Иллюстрированный рассказ о велопоходе

По заповедным местам
2003 год

20 июня. Пятница

Ночь, по горным меркам, была тёплая - около 5 - 7 градусов. Но под утро я всё-таки вылез из палатки погреться к костру, который уже почти прогорел. Подложив дров, я раздул пламя. Сухие поленья разгорелись быстро. Андрюша, приняв на ужине дозу алкоголя, спал как убитый. Я тоже решил пойти поспать, так как согрелся, и проснулся, когда уже было совсем светло.

Позавтракав, я решил пешком сходить на водопад Джурла. Местные ребята рассказали, как туда дойти. Взяв фотоаппарат и навигатор, я отправился в путь. Тропинка протискивалась между огромных деревьев, всё круче и круче уходя вниз. Наконец я вышел на открытое место, с которого открывался вид на предгорья, а правее просматривался в деревьях палаточный лагерь. Я спросил у аборигенов, где находится водопад - оказалось, надо было свернуть налево - и вот он, во всей своей красе (фото 39). Палаточный лагерь я назвал для себя Нижней Джурлой; с народом не беседовал и пошёл обратно. Затратив ни много, ни мало пятьдесят минут, я нисколько не жалел об этом, поскольку торопиться было некуда. Андрюша не проявил интереса к водопаду, и занимался укладкой снаряжения (фото 40).

Ребята сказали, что дорога на Лучистое идёт от перекрёстка направо. Поднявшись до дороги и отдышавшись, мы начали спуск, который проходил между горами Южной и Северной Демерджи. Дорога была сильно разбитой, сыпучей и местами грязной. Обогнув против часовой стрелки скалистые обрывы, мы вышли на огромную поляну, с которой открывался вид на Чатыр-Даг, Алушту, южный берег. Повернув на развилке налево и перейдя по мостику речку, мы двигались по каменистой пыльной дороге в Лучистое, иногда останавливаясь и пропуская группы конных всадников. Внезапно я заметил справа старинную крепость. Это были развалины Фуны. Я предложил Андрюше подъехать поближе и сфотографировать её (фото 41).

Водопад ДжурлаВодопад Джурла
фото 39
На турстоянке верхняя ДжурлаНа турстоянке верхняя Джурла
фото 40

Проехав мимо Долины Привидений, мы спустились по крутым улицам Лучистого на его центральную площадь, и Андрюша отправился в магазин. Купив очередную бутылку кваса и пакет изюма, он начал подкрепляться, а я пытался накачать колёса с помощью Андрюшиного насоса и конструкции из куска гелевой ручки и кусочка кембрика, который я нашёл на перевале у Чобан-Куле. Чтобы кембрик не срывался, мне приходилось каждый раз затягивать его на соске с помощью проволочной петли, и осторожно накачивать, чтобы случайно не надавить на винтовой шток ниппеля. В конце концов кембрик лопнул, не выдержав давления, и я предупредил Андрюшу, что спускаться буду медленно во избежание пробоя камеры.

Собравшись ехать, Андрюша резко остановился, и что-то кропотливо стал искать в своём рюкзаке. Процесс этот затянулся минут на пятнадцать, и, начиная терять терпение, я решил узнать, что случилось. "Проверка бдительности" - многозначительно ответил он, после чего всё-таки тронулся в путь.

Каменный хаос недалеко от крепости ФунаКаменный хаос недалеко от крепости Фуна
фото 41

Асфальт из Лучистого был прекрасный, и я, забыв про осторожность, разогнался километров до 55 в час. Покрытие основной трассы было похуже, и я пропустил пару ударов в заднее колесо. В результате оно начало спускать. Я надеялся купить насос в спортивном магазине, но не тут-то было. Так же не было насосов у встречающихся велосипедистов. Настроение у меня упало - ведь завтра предстоял напряжённый подъём на Чучельский перевал. Пришлось опять мудрить с трубками, кембриками и изоляцией, чтобы хоть как-то накачать колёса, после чего мы поехали за пропуском в Дирекцию заповедника.

Поднявшись от площади до объездной трассы, мы быстро доехали до дирекции заповедника, и я направился внутрь, оставив Андрея сторожить велосипеды. От миловидной девушки я с огорчением узнал, что въезд в заповедник закрыт как для пеших, так и для велопутешественников. Видя моё огорчённое лицо, девушка предложила мне обратиться к директору лично. Терять мне было нечего, и я поднялся на второй этаж.

Секретарша сразу определила цель моего визита, и сначала осведомилась у заместителя директора о возможности посещения заповедника. Тот посоветовал подойти к самому директору. Через минуту я был в просторном кабинете, во главе которого восседал мужчина средних лет - директор (к сожалению, забыл, как его зовут). Он завёл старую пластинку о запрете посещения заповедника ввиду повышенной пожароопасности, но потом смягчился, узнав, что мы из Москвы, и решился таки нас пропустить, намекнув при этом, что пропуск стоит денег. Я, конечно, об этом знал, но цена меня немного шокировала - 25 гривен, и это по старому тарифу. Но делать нечего - заплатив деньги, я получил квадратный листик бумажки с нашими фамилиями и шикарной подписью директора заповедника. Я спросил - не надо ли печати? "Мою подпись все знают" - ответил он.

