Иллюстрированный рассказ о велопоходе

По заповедным местам
2003 год

21 июня. Суббота

Наступило утро со всей своей неотвратимостью. Погода обещала быть хорошей. Собравшись, двинулись в путь. Накануне вечером у одного парня из Тулы мы узнали другую дорогу, по которой они заезжают на машинах - через недостроенный санаторий, поэтому мы поехали в противоположную сторону от Алушты. Андрюша, видимо, этого разговора не слышал, и рванул в направлении лестницы.

Обратный путь в Алушту оказался несколько длиннее, чем вчера, из-за петляния вверх-вниз по Лазурному шоссе. Но, наконец, мы выехали на набережную перед троллейбусным кругом. Солнце уже начало припекать, но мы с Доктором решили подкрепиться перед затяжным подъёмом - ведь нам предстояло залезть почти на 1500 метров. Подъехав к одной забегаловке, выясняем, что у них всё есть, но так как это было ещё утро, нам пришлось довольно долго ждать, пока повар расшевелится и приготовит наш заказ. Андрюша поначалу не собирался есть и стоял на дороге в полной боевой готовности. Потом мы всё-таки уговорили его поесть, иначе ему пришлось бы туго.

Пообедав и купив Кока-Колы, мы выехали на трассу и через несколько сот метров свернули влево, на Изобильное. Шоссе было сносное, шло немного на подъём, но растительность почти полностью отсутствовала, и пришлось изрядно попотеть, пока мы не въехали в лесную зону; а перед Изобильным начался такой подъём, что не только Андрей, но и мы с Доктором слезли и пошли пешком. На краю села мы остановились у жилого дома набрать воды. Здесь мы с Доктором заметили ещё одну особенность нашего товарища: его не любили собаки. Где бы он ни проезжал мимо собачьих мест, везде раздавался их заливистый лай. То ли его велосипед издавал какие-то неслышимые человеком звуковые волны, то ли своими движениями Андрей возбуждал собачьи нервы - не знаю, но факт оставался фактом.

Итак, поставив с грохотом прямо перед носом собаки свой велосипед, Андрюша привёл её в бешенство, и если бы не сетчатый забор, ему не поздоровилось бы. Еле-еле мы уговорили его отойти подальше, чтобы псина хоть немного успокоилась. Парнишка, принесший нам наши фляжки, спросил, куда мы едем - и изумление осталось у него на лице, когда мы ему ответили - куда. Далее дорога немного выровнялась, по обочине побежали тенистые деревья, и, если бы не бык, перегородивший нам дорогу, то всё было бы нормально. Но моё блаженство прервало внезапно спустившее заднее колесо. Предвидя мучения с постоянным подкачиванием колеса, я решил поменять камеру. Остановившись на тенистом повороте, я быстро перебортовал колесо, заменив пробитую камеру на новую. В это время навстречу нам выехал джип. Это был директор заповедника. Поначалу он, видимо, хотел нас развернуть обратно, но, увидев меня, вспомнил, наверное, вчерашнюю встречу и ограничился предупреждением, чтобы мы не оставляли мусор.

Расстановка группы у нас оставалась прежняя: Доктор, я, Андрюша. Доктор обычно дожидался меня, если впереди была развилка, какое-либо явление или просто если становилось скучно. В этот раз он, завидев меня, стал делать знаки рукой, призывая меня насторожиться. Когда я к нему подъехал, он показал причину беспокойства: на шоссе было какое-то строение. Я предположил, что это лесной кордон. Дождавшись Андрея, мы решили проехать по возможности тише, при этом Андрюше были даны дополнительные предупреждения. Нам-то бояться было нечего, а вот Доктор ехал нелегально. Подъехав поближе, мы увидели массивные деревянные ворота на замке, но с открытой калиткой. Предельно осторожно, чтобы не зацепиться чем-нибудь за проём калитки, мы въехали в заповедник, и никто даже не вышел из домика, примыкающего к воротам - то ли там никого не было, то ли не услышали - ведь они ждут в основном машины.

