Иллюстрированный рассказ о велопоходе

По заповедным местам
2003 год

25 июня. Среда

Утром, выйдя из палатки, я обомлел: Доктор лежал у самого костра, причём его рука почти касалась пламени, и, как мне показалось, даже слегка дымилась (фото 55). Потрогав его, я убедился, что он живой, и у меня отлегло от сердца. Подбросив несколько поленьев, я присел у костра. Разгоревшееся пламя оживила Доктора, и он присоединился ко мне со своей закопчённой кружкой чая.

Позавтракав, мы стали собираться в дорогу, потому что погода начала портиться - небо стало затягивать плотными слоистыми облаками. Андрюша после подъёма долго копался в своих вещах, я не стал его ждать и свернул палатку в одиночку. Это была последняя ночь, где требовалась палатка: следующая, и заключительная в этом походе ночёвка по плану должна быть на чайхане, поэтому палатку надо было упаковать до дождя.

Ночёвка у Бешик-ТауНочёвка у Бешик-Тау
фото 55

Проехав 300 метров вчерашнего запланированного маршрута, мы действительно выехали к источнику, рядом с которым находились деревянные постройки - по-видимому, это и был приют Бешик-Тау. Там никого не оказалось, и, набрав воды, мы тронулись по каменистой дороге согласно карты. Дорога шла немного вверх и представляла собой нагромождение булыжников с размытой кое-где колеёй. Через пару километров дорога выровнялась, как по рельефу, так и по покрытию - можно было ехать. Оставив позади себя гору Чуфут-Кале, мы выехали на обрыв, с которого открывался прекрасный вид на долину (фото 56). Дорога развернулась влево, и мы упёрлись в запертые ворота крепости Чуфут-Кале. Дальнейший путь нам подсказал монах из Успенского монастыря, который рядом пас коз (фото 57).

Во время разговора с монахом наблюдался интересный акустический эффект: когда говорил он - раздавалось громкое, отчётливое эхо; когда говорили мы, эха не было. Монах был разговорчивым, и с подачи Доктора рассказал нам, как он попал в монастырь, какие там порядки и так далее. Поудивлявшись на необычное эхо и попрощавшись с монахом, мы стали спускаться по тропе в обход крепостной стены, огибая её справа. Миновав поворот к Южным воротам, мы выехали к Успенскому монастырю. Там всё ещё продолжалось строительство, но теперь уже ниже дороги, в овраге. Здесь было много отдыхающих, в основном дети школьного возраста. Погода была комфортная: ни жарко, ни холодно, ни дождливо, ни солнечно. Купив сувениры, мы поехали в Бахчисарай с целью пообедать.

На горе Чуфут-КалеНа горе Чуфут-Кале
фото 56
Чуфут-КалеЧуфут-Кале
фото 57

Этой целью стал небольшой ресторанчик татарской кухни; у ворот скучала молодая татарка в надежде зазвать кого-либо на обед. Мы не стали отказываться, тем более что в меню был так любимый Доктором шашлык. Наевшись, мы отправились в центр старого города - к ханскому дворцу. Мы там поменяли деньги, а я, кроме того, зашёл в знакомый винный магазин. Там всегда продавалось хорошее бахчисарайское (и не только) вино. Правда, в этот раз мне не повезло: из-за дележа власти в дирекции винзавода вино не разливали, и магазин торговал старыми запасами. Но, тем не менее, я купил пару бутылок.

Выехав из города, мы поехали в сторону станции Сирень. Хотя дорога была на вид ровная, ехать было довольно тяжело: создавалось впечатление, что кто-то держит тебя за колесо. Только подъехав к спуску в Танковое, я почувствовал, что это не так. Во всём чувствовалось расслабление - и в скорости движения, и в частых остановках. И хотя нам оставалось ехать до Хаджи-Сала километров шесть, на это ушло почти час. Правда, в Красном Маке мы останавливались на рынке: покупали черешню.

Как бы медленно мы ни ехали, всё-таки приехали в Хаджи-Сала. Подъехав к знакомой чайхане, мы встретились с хозяином, Рафетом. Доктор его хорошо знал, и тот тоже узнал Виктора. Рафет радушно нас встретил, и мы разместили свои вещи в одной из недостроенных комнат, а сами пошли на кухню заказать еду. Там хлопотала уже знакомая мне Айше. Записав наши пожелания, она с девушками начала готовить, а мы поднялись на веранду и уселись за столик.

