Иллюстрированный рассказ

"По тропам горного Крыма"

Пятый день пути
29 сентября

Профиль участка Карта участка
профиль трека
Пройденный километраж: 33,3 км
Время в пути: 10ч14м
Средняя скорость движения: 14.7 км/ч

Если бы не турприют, то прошедшая ночь была бы самой холодной - утром вся трава была покрыта инеем. Сегодня мы встали пораньше, чтобы успеть до темноты добраться до Ай-Йори. Нам предстояло подняться по наиболее крутому подъёму - на верхнее плато Чатыр-Дага. По прошлогоднему опыту это довольно трудный подъём, крутизна которого в некоторых местах составляет 45%. Но главная цель - это гора Эклизи-Бурун, которую мы видели лишь издалека все прошедшие три дня похода.

Итак, в 8:30 мы собрались у ворот приюта и начали выдвигаться к Шатёр-горе. Погода стояла отличная, но было довольно холодно (фото 47). Вначале шла бетонка, сменившаяся грунтом. Затем грунтовка сменилась тропой, терявшейся в зарослях можжевельника (фото 48). Чем ближе мы подъезжали к подъёму, тем более устрашающим он казался. Наконец мы выехали из можжевелового плена и остановились на видовой площадке, откуда открывался живописный вид на Алушту и гору Ангар-Бурун (фото 49, 50). Вопрос заключался в том, как брать подъём - «в лоб» или в обход. Точного трека у меня не было, рассмотреть тропы по спутниковым снимкам, а тем более по картам было невозможно. Единственно, что я мог знать заранее - крутизна подъёма по этой стороне была немного меньше, чем по западной. Поэтому я предложил подниматься в лоб, причём сам не стал разгружать велосипед, так как на тропе не просматривались каменные ступени, что были в прошлом году, и сама тропа была не скользкая (фото 51).

Подъём занял около часа (фото 52, 53). В прошлом году я потратил времени в полтора раза больше. Тот, кто разгружал багажник, поднимались немного дольше. Оставив велосипед, я пешком поднялся на вершину (фото 54), чтобы оглядеться. С Ангар-Буруна было видно всё плато с горой Эклизи-Бурун на юго-западном крае (фото 55). Также была видна тропа, ведущая к горе. Тем временем подтянулись остальные. Все достаточно вымотались во время подъёма, и мы устроили небольшой отдых, поскольку времени было ещё достаточно, чтобы успеть посетить вторую вершину и спуститься вниз. Пока отдыхали, над трассой пролетал вертолёт. Было очень необычно смотреть на него сверху вниз…

После почти часового перерыва мы двинулись дальше, обогнули Ангар-Бурун и вышли на тропу в сторону Эклизи. К сожалению, хорошая тропа закончилась довольно быстро, начались камни, по которым ехать было совершенно невозможно. Радовало только то, что ехали мы преимущественно вниз, только перед подножием Эклизи тропа пошла вверх. Чтобы зря не корячиться, я предложил сходить на вершину пешком. Велосипеды оставили у развилки тропы, а Андрей добровольно остался сторожить их.

Подъём занял пятнадцать минут. Видимость была отличная (фото 56, 57), только лёгкие облачка закрывали горизонт с севера. Вдоволь наснимавшись, пошли обратно, и в 13:50 продолжили движение по плато в восточном направлении. Эта дорога была уже знакома по прошлому году; и если тогда нам закрывали видимость облака, то сейчас всё было прекрасно видно.

Начало спуска с Чатыр-Дага осложнялось крутым сыпучим склоном, по которому ехать было опасно. Только в лесной части склона дорога немного улучшилась. Вся группа ушла вперёд; я ехал последним, передо мной была только Татьяна, которая не знала, куда ехать и поэтому ехала рядом. В лесу было изобилие дорог, и без GPS на ориентирование уходило бы много времени. В одном месте Таня, увидев, что Ирина с Андреем свернули влево по хорошо накатанной дороге, поехала за ними. Я еле докричался, чтобы её вернуть, а те ребята, конечно, меня не услышали. Но у них был навигатор с моим треком, который рано или поздно выведет их в Изобильное.