Таким образом, мы оказались на территории заповедника незамеченными. Прекрасно асфальтированная дорога змейкой поднималась по склону в окружении вековых сосен и дубов. Изредка попадались и разбитые участки, засыпанные щебнем, но они были небольшими и не портили общего впечатления от красоты здешних мест. Вот нам навстречу вырвался горный поток, дающий начало реке Альма. Доктор, конечно, решил искупаться, и стал искать место поглубже (фото 42). Я только попросил его отойти подальше от дороги, чтобы случайно проезжающий лесник не заметил - всё-таки, места заповедные, а мыльная вода здешней форели вряд ли понравится. И действительно, только он отошёл к реке, как мимо нас проехал какой-то мужик на машине. И хотя он нам ничего не сказал, надо быть осторожнее, чтобы не нарваться на крупный штраф.

На заповедной реке АльмаНа заповедной реке Альма
фото 42

Через несколько километров лес стал гуще, и вдруг мы увидели ворота со стоящим перед ними крестом (фото 43). Как нетрудно было догадаться, это был Косьмодамиановский мужской монастырь. Этот монастырь был одним из ключевых объектов в моём плане, так как на его территории находится целебный источник с уникальной по химическому составу водой, которой в давние времена лечили людей врачи Косьма и Дамиан. Поэтому заранее я заготовил пустую бутылку, чтобы взять с собой этой святой воды. За воротами я никого не заметил, хотя где-то слышны были голоса. Сам источник Савлух-Су представлял собой небольшую каменную нишу, отделенную от дорожки небольшим рвом, и увенченную православным крестом. В потолке ниши имелось отверстие, из которого текла струйка воды - очень вкусная, чистая и холодная. Попив и налив все имеющиеся ёмкости, я вернулся за ворота, где стояли наши велосипеды; ребята тоже налили, и, чтобы не проводить зря время, мы продолжили своё путешествие.

Косьмодемьяновский мужской монастырьКосьмодемьяновский мужской монастырь
фото 43

Преодолев крутую петлю дороги, мы подъехали к селению, явно не относившемуся к монастырю, и состоящую из нескольких домиков. Здесь нас встретила женщина и поинтересовалась, как мы оказались в этих глухих местах, и есть ли у нас пропуск. Я ответил, что, конечно, есть. Она не поверила; тогда я, чтобы не разочаровать её, вынул заветную бумажку и помахал подписью директора у неё перед носом (фамилии я специально загородил пальцем). После этого тон разговора сменился на доброжелательный, и я немного поговорил с ней: о монастыре, о дороге. Но поскольку ребята уже удалялись от меня, я тоже поехал, ведь нам ещё предстояло проехать две трети дневного пути.

Дорога, как и прежде, петляла по склону почти с тем же уклоном, что и раньше, только она стала более извилистей, и обочина дороги выродилась в почти отвесный обрыв, поросший гигантскими деревьями, через крону которых с трудом пробивался луч солнца. Надо сказать, что, несмотря на густоту леса, нигде не было видно валявшихся веток, поваленных и гнилых стволов. Видимо, за лесом тщательно следили - изредка попадались аккуратно сложенные поленницы и ясли с сеном (наверное, для оленей). По прежнему никто не попадался нам на пути, и так, в одиночестве, мы, наконец, выехали на знакомую мне с 1994 года развилку - Чучельский перевал (фото 44).

Отдых на Чучельском перевалеОтдых на Чучельском перевале
фото 44

Здесь мы решили устроить небольшой отдых, благо поляна была солнечной и весёлой после мрачного леса. Андрюша, как всегда, тащился сзади с задержкой минут на двадцать. Мы с Доктором изменили тактику, и теперь, как только Андрей показывался в поле зрения, мы трогались с места, чтобы он не останавливался, а последние километры и вовсе не дожидались его - в любом случае рано или поздно он нас догонит.

Перекусив, я решил немного осмотреть местность. Забравшись на пригорок, я усмотрел неплохую панораму с горой Роман-Кош во главе (самая высокая гора в Крыму - 1545 метров), и сделал снимок (фото 45). Андрюша приехал немного уставший, но вполне в нормальном состоянии. Тем временем мимо нас проскочили Жигули, которые через минуту вернулись задним ходом - у них спустило колесо. Из машины вышли два молодых человека и пытались накачать колесо. Это им никак не удавалось, и они решили поменять его на запасное. Стали поднимать домкратом, но, видимо, никогда этим не занимались, и Доктор, как старый автомобилист, решил помочь им советом. Пока они занимались заменой, их дамы прогуливались по дороге. Интересно, как они проскочили кордон? Но вот колесо на месте, и они умчались в сторону Ялты.

