы уже не успевали доехать до горы Роман-Кош: сейчас была задача найти укромное место для ночёвки, ведь времени до темноты оставалось около часа. Илья предложил известное ему место, где он ночевал в прошлом году (он тогда тоже попал в схожую ситуацию с погодой, когда их засыпало мокрым снегом) - до него оставалось около полутора километров. И вскоре мы до него добрались: свернув вправо с дороги, мы подошли вплотную к высокой скальной стенке, за которой ветра практически не было (фото 71). Здесь мы и расположились, быстро поставив палатки, и начали готовить ужин прямо в палатках, так как вылезать наружу особого желания не было. Дождь уже прекратился, но вместо него яйлу окутали облака, которые создавали сырость больше, чем дождь. Таким образом, план сегодняшнего дня мы недовыполнили, хотя и не по своей воле.

Ночёвка у озера недалеко от Алушты Ночёвка у озера недалеко от Алушты Подъём к роднику Ай-Йори Подъём к роднику Ай-Йори Вышли на наезженную байкерами тропу Вышли на наезженную байкерами тропу У родника Ай-Йори У родника Ай-Йори Изнурительный подъём на хребет Урага Изнурительный подъём на хребет Урага Родник Талма пересох Родник Талма пересох Подготовка к ненастью Подготовка к ненастью Поднялись на Бабуган-яйлу Поднялись на Бабуган-яйлу Пережидаем дождь с градом Пережидаем дождь с градом Разгул стихии на Бабуган-яйле Разгул стихии на Бабуган-яйле Место ночёвки на Бабугане Место ночёвки на Бабугане