Иллюстрированный рассказ о велопоходе

По заповедным местам
2003 год


16 июня. Понедельник.

Проснулись мы довольно поздно, в 8 часов. Пока собирались и завтракали, к роднику вышли косцы, попили воды, и, не обращая на нас особого внимания, двинулись, по всей видимости, на поляну – там уже вчера стояли небольшие стожки. Не желая больше подкармливать местных комаров, в 10 часов выехали с места ночлега и двинулись по сильно разбитой и размытой колее вверх, в направлении на Земляничное. Далее начиналась неизведанная земля.

Двигались мы в основном по навигатору, так как никаких ориентиров, кроме разбегающихся в разные стороны дорог и тропинок, не было. Проехав около километра по горному лесу, прибор начал упрямо показывать куда-то влево, где, собственно, и дороги как таковой не было. Пройдя ещё пару сотен метров, мы вышли на то место, где я в прошлом году крутился в поисках дороги. Не желая дважды наступать на одни грабли, я решил пешком разведать все ответвления от этого места. Пройдя сотню метров вправо, я вышел на ту дорогу, по которой ехал в прошлом году; та дорога действительно уводила куда-то на северо-восток; вернувшись немного назад, я пошёл левее – эта дорога упиралась в такой торчок, что там и на четвереньках не поднимешься. Понимая, что мы всё-таки пропустили дорогу, и, не желая возвращаться, я решил попробовать пойти по малозаметной колее влево от "торчка". Вернувшись к товарищам, которые уже вдоволь налазились по поваленным деревьям (фото 9), я изложил им мой план, и мы поехали дальше.

Мои худшие опасения оправдались – эта малозаметная колея через сто метров растворилась, и мы уже поднимались просто по лесу, заваленному прошлогодней листвой и сухими сучьями, пытаясь придерживаться направления по прибору, но подъём становился всё круче и круче. Мне пришлось во второй раз отправляться в разведку налегке. Если верить показаниям прибора, дорога, обозначенная на карте и занесённая мною в GPS, была где-то рядом, в 150 метрах от того места, где мы остановились. Но в лоб подняться было невозможно, пришлось описать большой круг вверх по склону, пока я не вышел на относительно ровный участок, по которому, о, чудо! как раз и пролегала потерянная дорога (фото 10). Теперь надо было найти ребят, которых я оставил внизу с велосипедами. Но с таким чудо-прибором это было сделать очень легко.

Вернувшись назад, я обрадовал ребят результатом разведки, и Доктор предложил подниматься "челноками" – по очереди выталкивать велосипеды наверх. Так и сделали. Двое тянули велосипед за руль, третий подталкивал сзади. Вот здесь пришлось изрядно попотеть, ведь крутизна составляла процентов 35 – 40. Зато мы оказались на довольно укатанной и не очень крутой дороге, которая довольно точно совпадала с маршрутом, занесённым в GPS.

В вековом лесуВ вековом лесу
фото 9
Нашли нужную дорогуНашли нужную дорогу
фото 10

Вскоре мы вышли на верхнюю точку дороги, высота которой составила 735 метров. Далее дорога пошла под уклон (фото 11), и Доктор даже решил поехать верхом (всё-таки байк есть байк). Мы с Андрюшей последовали его примеру, но неудачно: сначала я въехал передним колесом в рыхлую пыль, перемешанную со щебнем, и плавно завалился набок (хочу напомнить, что я ехал на тонких клинчерах); затем и Андрей повторил мой печальный опыт. Я решил больше не рисковать, и только когда дорога из леса вынырнула на обширный луг, сел в седло.

По дороге стали попадаться красивые места с хорошим обзором. На одном из таких мест, откуда открывался вид на Земляничное, мы с Доктором остановились и занялись съёмкой (фото 12). Далее дорога не преподносила нам сюрпризов, так как однозначно вела в Земляничное (фото 13). Правда, в одном месте была развилка, но GPS развеял наши сомнения – мы повернули налево, и уже в 12 часов были в селе.

Земляничное мне понравилось: тихое село, окружённое горами, чистый воздух, опрятные домики, чистые асфальтированные улицы. Один из местных жителей, в молодости ходивший в походы и водивший группы, нам подробно объяснил, как попасть на перевал Маски, по какой дороге лучше ехать и т.д. Затарившись в местном магазине печеньем, пряниками и шоколадками (Андрей купил очередную бутылку кваса, и, пока выходил из магазина, уже ополовинил её), поехали по указаниям мужика в сторону перевала Маски. По пути я ещё купил бутылку парного молока; Доктор искал козье, но не нашёл и купил коровье.

