Иллюстрированный рассказ о велопоходе

"Путь к вершине"


19 сентября: день второй.

Ак-Кая - Морское. 84,6 км.

Первая ночь прошла спокойно: было довольно тепло, сухо; полная луна, выходя из редких облаков, щедро освещала наш палаточный лагерь. Утром погода начала портиться: со стороны Белогорска надвигалась плотная пелена тумана, и, клубясь, уходила куда-то на юго-восток. Наконец можно было рассмотреть палатки наших друзей. Самая дорогая и самая неудобная, на мой взгляд, была у Ильи. Он в погоне за лёгкостью приобрёл нечто подобия гробика с боковым входом. Как умещались в этом прокрустовом ложе сам Илья, да ещё с Леной - я не представляю. У меня был китайский noname, зато просторный; у Игоря была стандартная двухскатная палатка, а Андрей вёз каркасную типа моей (фото 8).

Пока сворачивались и завтракали (фото 9), Макс прислал сообщение, что он уже выехал из Симферополя и движется в нашем направлении. Я предложил ему соединиться с нами в селе Богатое - там, по крайней мере, есть где перекусить и закупить продукты.

Выехали мы почти в десять утра (фото 10). Через четверть часа подъехали к западным обрывам, и хотя высота природной стены была небольшая - метров сто - вид был впечатляющий (фото 11). Небольшую передышку совместили с фотографированием и созерцанием окрестностей. Конечно, если бы не было дымки, то видно было бы на десятки километров вокруг. Но сейчас даль терялась в пелене. Остановившись еще у одной вертикальной скалы и наснимавшись (фото 12, 13), мы выехали на старую дорогу, ведущую в заброшенный карьер (история этого карьера очень интересна и поучительна; вкратце можно сказать, что благодаря развалу Союза этот карьер прекратил разрастаться, - иначе сегодня от скалы остались бы жалкие обломки…) и начали спуск с Ак-Кая - вплоть до асфальтовой дороги Васильевка-Белогорск. Здесь по карте должна начинаться грунтовка на Мичуринское.

Сделав десятиминутную паузу, мы попутно стали искать глазами дорогу, обозначенную на карте, и нашли ее: грунтовая колея начиналась как раз на развилке дорог и шла вроде бы куда надо. В полной уверенности мы поехали по ней, но постепенно она начала уводить нас влево от проложенного курса. Илья, было, попробовал выйти на курс, но без дороги, по камням и рытвинам, нам было ехать проблематично, и я настоял вернуться на колею. В конце концов, мы вышли точно на вершину горы Айлянма-Кая, и GPS беспристрастно подтвердил этот факт.

Всё это было бы ничего, но дальше дороги не было. Более того - спуститься было вообще невозможно без парашюта - кругом были обрывы. Пройдя пешком вдоль края минут десять, мы с Ильёй вернулись ни с чем. С высоты птичьего полёта была видна грунтовка, по которой надо было ехать, и шоссе, которое тоже шло в нужном направлении. Пришлось возвращаться обратно - со свистом слетели мы на прежний перекрёсток - всего за 7 минут, потеряв на этой ошибке по ориентированию 45 минут.

Проехав по шоссе чуть больше километра, мы обнаружили поворот на дорогу, которую мы видели с горы. Не раздумывая, мы повернули налево и понеслись по пыльному просёлку к деревне Мичуринское (фото 14). Макс уже приехал в Богатое, о чём телеграфировал мне по СМС-ке.

После Мичуринского дорога началась горбатая, извилистая и местами каменистая. Время перевалило за полдень, а мы всё ещё не добрались до трассы. А тут Игорю чего-то приплохело - он сел на обочину, опустил голову к коленям и обхватил ее руками. Я предлагал ему аптечку, но он отказался. Через пару минут Игорь всё-таки сел на велосипед и поехал, хотя на подъёме опять слез и пошёл пешком.