Вид на Роман-КошВид на Роман-Кош
фото 45

Доктор, насытившись, решил вздремнуть, растянувшись на травке возле дороги. Необходимо было отдохнуть, так как нам ещё предстояло подняться на 300 метров. Я, воспользовавшись паузой, решил переодеться, так как несмотря на солнце, воздух был достаточно прохладный, а дальше будет ещё холоднее и ветренее. Андрюша просто стоял, что-то рассматривая на своём велосипеде. Чтобы не расхолаживаться, я призвал Доктора собираться, потому что время было уже около четырёх, а в семь часов мы должны по указу директора заповедника выехать за его пределы.

После непродолжительного спуска начался затяжной подъём к Никитскому перевалу. В 1994 году мы этот участок проехали в сплошном тумане, поэтому, кроме рельефа дороги, я ничего не запомнил. Сейчас я решил наверстать упущенное, и наслаждался пейзажами, которые всё чаще и чаще открывались в разрывах кроны деревьев. Вот слева открылась лысая макушка Роман-Кош, даже табличка есть (фото 46). Мне так хотелось подняться туда, ведь до высшей точки было рукой подать! Но время не позволяло нам этого сделать. Тем более, что тропинка шла мимо домика лесника, и, хотя они могли быть заняты на заготовке зелёного корма (мы только что встретили их грузовик на дороге), кто знает, чем это закончится. Кстати, лесники были миролюбиво настроены, тем более, что я им сказал о наличии у нас пропуска. Проверять они не стали - поверили на слово.

Романовское шоссе у поворота на Роман-КошРомановское шоссе у поворота на Роман-Кош
фото 46

Итак, Роман-Кош остался позади. Дорога, наконец, вырвалась из леса: открылся великолепный вид на предгорья (фото 47). В сосняке, вспугнутые нами, промчались косули (фото 48). Верхняя точка дороги уже начала просматриваться на горизонте (фото 49). Несмотря на солнечную погоду, было довольно холодно - 13 градусов. После седловины дорога вышла на яйлу , где нас встретил сильнейший северный ветер; внезапно открылся великолепный вид на Южный Берег; впереди и слева, на обрыве, белела Беседка Ветров. К ней вела каменистая дорога. Всего этого я не видел в 1994 году, я даже не предполагал, что буквально в нескольких метрах от дороги - головокружительный обрыв.

Не дожидаясь Андрюши, мы повернули к Беседке. На удивление, она очень хорошо сохранилась - видимо, за ней присматривали и ремонтировали. Принципиально затащил в беседку свой велосипед, дабы и он посмотрел с высоты на Гурзуф (фото 50, 51). Андрюша тоже сориентировался и повернул к беседке. Пока он, наконец, добрался до верха, мы с Доктором начали уже замерзать; Витя торопил с отъездом, но я попросил подождать, пока Андрюша не увековечит покорение высоты в своей памяти и на фотоплёнке. Откуда-то примчались четыре мотоциклиста с девчонками; покрутившись возле беседки, они сели на своих коней и улетели в Ялту. Нам тоже надо было двигаться дальше, и, бросив прощальный взгляд на Аю-Даг, мы вышли на шоссе и покатили на Никитский перевал.