Миновав домик лесного кордона, дорога раздвоилась. Мы почему-то повернули налево, выехали на небольшой луг и остановились перекусить. Во время перекуса у нас возникло сомнение, правильно ли мы едем. Мне казалось, что мужик советовал держаться правой дороги, так как левая – разбита и размыта дождями. Доктор по обыкновению не помнил разговора, Андрюша вообще не принимал участия в обсуждении дальнейшего маршрута, видимо, решил довериться товарищам. В конце концов, я предложил Виктору пешком сходить в лесничество, благо, мы недалеко отъехали, и спросить там. Андрей остался сторожить велосипеды. Мы спустились по тенистой колее до кордона. Собака приветствовала нас заливистым лаем, но хозяев не было видно. Наконец из глубины двора вышла женщина, мы у неё спросили, как проехать на Ворон. Она, в свою очередь, пошла спрашивать своего мужика, который копался в глубине сарая. Тот ответил, что надо ехать направо. На том и порешили. Вернувшись обратно, мы взяли свои велики и, отъехав на триста метров назад, повернули направо и стали медленно подниматься по лесной дорожке.

Старинная Земская дорогаСтаринная Земская дорога
фото 11
Вид на село ЗемляничноеВид на село Земляничное
фото 12
Дорога вышла из лесаДорога вышла из леса
фото 13

Но что такое! Дорога вдруг резко пошла вниз! Не имея другого выхода, мы двигались вперёд, и вскоре выехали в овражек, по которому поперёк дороги протекала речка (фото 14). Здесь Доктор предложил искупаться, и уже начал раздеваться. Это было кстати – я, например, был взмыленный после этих дорог, и освежиться перед подъёмом не помешало бы. Доктор уже вовсю плескался в небольшой ямке и даже занырнул с головой. Андрюша сначала не решался войти в воду, но потом всё-таки решился. Он нехотя разделся и вошёл в воду, уже достаточно взбаламученную Доктором и мной, но погружаться целиком не стал.

Переправляемся через ручейПереправляемся через ручей
фото 14

Сняв жар и смыв пот, мы с новыми силами поехали дальше. Дорога довольно круто поднималась вверх, и, кроме того, она была сильно размыта, но мы шли по ней всё дальше и дальше и, наконец, вышли на седловину высотой приблизительно 600 метров (фото 15). К сожалению, я не заметил, как сели батарейки в навигаторе, и часть маршрута не записалась.

Так как подъёма больше не ожидалось, мы решили немного передохнуть (хотя постоянные ожидания Андрюши уже можно считать отдыхом). Но отдыхать долго не пришлось – Доктор обнаружил на себе ползущего клеща, и нам не хотелось, чтобы эти твари нас покусали. Я поставил свежий комплект батарей в прибор, и мы начали спуск.

Вышли на перевалВышли на перевал
фото 15

Через некоторое время лес поредел, и мы выехали на обширный луг, с которого было видно море (фото 16). Здесь уже можно было ехать, и буквально через пять минут мы достигли турстоянки Ворон. Она была оборудована кострищем, столиком и лавками. Но, к сожалению, дорога закончилась, и только тропинки разбегались в разные стороны. На километровке Генштаба Украины тоже не было обозначено дорог, и после небольшого совещания и пешей разведки, решили спускаться по довольно крутой тропе, которая имела направление на село Ворон. Возможно, что мы где-то могли пропустить хорошую тропу, только обратно возвращаться не хотелось, и мы решили довериться приборам и своему чутью.

Молоко хорошо утоляло жажду и придавало силМолоко хорошо утоляло жажду и придавало сил
фото 16

Итак, мы начали спуск по тропинке. Одно дело, когда спускаешься по такому уклону пешком, налегке, и совсем другое, когда ты скатываешь гружёный велосипед, который то и дело норовит развернуться поперёк дороги или юзом пойти вниз по склону. То и дело тропинку преграждали то поваленные деревья, то валуны. От постоянного торможения немели пальцы. Здесь меня выручил ручной пружинный тормоз: он, довольно сильно тормозя, не давал колесу заблокироваться и пойти юзом. Пыль клубами поднималась изпод наших колёс и ног. Спуск был настолько тряским, что я даже не заметил, как выскочил насос из-под подседельной трубы. Эту неприятную потерю я заметил уже на трассе, на повороте в Морское. А пока мы чуть ли не кубарем сваливались с перевала, пока не показалось внизу что-то наподобие дороги.