Такими вот рывками мы добрались до трассы, затратив на расстояние от Мичуринского до Богатого более 40 минут. Купив по дороге груш, мы подъехали к кафе, где нас уже заждался Макс (фото 15). Он сразу отсоветовал обедать в этом кафе: слишком дорого и не вкусно. На беду, обменников в селе тоже не было, и мы поменяли деньги у хозяина кафе (надо же было вернуть долг Андрею!). Хотя я поторапливал с отъездом, у кафе мы потеряли еще сорок минут драгоценного (как потом выяснится!) времени. А что Макс? Оказалось, что он намерился во что бы то ни стало сегодня выехать к морю. Я при самом благоприятном варианте маршрута не мог обещать ему этого. Тогда он решил ехать один - по более короткой дороге - через перевал Маски. Карта и GPS у него были. Его можно было понять - после неудачи с поездкой в Бомбей, он всего лишь на неделю вырвался к морю - в Крым. Поэтому, доехав до Земляничного, мы с ним попрощались, а я вдогонку ему посоветовал остановиться в Морском у Михаила Дмитрича (у него мы с женой отдыхали), и он уехал. Мы же опять остались впятером.

Посетив местный магазин и купив воды и провиантов, мы двинулись в дальнейший путь по маршруту, противоположному по направлению относительно похода 2003 года. Миновали поле (фото 16) и начали подъём на безымянный перевал, который я называю Эски-Юрт - по расположенному рядом урочищу. В принципе можно было бы ехать и через перевал Маски, но мне не давал покоя кусок дороги, который два года подряд я не мог найти. В первый раз - в 2002 году - я, будучи один и без GPS, проплутав полдня по лесам в районе горы Кикушлу-Оба, и не найдя дороги в Земляничное, вернулся обратно в Лесное. На следующий год, уже вооружившись умным навигатором, всё равно потерял злополучную дорогу, и нам пришлось вкорячиваться в 40-процентный подъём, впрягаясь втроём в один велосипед. В этот раз надо было поставить на этой коварной закорючке жирный восклицательный знак. К тому же был проработан дополнительный кусок дороги от Лесного до Масок, тоже очень интересный - но это был маршрут по желанию. Сейчас уже было видно, что им придется пожертвовать, - очень тяжелым оказался подъём на Эски-Юрт.

Подъем осложнялся крайней разбитостью колеи - видно, по ней ездили в распутицу какие-то тяжелые грузовики или тракторы. Поднимаясь под густым и высоким пологом леса, мы и не заметили, как испортилась погода. Только когда над головой начало грохотать, я понял, что мы попались... Отдохнув немного на перевале у поваленного дерева(фото 17), мы поспешили вперёд и не заметили разветвления дорог: GPS не почувствовал острого угла, и только когда разница стала заметной, я понял, что мы прошляпили поворот. А дождь тем временем усиливался.

Вернувшись к поваленному дереву, мы свернули на правильный путь, попутно надевая на себя ветровки. Ливень уже вовсю хлестал по нам и нашим великам. Гром слился в сплошной гул, молнии, подобно стробоскопу, подсвечивали нам раскисающую дорогу. Но это были ещё цветочки. Ягодки начались, когда мы подъехали к партизанской поляне (фото 18). Во-первых, сама поляна превратилась в сплошное болото; но она хоть поросла травой, и велосипеды по ней нормально ехали. А когда трава закончилась - пошла глина - мокрая, липкая, скользкая, которая за два-три оборота колеса напрочь забивала вилки, блокируя колёса не хуже, чем ви-брейки. Встретившийся на поляне пастух пессимистически отнёсся к нашей затее съехать по этой дороге. Но нам выбора не оставалось - на поляне тоже не заночуешь.

Поначалу мы пытались вычищать глину подручными средствами, но вскоре поняли всю бесперспективность этого занятия: слишком большая потеря времени. Тащить волоком велосипеды тоже тяжело, несмотря на то, что дорога шла вниз с достаточно большим уклоном. Выход нашёлся сам собой: если везти велик по ручью, стекающему по колее, то налипания глины не происходит, даже наоборот, она начинает немного отмываться. Так, по воде, мы, сами все мокрые и грязные, постепенно спустились в село Лесное.