Итак, получив долгожданный пропуск, мы с Андрюшей отправились обратно, в центр города, по пути купив трубку для накачки моих колёс. Теперь нам предстояло найти Доктора.

Как известно, встреча была назначена с шести до восьми часов вечера на набережной у переговорного пункта. Прислонив велосипеды у парапета, мы всматривались в толпу, но Доктора нигде не было видно. Не очень надеясь встретить его, я предложил Андрюше сходить поесть. Андрюша ушёл, а я остался ждать. Ждать пришлось недолго. Откуда-то справа появился загорелый человек в вылинявшем трико, с навьюченным велосипедом - это был, конечно, Доктор. Появился он почти вовремя. Вкратце рассказав о своём одиночном отдыхе, он пошёл звонить своей подруге. Через некоторое время мы все собрались вместе; теперь мы с Доктором собрались поесть и начали разыскивать харчевню, где есть шашлык. Покрутившись в районе набережной и троллейбусного круга, мы, наконец, остановились рядом с остановкой в летнем кафе. Усевшись за столик, мы начали соображать, где остановиться переночевать. Я утверждал, что можно заночевать на пляже в Лазурном, Доктор говорил, что там негде стоять. Мне пришлось настоять на том, чтобы подъехать туда и посмотреть - все равно в центре негде. Тем временем подали еду, и мы с аппетитом поужинали.

После ужина мы выехали на набережную, по пути зайдя в пару магазинов. Я повёл ребят по знакомой дороге, по которой я бы проехал даже ночью с завязанными глазами. На развилке мои попутчики остановились в нерешительности. Я стал им махать рукой. Они как-то нехотя поехали за мной, а поравнявшись, спросили, почему я свернул с дороги. Тогда я указал им путь, по которому мы неоднократно ездили в прошлые года и по которому я собираюсь ехать сейчас: по набережной. Оказывается, в прошлый раз они ехали по шоссе, и ночевали где-то в придорожных кустах. Поэтому у Доктора отложилось в памяти именно это место. Но и мой путь оказался неудачным: проехав метров триста вдоль санаториев, мы попали на развалины недостроенного пляжа и упёрлись в бетонный забор какого-то пансионата. Рядом сидели местные бомжи и чего-то ели. Место было не очень приятное, и я пошёл на разведку. Выйдя по короткой тропе на дорогу, я встретил парня, который оказался местным жителем. Он подсказал мне, как выйти на берег - через санаторий. Пришлось нам возвращаться на ту самую развилку, после чего мы спустились к санаторию, пройдя через шлагбаум, и вышли опять на ту же набережную, но уже ЗА бетонным забором. Но и тут нам преградил дорогу забор, только теперь - железный, обильно смазанный солидолом. Справа он упирался в обрывистый склон, а слева выдавался далеко в море, так что объехать его не было возможности. Пришлось нам спуститься пляж, так как другого выхода не оставалось. Пляж был пуст, и я надеялся, что до утра нас никто не потревожит. Но я ошибался. Не прошло и полчаса, как сверху показалась чья-то голова, которая спросила нас, что это мы делаем на детском пляже? Мы честно ответили, что хотели проехать на турстоянку, но нам помешал забор. Голова оказалась местным сторожем. В ответ на его бурчание насчет детского пляжа мы предложили ему пропустить нас через калитку, которая была на замке и, получив согласие, быстро собрали свои вещи и так же быстро выскользнули за пределы его территории. Теперь уже никаких препятствий не было, и мы прибыли на стоянку Лазурное.

Надо сказать, что с 1994 года здесь произошли кардинальные изменения. Вместо дикого палаточного поселения строго по линии стояли новые одинаковые палатки; к ним вела каменная лестница, укреплённая опалубкой; около пляжа имелась душевая кабинка, а в глубине рощицы невидимый повар громыхал посудой. По всему лагерю было протянуто освещение. Палатки были не только в рощице, но и прямо на пляже. Мы подошли к одному из отдыхающих и спросили, какие здесь порядки. Оказалось, что эту территорию якобы выкупили какие-то дельцы, обозвав её рекреационной зоной, и берут за это деньги. В подтверждение его слов к нам подошёл молодой человек, представившись Олегом, и поинтересовался нашими планами. Мы ему открыто сказали, что хотим остановиться на ночь, палатку ставить не будем и рано утром уедем. Он начал нам рассказывать ту же историю, которую мы уже слышали, кроме того, предлагая нам воспользоваться их услугами - душем, чаем, туалетом. Даже защиту от хулиганов обещал. В конце концов договорились на пять гривен со всех.

Развернув свои коврики, мы улеглись прямо под бетонной стеной, отделяющей дорогу и палаточный лагерь. Уже стемнело, а нам нужно было выспаться, ведь завтра предстоял напряжённый день. Доктор тоже собрался с нами в заповедник, хотя на него я пропуск не брал. Но одному ему, видимо, не хотелось оставаться, и он решил попытаться проскочить через лесные кордоны.

За день проехали 30 км; сколько проехал Доктор, мне неизвестно.