После обеда Доктор предложил пойти на озеро искупаться. Я был не против; Андрюше, видимо, было всё равно, но он тоже пошёл. Место для купания было единственное и слишком маленькое; чтобы не смущать отдыхающих своими голыми задами, мы пошли вдоль берега в поисках удобного спуска к воде. Такое место мы нашли только у плотины, почти у самой дороги. Здесь были уложены плиты, и вода была чище из-за течения. Но выбор был небогат, а помыться надо было, так как завтра вряд ли представится такая возможность. Вода была довольно тёплой. Подсушившись тут же, на плитах, мы удалились с озера с целью посетить вершину Мангупа. Сказав Рафету о нашем намерении, вы, взяв фотоаппараты, отправились наверх.

По тропе поднялись на плато. К моему сожалению, там уже не было майского великолепия: трава была скошена, деревья отцвели. В моём аппарате осталось всего пара кадров, и я решил их экономить. По грунтовке мы направились в направлении триангуляционного знака. Вдруг справа под кустом я заметил уши. Пригядевшись, мы увидели зайчонка, который с любопытством рассматривал нас. Но потом, испугавшись, он дал стрекача в кусты.

Вид с Тешкли-Бурун также был великолепен, как и в мае, но из-за повышенной дымки горизонт просматривался не очень хорошо. Доктор сделал снимки у самой «ноздри» (фото 58, фото 59), а я снял панораму в сторону Ходжи-Сала (фото 60).

Имея на ногах велотуфли с резиновой подошвой, я гораздо спокойнее себя чувствовал при ходьбе по камням. Походив внутри «ноздри», я обнаружил, что здесь можно было снять несколько эффектных кадров, но, поскольку моя плёнка закончилась, я предложил Андрею спуститься в пещеру и сделать съёмку. Но спуститься ему было трудно, видимо, из-за боязни высоты: хватаясь руками за камни, он пытался на корточках спуститься по ступеням. Тогда Доктор посоветовал ему этого не делать и остаться снаружи пещеры.

Около крепостной стены мы встретили необычного животного. Весь в густой шерсти коричневого цвета и с ослиными ушами. Рядом с ним находилась семья: мужчина, гревшийся на солнышке, женщина с короткой стрижкой и двухлетнего мальчика, абсолютно голого и загорелого. Он временами подбегал к мамке и сосал грудь. Как рассказал нам глава семейства, животное было действительно ослом, а сами они пришли, кажется, из Молдавии и живут здесь, в горах. Не зря говорят - с милым рай в шалаше, хотя это был не тот случай.

Погуляв немного по мысу, мы отправились обратно. Дойдя до опушки леса, я предложил немного отдохнуть перед спуском. Времени до заката было ещё достаточно, и мы расположились на полянке недалеко от тропы. Доктор лёг и тут же заснул - видимо, сказывалось его недомогание. Я, сняв рубашку, тоже лёг - может, живот немного поджарится? Пекла уже не было, было лишь приятное тепло, под которым можно было лежать бесконечно долго. Андрюша коротал время сидя, рассматривая свои синяки на ногах. Было удивительно, откуда у него столько синяков?

У мыса Тешкли-БурунУ мыса Тешкли-Бурун
фото 58
Южная сторона Дырявого мысаЮжная сторона Дырявого мыса
фото 59
Вид из «ноздри» на село Хаджи-СалаВид из «ноздри» на село Хаджи-Сала
фото 60

Спустившись вниз, мы заметили сильное оживление у чайханы - пришёл автобус с детьми. Вдоль фасада были установлены столы, где, гремя ложками, лопали дюжины две оголодавших ребят. Они приехали на экскурсию на Мангуп аж из Херсонской области. Но вечером их в горы не повели, и теперь они "покоряли" только второй этаж чайханы, где располагались гостиничные номера. Мы подошли к Айше - намекнуть насчёт ужина. Она сказала, что всё будет, и предложила нам пройти под навес. Ждать пришлось долго, видимо, из-за нежданных гостей. В комнате, где были наши вещи, появились ещё два велосипеда. На них приехали парень с девчонкой из Симеиза - мы их встретили за соседним столиком. Родом они были из Москвы; сдав московскую квартиру в аренду, они сняли квартиру в Симеизе. Парень оказался компьютерщиком в области допечатной подготовки, работал через Интернет - ему всё равно где работать, лишь бы был доступ в Сеть. Не знаю, насколько они были спецами по компьютерам, но по вело были явно слабоваты, судя по их технике.

Шашлык, заказанный Доктором, у него не пошёл. Съев несколько кусков, он поделился с нами. Немного мы перестарались, заказав такое количество. Поужинав, мы разлеглись на топчанах. Хозяйка, наверное, забыла про нас - тарелки оставались на столе всю ночь.