Остановившись у большой лужи, мы стали отмывать свои машины от грязи (фото 19). Дождь уже закончился, только туман клубился над горами (фото 20). Глина отмывалась очень неохотно - на это дело у нас ушло около получаса. Начинало смеркаться - надо было ехать. Разумеется, о маршруте через перевал Маски не могло быть и речи. Оставалось одно: выехать на асфальт и ехать до Судака, а там видно будет (в переносном смысле, конечно - на самом деле, не было видно ни зги).

Дорога на Судак шла под уклон, и машин было мало - это хорошо; плохо то, что почти ни у кого не было фар, приходилось ехать почти вслепую. Иногда дорогу подсвечивали попутные машины; гораздо хуже обстояло дело со встречными: ослепляя дальним светом, они уносились за спину, оставляя впереди нас абсолютную черноту... Приходилось ехать по зрительной памяти, пока глаза не привыкнут к темноте.

Как раз в одно из таких ослеплений мне пришло сообщение от Макса: он благополучно доехал до Морского и расположился у Дмитрича. Я, не имея в данной ситуации возможности отвечать СМС-кой, просто позвонил ему, сказал, где мы находимся, и попросил забронировать места и для нас. Илья, правда, предлагал остановиться в Судаке и снять номер в гостинице, но мне казалось маловероятным найти сейчас, почти ночью, гостиницу для пяти грязных, мокрых велосипедистов и не менее мокрых и грязных велосипедов. По мне "лучше синица в руках, чем журавль в небе": "синицей" было Морское; и, хотя ехать по горной дороге ночью - опасная идея, я настоял на своём решении. Противником был только Илья - остальные поддержали меня. И мы, миновав Судак, двинулись на перевал.

Дождь, начавшийся было в Судаке, прекратился, вышла луна, и, если бы не облака и встречные машины, ехать было бы нормально: глаза привыкли бы к ночному освещению. Проблемы создавал только Игорь: мало того, что он плохо видел дорогу и частенько выезжал на встречную обочину, - у него задний тормоз практически не работал. Игорь хотел снять свою клеёнчатую накидку - я его отговорил: всё-таки дополнительный тормоз при спуске.

Спуск в Морское прошёл благополучно: я ехал вплотную к Игорю в расчете схватить его за развевающийся плащ - в случае превышения скорости выше безопасной. Но, слава Богу, скорость редко превышала 45 км/ч, и машин было очень мало.

В Морском у моста устроил засаду Макс, и, когда мы подъехали, сделал снимок (фото 21). Теперь всё было позади… ещё километр - и мы подъехали к воротам Дмитрича. Наступило время бурных обсуждений событий, произошедших за вторую половину дня: Макс рассказывал, как он ехал через Маски и как сломал зуб местной колбасой, мы же в красках расписали свои приключения. Красноречие рассказов подогревалось Прогулочным и Кагором (фото 22) - производства Михаила Дмитрича.

Разместившись на втором этаже - в двух комнатах - мы решили завтра устроить днёвку, чтобы отмыться, привести в порядок велосипеды и покупаться. При этом пришлось пожертвовать участком маршрута через перевалы Нижний и Верхний Шелен, чтобы не отстать от графика. Тем более что езда по грязи два дня подряд - это уже перебор.

Место нашей первой ночёвки
Сворачиваемся
Группа в сборе
Величественная Ак-Кая
Захватывающие виды с вершины
Андрея на всякий случай надо подстраховать
Едем к деревне Мичуринское
Встреча с Максом Биглем
Едем на перевал Эски-Юрт
Небольшой отдых после затяжного подъема
На поляне Эски-Юрт нас застал проливной дождь
Отмывание глины дается большим трудом
Село Лесное после ливня
В кромешной темноте прибыли в поселок Морское
Вся группа в сборе - можно ужинать

Продолжение следует...

День 2 из 13 | Предыдущий | Следующий | Начало