Иллюстрированный рассказ о велопоходеПо заповедным местам
|
|
Проснулись мы довольно поздно, в 8 часов. Пока собирались и завтракали, к роднику вышли косцы, попили воды, и, не обращая на нас особого внимания, двинулись, по всей видимости, на поляну – там уже вчера стояли небольшие стожки. Не желая больше подкармливать местных комаров, в 10 часов выехали с места ночлега и двинулись по сильно разбитой и размытой колее вверх, в направлении на Земляничное. Далее начиналась неизведанная земля.
Двигались мы в основном по навигатору, так как никаких ориентиров, кроме разбегающихся в разные стороны дорог и тропинок, не было. Проехав около километра по горному лесу, прибор начал упрямо показывать куда-то влево, где, собственно, и дороги как таковой не было. Пройдя ещё пару сотен метров, мы вышли на то место, где я в прошлом году крутился в поисках дороги. Не желая дважды наступать на одни грабли, я решил пешком разведать все ответвления от этого места. Пройдя сотню метров вправо, я вышел на ту дорогу, по которой ехал в прошлом году; та дорога действительно уводила куда-то на северо-восток; вернувшись немного назад, я пошёл левее – эта дорога упиралась в такой торчок, что там и на четвереньках не поднимешься. Понимая, что мы всё-таки пропустили дорогу, и, не желая возвращаться, я решил попробовать пойти по малозаметной колее влево от "торчка". Вернувшись к товарищам, которые уже вдоволь налазились по поваленным деревьям (фото 9), я изложил им мой план, и мы поехали дальше.
Мои худшие опасения оправдались – эта малозаметная колея через сто метров растворилась, и мы уже поднимались просто по лесу, заваленному прошлогодней листвой и сухими сучьями, пытаясь придерживаться направления по прибору, но подъём становился всё круче и круче. Мне пришлось во второй раз отправляться в разведку налегке. Если верить показаниям прибора, дорога, обозначенная на карте и занесённая мною в GPS, была где-то рядом, в 150 метрах от того места, где мы остановились. Но в лоб подняться было невозможно, пришлось описать большой круг вверх по склону, пока я не вышел на относительно ровный участок, по которому, о, чудо! как раз и пролегала потерянная дорога (фото 10). Теперь надо было найти ребят, которых я оставил внизу с велосипедами. Но с таким чудо-прибором это было сделать очень легко.
Вернувшись назад, я обрадовал ребят результатом разведки, и Доктор предложил подниматься "челноками" – по очереди выталкивать велосипеды наверх. Так и сделали. Двое тянули велосипед за руль, третий подталкивал сзади. Вот здесь пришлось изрядно попотеть, ведь крутизна составляла процентов 35 – 40. Зато мы оказались на довольно укатанной и не очень крутой дороге, которая довольно точно совпадала с маршрутом, занесённым в GPS.
Вскоре мы вышли на верхнюю точку дороги, высота которой составила 735 метров. Далее дорога пошла под уклон (фото 11), и Доктор даже решил поехать верхом (всё-таки байк есть байк). Мы с Андрюшей последовали его примеру, но неудачно: сначала я въехал передним колесом в рыхлую пыль, перемешанную со щебнем, и плавно завалился набок (хочу напомнить, что я ехал на тонких клинчерах); затем и Андрей повторил мой печальный опыт. Я решил больше не рисковать, и только когда дорога из леса вынырнула на обширный луг, сел в седло.
По дороге стали попадаться красивые места с хорошим обзором. На одном из таких мест, откуда открывался вид на Земляничное, мы с Доктором остановились и занялись съёмкой (фото 12). Далее дорога не преподносила нам сюрпризов, так как однозначно вела в Земляничное (фото 13). Правда, в одном месте была развилка, но GPS развеял наши сомнения – мы повернули налево, и уже в 12 часов были в селе.
Земляничное мне понравилось: тихое село, окружённое горами, чистый воздух, опрятные домики, чистые асфальтированные улицы. Один из местных жителей, в молодости ходивший в походы и водивший группы, нам подробно объяснил, как попасть на перевал Маски, по какой дороге лучше ехать и т.д. Затарившись в местном магазине печеньем, пряниками и шоколадками (Андрей купил очередную бутылку кваса, и, пока выходил из магазина, уже ополовинил её), поехали по указаниям мужика в сторону перевала Маски. По пути я ещё купил бутылку парного молока; Доктор искал козье, но не нашёл и купил коровье.
