Иллюстрированный рассказ

"По тропам горного Крыма"

Седьмой день пути
01 октября

Профиль участка Карта участка
профиль трека
Пройденный километраж: 59 км
Время в пути: 9ч16м
Средняя скорость движения: 19.6 км/ч

Я проснулся ещё до рассвета. Туман почти рассеялся, лишь небольшие облака ползли высоко над горами (фото 72). Заморозка, несмотря на бОльшую высоту по сравнению с Чатыр-Дагом, не было - видимо, облака, окутавшие нас вчера вечером, сыграли роль одеяла. Мы находились у скального гребня, обращённого на восток, поэтому первые лучи солнца осветили их. Мы этим воспользовались, чтобы хоть немного просушить палатки.

На этот раз сборы были быстрыми - мы же находились в заповеднике, и если вдруг по дороге поедут лесники, то мы были как на ладони. Так что в половину десятого мы уже начали движение (фото 73). Бабуган-яйла хороша тем, что, раз взобравшись на неё, остальную часть пути почти везде можно ехать. Лёша так увлёкся ездой, что оторвался от группы и пропустил поворот на гору Роман-Кош, на которую мы должны были забраться, раз уж проезжаем рядом. Чтобы не крутить педали, мы оставили велосипеды у одинокой ёлки, так, чтобы их было меньше заметно с дороги, и пошли к вершине пешком - по азимуту (впрочем, её было видно безо всяких азимутов).

В этот раз нам повезло: туман рассеялся полностью, небо прояснилось, только лёгкие облачка лениво переваливались через хребет. Но это также представляло опасность, если вдруг появятся лесники - мы для них представляли лёгкую добычу. И в доказательство моих мыслей послышался гул вертолёта. Судя по звуку, он летел прямо на нас, но пока ещё был невидим. Тогда мы ускорили шаг и прижались к невысокой скальной стенке, буквально в десяти метрах от креста. Вертолёт пролетел мимо чуть левее нас и скрылся за перевалом. Когда шум винтов удалился, мы могли подойти к высшей точке Крыма и сфотографироваться (фото 74).

Чтобы не искушать судьбу, мы, потратив 8 минут на фото и визуальный обзор, пошли обратно к велосипедам. Лёша тем временем скучал на противоположном холме - его хорошо было видно с любой возвышенности (хорошая приманка для лесников!). Преодолев ложбину, выехали на крутой и щебнистый спуск к перевалу Гурзуфское Седло. Здесь я попросил всех быть предельно внимательными, так как этот перевал был излюбленным местом отлова зазевавшихся туристов. Перекрёсток проскочили без проблем и сразу начали подниматься по грунтовой дороге, оставшейся после строительства газопровода (фото 75). Отсюда открывались красивые виды на Южный берег, но набегавшие снизу облака скоро закрыли их (фото 76). Подъём пришлось опять брать пешком, зато мы миновали проезд по Романовскому шоссе, где опять-таки встреча с лесниками очень вероятна.

Небольшой отдых на вершине был совмещён с размышлениями по поводу дальнейшего маршрута. По плану нам надо было пересечь трассу и двигаться на гору Кемаль-Эгерек, после чего заночевать на Кермене. Для его осуществления необходимо было иметь запас воды, светового времени и свежих сил. Всего этого было в недостаточном количестве для того, чтобы уверенно преодолеть этот рубеж. К тому же Оля должна послезавтра уезжать - её нужно вывести в обитаемые районы. Виталик с Андреем будут нас ждать в Алупке… И ещё неизвестно, не повторится ли вчерашняя погода сегодня - ведь облачность всё более увеличивалась. Тогда я предложил изменить маршрут: чтобы срезать два трудных участка - Кемаль-Эгерек и балки реки Каспана, поехать по наглому по серпантину, рассчитывая проскочить на большой скорости опасные участки. Тем самым мы уже через пару часов будем в цивилизации и, если будет желание, сделаем днёвку, чтобы восстановить силы. Многих уже достало перетаскивать велосипеды через камни, спать, дрожа от холода, есть непонятно что…