Вид на предгорьяВид на предгорья
фото 47
Заповедные лесаЗаповедные леса
фото 48

Сам Никитский перевал ничего интересного, кроме каменного шара, не представлял, и если бы не очередной пробой заднего колеса, который случился у меня за триста метров до перевала, я бы его проехал без остановки. Но надо было менять камеру, и спасибо Доктору, который ждал меня у шара - насоса ведь у меня не было. А тем временем противный ветер гнал на нас тёмную тучу; горизонт потемнел, ливень был неизбежен. В кратчайшие сроки я перекинул резину, накачал Докторовым насосом колесо, и предельно осторожно, чтобы избежать повторного пробоя, но и достаточно быстро, чтобы убежать от непогоды, начал спуск. Доктор для подстраховки держался в поле видимости. Положение ухудшалось тем, что, несмотря на хороший асфальт, вся дорога была усыпана шишками, и приходилось постоянно лавировать между ними, попутно вписываясь в изгибы серпантина. Где-то вверху бушевала стихия, до нас только доносились слабые отголоски в виде порывов ветра и слабого дождика.

Спустившись на приличное расстояние, мы решили остановиться, чтобы дать рукам отдохнуть - от постоянного торможения немели пальцы. Заодно можно было спокойно осмотреть местность. По обе стороны дороги был прекрасный сосновый лес, достаточно редкий и невысокий; кругом было множество солнечных полян; сквозь дымку внизу просматривались кварталы Ялты.

Короток отдых - снова в путь. Скоро должен появиться лесной кордон Грушевая поляна. Время нашего пребывания в заповеднике уже давно истекло, теперь все мы были "вне закона". Я предупредил ребят, что, как только появится кордон, остановиться и притаиться (у меня уже был план обхода лесничества). Увидев ворота, мы остановились, и я привёл свой план в действие. Дело в том, что в этом месте дорога делает поворот на 180 градусов вправо; надо было аккуратно и тихо спуститься по тропе, срезая этот поворот, и заодно минуя ворота. Андрюша был особо предупреждён, так как его скрипучие тормоза могли демаскировать нас. Но всё обошлось, и мы двинулись по дороге уже в обратном направлении - опять к кордону, но, не доходя до него, свернули вправо, на пригорок, знакомый мне по ночёвке в 1994 году.

Окрестности горы Роман-КошОкрестности горы Роман-Кош
фото 49
У Беседки ВетровУ Беседки Ветров
фото 50
Вид с Беседки Ветров на АюдагВид с Беседки Ветров на Аюдаг
фото 51

Здесь за девять лет ничего не изменилось, только чугунную ванну, куда стекал источник, убрали. Около ворот никого не было, но за забором горел костер, и пахло шашлыком. Чтобы не привлекать ничьего внимания, мы без лишнего шума удалились от ворот и стали готовиться к ночлегу. Костёр решили не разводить, пока не стемнеет.

Неожиданно нас осветил свет фар. Прямо на поляну выскочили Жигули, из которых вышли два парня. Они нас спросили, собираемся ли мы здесь ночевать. Мы ответили утвердительно, и они, помявшись, отъехали в поисках другой поляны. Видимо, мы заняли их постоянное место. Отъехав метров на пятьдесят, они остановились с другой стороны бугра, так что нам их не было видно. Одно хорошо - это были простые отдыхающие, а не люди "при исполнении" - от них никогда и ничего хорошего ждать нельзя.

Мы продолжали заниматься своими делами, как вдруг услышали какие-то крики и глухие удары. Через некоторое время крики и удары усилились, и мы увидели потрясающую картину: ребята, переодевшиеся в рыцарские доспехи, мочили друг друга мечами, и не знаю, чем дело кончилось, если бы не начавшийся дождик. Удары стихли, и снова заработал двигатель - рыцари уехали. Сумерки сгущались, начал моросить дождик. Быстро установив палатку, покидали туда ценные вещи, остальное я оставил на велосипеде, накрыв чехлом. Вообще-то я всегда на ночёвках накрывал велосипед, чтобы среди ночи не возиться с укрытием, да и в целях маскировки чёрный чехол ночью практически не виден. Хуже всего было Доктору. Его полиэтиленовый пакет был мало приспособлен для ночёвки под дождём. Чехла у него не было, поэтому велосипед был подвержен воздействию неблагоприятных погодных факторов.

После ужина забрались в палатку. Дождь усилился. Доктор, тихо матерясь, шуршал в пакете. Наша палатка тоже была не подарок - швы у неё подтекали, да ещё Андрей потёрся головой о стенки палатки, после чего капли, держащиеся за счёт поверхностного натяжения на внешней поверхности, благополучно протекли внутрь.