Миновав домик лесного кордона, дорога раздвоилась. Мы почему-то повернули налево, выехали на небольшой луг и остановились перекусить. Во время перекуса у нас возникло сомнение, правильно ли мы едем. Мне казалось, что мужик советовал держаться правой дороги, так как левая – разбита и размыта дождями. Доктор по обыкновению не помнил разговора, Андрюша вообще не принимал участия в обсуждении дальнейшего маршрута, видимо, решил довериться товарищам. В конце концов, я предложил Виктору пешком сходить в лесничество, благо, мы недалеко отъехали, и спросить там. Андрей остался сторожить велосипеды. Мы спустились по тенистой колее до кордона. Собака приветствовала нас заливистым лаем, но хозяев не было видно. Наконец из глубины двора вышла женщина, мы у неё спросили, как проехать на Ворон. Она, в свою очередь, пошла спрашивать своего мужика, который копался в глубине сарая. Тот ответил, что надо ехать направо. На том и порешили. Вернувшись обратно, мы взяли свои велики и, отъехав на триста метров назад, повернули направо и стали медленно подниматься по лесной дорожке.
Но что такое! Дорога вдруг резко пошла вниз! Не имея другого выхода, мы двигались вперёд, и вскоре выехали в овражек, по которому поперёк дороги протекала речка (фото 14). Здесь Доктор предложил искупаться, и уже начал раздеваться. Это было кстати – я, например, был взмыленный после этих дорог, и освежиться перед подъёмом не помешало бы. Доктор уже вовсю плескался в небольшой ямке и даже занырнул с головой. Андрюша сначала не решался войти в воду, но потом всё-таки решился. Он нехотя разделся и вошёл в воду, уже достаточно взбаламученную Доктором и мной, но погружаться целиком не стал.
Сняв жар и смыв пот, мы с новыми силами поехали дальше. Дорога довольно круто поднималась вверх, и, кроме того, она была сильно размыта, но мы шли по ней всё дальше и дальше и, наконец, вышли на седловину высотой приблизительно 600 метров (фото 15). К сожалению, я не заметил, как сели батарейки в навигаторе, и часть маршрута не записалась.
Так как подъёма больше не ожидалось, мы решили немного передохнуть (хотя постоянные ожидания Андрюши уже можно считать отдыхом). Но отдыхать долго не пришлось – Доктор обнаружил на себе ползущего клеща, и нам не хотелось, чтобы эти твари нас покусали. Я поставил свежий комплект батарей в прибор, и мы начали спуск.
Через некоторое время лес поредел, и мы выехали на обширный луг, с которого было видно море (фото 16). Здесь уже можно было ехать, и буквально через пять минут мы достигли турстоянки Ворон. Она была оборудована кострищем, столиком и лавками. Но, к сожалению, дорога закончилась, и только тропинки разбегались в разные стороны. На километровке Генштаба Украины тоже не было обозначено дорог, и после небольшого совещания и пешей разведки, решили спускаться по довольно крутой тропе, которая имела направление на село Ворон. Возможно, что мы где-то могли пропустить хорошую тропу, только обратно возвращаться не хотелось, и мы решили довериться приборам и своему чутью.
Итак, мы начали спуск по тропинке. Одно дело, когда спускаешься по такому уклону пешком, налегке, и совсем другое, когда ты скатываешь гружёный велосипед, который то и дело норовит развернуться поперёк дороги или юзом пойти вниз по склону. То и дело тропинку преграждали то поваленные деревья, то валуны. От постоянного торможения немели пальцы. Здесь меня выручил ручной пружинный тормоз: он, довольно сильно тормозя, не давал колесу заблокироваться и пойти юзом. Пыль клубами поднималась изпод наших колёс и ног. Спуск был настолько тряским, что я даже не заметил, как выскочил насос из-под подседельной трубы. Эту неприятную потерю я заметил уже на трассе, на повороте в Морское. А пока мы чуть ли не кубарем сваливались с перевала, пока не показалось внизу что-то наподобие дороги.