Спустившись ниже, мы действительно попали на грунтовку, по которой и продолжили свой путь (фото 17). Через некоторое время мы попали в село Ворон. Переехав по сухому руслу на другой берег, мы оказались вначале на плохом, а затем и на хорошем асфальте. У Андрюши от тряски открутилась гайка крепления рулевой колонки, и каким чудом не рассыпались шарики (а может быть, и рассыпались!), для меня осталось загадкой. У меня после падения немного погнулась стойка багажника, которую я потом выправил. В Вороне я выключил GPS, чтобы не сажать батарейки – дальше дорога была очевидной.

Едем по руслу реки ВоронЕдем по руслу реки Ворон
фото 17

Спустившись по шоссе к морю, мы решили поехать сразу в Морское, чтобы там перекусить. Доктору требовался шашлык и суп-солянка, да и я бы чего-нибудь съел. Вообще, когда после длительного времени скитания по лесным дебрям и козьим тропам попадаешь в цивилизацию (а Морское было ещё какой цивилизацией!), бывает довольно приятно расслабиться под сенью летнего кафе, выпить чашечку кофе, при этом непринуждённо болтая по сотовому телефону, и чтоб вокруг тебя крутился официант, который в душе ликует от внезапно свалившегося счастья в виде трёх запылённых, обветренных велотуристов, готовых смести со стола всё, что бы ни подали. Но надо заметить, что готовить в Крыму стали лучше, чем в советские времена. То ли конкуренция, то ли национальное крымскотатарское меню повлияло, не знаю. Но готовят они вкусно. По совету местных тётенек, у которых я пообещал купить вина после обеда, я взял себе борща (борщ мясной и наваристый), манты и чай. Доктор непременно заказал шашлык и капустный салат, Андрей тоже что-то заказал. После приёма пищи я ещё махнул стаканчик вина, и мне стало весьма хорошо.

Настало время устраиваться на ночлег, и мы поехали назад, на излюбленное место в устье реки Ворон. Река, к счастью, не пересохла, поэтому я решил воспользоваться возможностью выстирать некоторые свои вещи. Кстати, мною был придуман способ стирки, пригодный в походе: берёшь прочный полиэтиленовый мешок и стиральный порошок, способный стирать в холодной воде, наливаешь в мешок воду, растворяешь порошок, кладёшь в мыльный раствор вещь и начинаешь трясти. Через минут пять следует отжим, полоскание и сушка. (Можно привязывать пакет к багажнику и спускаться с перевала – тогда трясти не надо.) Этот способ позволяет экономить воду, и не надо искать ёмкости в виде тазиков или ванн.

Но первым делом после посещения леса мы с Доктором начали осматривать друг друга на предмет присосавшихся клещей. Со стороны, наверно, забавно было смотреть на нас – подобно обезьянам, ловящим друг у друга блох, мы поочерёдно и пристально ворошили макушки. Слава Богу, клещи не обнаружились, и мы занялись подготовкой ночлега. Кроме нас, там уже стояли палаточники, в основном автомобилисты. Мы выбрали место поближе к морю.

Учитывая накопленную усталость, я предложил завтра устроить полуднёвку. Во-первых, действительно требовался небольшой отдых. У меня, например, побаливали связки голеностопа от напряжённого спуска. Во-вторых, с психологической точки зрения важно было знать, что завтра не придётся с утра тащиться на перевал. Доктор – тот вообще решил позагорать и покупаться пару-тройку дней, так как основная его задача стояла как раз в получении дозы солнечной радиации и морских ванн. Он хотел и нас уговорить застопориться здесь, но, учитывая с одной стороны, идею прохождения Караби-яйлы, с другой стороны, проблему непереносимости жары Андрюшей, я предложил разделиться – Доктор остаётся, а мы с Тимошенко лезем в горы. Витя согласился, и мы стали договариваться о месте встречи. Этот процесс занял довольно много времени, так как с моей стороны сложно было спрогнозировать маршрут на три дня вперёд, а со стороны Доктора было проблемой сориентироваться в пространстве: на его обзорной карте Крыма не было и половины тех дорог, по которым нам предстояло ехать. В конце концов я предложил перенести обсуждение этого вопроса на завтра.
Тем временем сумерки сгустились, и, побродив босиком по остывшему мелкогалечнику, все отправились спать.

За день проехали 39 км.

Читать далее