Таким образом, спустившись на шоссе, мы погнали прямо по нему, помахав ручкой Беседке Ветров и шару, установленному на Никитском перевале. Я остановился лишь на минуту, чтобы подкачать колёса - на асфальте они казались полуспущенными. Тем временем облака сгустились настолько, что начали мёрзнуть пальцы, а искать перчатки - это терять время… Группа опять растянулась: впереди ехали Илья с Игорем, я был замыкающим. Всё было бы здорово, только на кордоне Красный Камень вышла заминка: шоссе было перегорожено шлагбаумом. Ещё на подъезде залаяла собака, потом выскочила тётка-лесничиха и начала нас воспитывать. Но всё обошлось благополучно - мы извинились, сказали, что так больше не будем, объехали шлагбаум и погнали снова.

Теперь была задача объехать второй кордон - Грушевая Поляна: этот посерьёзней будет. Поэтому я пошёл на обгон, чтобы вовремя предупредить людей, где надо тормозить, а сам затормозил лишь раз, чтобы согреть задубевшие пальцы и заодно сфотографировать ущелье Уч-Кош (фото 77). Вскоре показался сам кордон - я остановился в ста метрах от него и свернул в кусты. Потом отловил Татьяну и показал ей, куда нужно поворачивать. Таким образом, мы благополучно миновали ворота и оказались снаружи заповедника (фото 78). Ильи с Игорем здесь не было - как выяснится позже, они свернули с дороги гораздо раньше, срезав при этом петлю серпантина целиком. Немного отдохнув и чуть-чуть согревшись, покатили вниз, где у остановки встретились с нашим авангардом.

Дальше всё было намного проще: хороший асфальт, цивилизация, южнобережная трасса - и мы уже в Ялте. Сначала зашли на рынок, который был по дороге. Потом спустились на набережную - там пообедали, отдохнули (фото 79). От ребят пришла весточка - они выехали из Алушты и направляются в Ялту, поэтому Сергей остался их ждать, а мы, немного разомлевшие, двинулись дальше. Путь был известен до мелочей: улица Коммунаров, развилка, Ливадия, нижнее шоссе, Ласточкино Гнездо, Мисхор, Алупка. Машин было немного, всё-таки не сезон. У Гнезда остановились, но никто не пошёл на осмотр этого рукотворного памятника. Далее, преодолев несколько горбов по Нижней Гаспре и Мисхору, мы въехали в Воронцовский парк, проехали его насквозь и стали искать жильё. Я привёл команду на известный мне адрес на ул. Ленина, и, после долгих дебатов с хозяйкой, всё-таки заселились, потому что хотелось немного привести себя в божеский вид - помыться, постираться, отдохнуть.

Часть народа поселилась под открытым небом, другая - в домике. После процедур сходили в магазин для пополнения провизии, ребята дорвались до арбузов (фото 80). Как стемнело, пошли на прогулку, сначала в центр, потом - в парк, потом - на пристань (фото 81). Но накопившаяся усталость берёт своё, поэтому долго не гуляли, вернулись на базу и завалились спать.

Раннее утро на Бабуган-яйле Раннее утро на Бабуган-яйле На пути к горе Роман-Кош На пути к горе Роман-Кош На главной вершине Крыма На главной вершине Крыма Миновали перевал Гурзуфское Седло Миновали перевал Гурзуфское Седло Гора Аю-Даг, вид сверху Гора Аю-Даг, вид сверху Ущелье Уч-Кош с серпантина Ущелье Уч-Кош с серпантина Кордон заповедника Кордон заповедника На набережной в Ялте На набережной в Ялте Ребята дорвались до арбузов Ребята дорвались до арбузов Вечерняя прогулка по Алупке Вечерняя прогулка по Алупке