Когда дорога пошла однозначно вниз, я пропустил Татьяну вперёд, и уже ехал спокойно, не оглядываясь. Температура воздуха быстро повышалась из-за сброса высоты - пришлось снять лишнюю одежду. И вот уже показались верхние улицы Изобильного. Чтобы не ехать в объезд, мы спустились по крутой улочке прямо на центральную площадь около магазина. Илья с Игорем уже вернулись из Алушты, а вот Юра, посчитав, видимо, что маршрут тяжеловат для него, позвонил и сказал, что поедет самостоятельно в сторону Судака.

Хотя я начал спуск последним, у магазина были не все: кроме Иры с Андреем, не было ещё Ольги и Виталика с Андреем. Видимо, где-то не там повернули... Но всё-таки вскоре все приехали, живы и здоровы. Пока закупали и перекусывали, прошёл час. Тут неожиданно Андрей с Ирой заявили о своём выбытии с маршрута, так как тоже не рассчитывали на такой напряжённый трафик. Всё-таки близость Алушты опять сыграло свою чёрную роль, ведь кроме Иры с Андреем владимирские ребята - Виталик с Андреем - тоже покидают нас, правда, на три дня. Об этом было оговорено заранее, но всё равно было немного грустно. Я у ребят попросил бинокль, на случай если придётся играть в партизаны, проезжая через заповедник. Договорились встретиться в Алупке.

Таким образом, в группе осталось восемь человек. В 16:40 мы отъехали от магазина и направились в сторону Розового, чтобы затем свернуть в направлении Ай-Йори. Миновали холмистый участок дороги вокруг водохранилища (фото 58) и у поворота на Розовый столкнулись с лесником. Он, видя, что мы направляемся в сторону заповедника, сразу начал нас стращать всякими мерами, не допускающими простых смертных в этом направлении, но Илья и Игорь уже проехали вперёд, и я настаивал, что мы должны их найти, после чего будем возвращаться обратно. Леший согласился, и мы доехали до поворота на кордон, где нас ожидали ребята (фото 59). Их тоже остановили, но там был другой лесник. Видя, что лесники настроены недружелюбно, я не стал рисковать и прорываться через кордон, хотя Илья и настаивал на этом, отчасти из-за лесников, но больше из-за накопившейся за день усталости у большинства членов группы. Поскольку времени до захода солнца оставалось не так много, то мы могли бы не успеть подняться к роднику, и где ночевать в этом случае было не понятно.

Пополнив запасы воды в реке Узень-Баш (вопреки словам лесника, река была достаточно полноводной), мы поехали обратно, опять миновали водохранилище и Изобильное и стали искать место для ночёвки. Лесник говорил о каком-то озере ниже плотины, но с дороги оно не просматривалось. Тогда мы подъехали к сторожу, который охранял виноградники, и тот подробно рассказал, как туда добраться и даже пропустил нас через свой пост (!). Правда, виноград был уже собран, но кое-где попадались хорошие грозди, а вдоль речки росла ежевика, тоже очень спелая, но больно колючая. Пока переправлялись туда-обратно через реку, Ольга проколола камеру, и, пользуясь небольшой технической заминкой, можно было полакомиться ягодами.

Наконец мы доехали до белого домика, о котором говорил сторож, и повернули направо, форсировали речку и через полкилометра выехали на берег озера. Справа от дороги, за канавой, просматривалась полянка - туда и заехали. Хорошая полянка, с кострищем, с дороги практически не видна, только с дровами было туго. Тем не менее, после экскурсии по берегу озера, удалось набрать горючего материала, и вечер коротали у костра (фото 60).

После выезда из Оникса После выезда из Оникса Можжевеловые поляны Можжевеловые поляны Вид на Алушту Вид на Алушту Поляна перед Ангар-Буруном Поляна перед Ангар-Буруном Начало крутого подъёма на Ангар-Бурун Начало крутого подъёма на Ангар-Бурун Сергей бодро взбирается по тропе Сергей бодро взбирается по тропе Лёша решил подниматься в два приёма Лёша решил подниматься в два приёма Вершина Ангар-Бурун Вершина Ангар-Бурун Тропа на Эклизи Тропа на Эклизи Панорама с горы Эклизи-Бурун Панорама с горы Эклизи-Бурун Наша группа на Эклизи-Буруне Наша группа на Эклизи-Буруне Изобильненское водохранилище Изобильненское водохранилище У кордона Узень-Баш У кордона Узень-Баш Ночёвка на озере около Алушты Ночёвка на озере около Алушты