Спустившись ниже, мы действительно попали на грунтовку, по которой и продолжили свой путь (фото 17). Через некоторое время мы попали в село Ворон. Переехав по сухому руслу на другой берег, мы оказались вначале на плохом, а затем и на хорошем асфальте. У Андрюши от тряски открутилась гайка крепления рулевой колонки, и каким чудом не рассыпались шарики (а может быть, и рассыпались!), для меня осталось загадкой. У меня после падения немного погнулась стойка багажника, которую я потом выправил. В Вороне я выключил GPS, чтобы не сажать батарейки – дальше дорога была очевидной.
Спустившись по шоссе к морю, мы решили поехать сразу в Морское, чтобы там перекусить. Доктору требовался шашлык и суп-солянка, да и я бы чего-нибудь съел. Вообще, когда после длительного времени скитания по лесным дебрям и козьим тропам попадаешь в цивилизацию (а Морское было ещё какой цивилизацией!), бывает довольно приятно расслабиться под сенью летнего кафе, выпить чашечку кофе, при этом непринуждённо болтая по сотовому телефону, и чтоб вокруг тебя крутился официант, который в душе ликует от внезапно свалившегося счастья в виде трёх запылённых, обветренных велотуристов, готовых смести со стола всё, что бы ни подали. Но надо заметить, что готовить в Крыму стали лучше, чем в советские времена. То ли конкуренция, то ли национальное крымскотатарское меню повлияло, не знаю. Но готовят они вкусно. По совету местных тётенек, у которых я пообещал купить вина после обеда, я взял себе борща (борщ мясной и наваристый), манты и чай. Доктор непременно заказал шашлык и капустный салат, Андрей тоже что-то заказал. После приёма пищи я ещё махнул стаканчик вина, и мне стало весьма хорошо.
Настало время устраиваться на ночлег, и мы поехали назад, на излюбленное место в устье реки Ворон. Река, к счастью, не пересохла, поэтому я решил воспользоваться возможностью выстирать некоторые свои вещи. Кстати, мною был придуман способ стирки, пригодный в походе: берёшь прочный полиэтиленовый мешок и стиральный порошок, способный стирать в холодной воде, наливаешь в мешок воду, растворяешь порошок, кладёшь в мыльный раствор вещь и начинаешь трясти. Через минут пять следует отжим, полоскание и сушка. (Можно привязывать пакет к багажнику и спускаться с перевала – тогда трясти не надо.) Этот способ позволяет экономить воду, и не надо искать ёмкости в виде тазиков или ванн.
Но первым делом после посещения леса мы с Доктором начали осматривать друг друга на предмет присосавшихся клещей. Со стороны, наверно, забавно было смотреть на нас – подобно обезьянам, ловящим друг у друга блох, мы поочерёдно и пристально ворошили макушки. Слава Богу, клещи не обнаружились, и мы занялись подготовкой ночлега. Кроме нас, там уже стояли палаточники, в основном автомобилисты. Мы выбрали место поближе к морю.
Учитывая накопленную усталость, я предложил завтра устроить полуднёвку. Во-первых, действительно требовался небольшой отдых. У меня, например, побаливали связки голеностопа от напряжённого спуска. Во-вторых, с психологической точки зрения важно было знать, что завтра не придётся с утра тащиться на перевал. Доктор – тот вообще решил позагорать и покупаться пару-тройку дней, так как основная его задача стояла как раз в получении дозы солнечной радиации и морских ванн. Он хотел и нас уговорить застопориться здесь, но, учитывая с одной стороны, идею прохождения Караби-яйлы, с другой стороны, проблему непереносимости жары Андрюшей, я предложил разделиться – Доктор остаётся, а мы с Тимошенко лезем в горы. Витя согласился, и мы стали договариваться о месте встречи. Этот процесс занял довольно много времени, так как с моей стороны сложно было спрогнозировать маршрут на три дня вперёд, а со стороны Доктора было проблемой сориентироваться в пространстве: на его обзорной карте Крыма не было и половины тех дорог, по которым нам предстояло ехать. В конце концов я предложил перенести обсуждение этого вопроса на завтра.
Тем временем сумерки сгустились, и, побродив босиком по остывшему мелкогалечнику, все отправились спать.
За день проехали 39 км.
Читать далее