Иллюстрированный рассказ о велопоходе

"Путь к вершине"


29 сентября: день двенадцатый.

Ходжи-Сала - Фиолент. 55 км.

После подъёма и лёгкого завтрака мы отправились на гору Тешкли-Бурун. Тропинку я знал наизусть, но от этого она легче не становилась. Поначалу было прохладно, но это способствовало интенсивному подъёму. Вышли, как всегда, к геодезическому знаку и пошли вдоль обрыва к Дырявому мысу (фото 113). Пока мы обследовали пещеру, куда-то пропал Игорь. Странно - вроде только что был рядом... Возвращаясь, стали звать его, но ответа не было. Только когда мы вышли за оборонительную стену (фото 114), послышался далёкий голос: оказывается, он нас потерял и попытался вернуться, но пошёл по другой тропе.

Вернувшись с горы, мы заказали ещё шашлыков, чебуреков, и, конечно, зелёного чая. Да, здесь мы оторвались по полной программе: за вчера и сегодня группой было съедено 20 чебуреков, 2 шашлыка, порция мяса, две порции супов и выпито 6 литров чая и 1,5 литра вина.

Выехали мы ещё позже, чем обычно - в двадцать минут второго. Скатились в Залесное, проехали всё село и попали на грунтовку, которая должна привести нас к Эски-Кермену. Поначалу она шла в гору, потом, петляя по низкорослому лесу, пошла под уклон. Остановились мы у немного странного источника, представляющего бетонное кольцо, вкопанное в землю, доверху наполненное пенящейся водой, которая вытекала через дырку в кольце (фото 115). GPS показал, что мы находимся на развилке у турстоянки "Пятая Балка". На всякий случай набирать воду мы здесь не стали.

Через некоторое время мы оказались у подножия горы Эски-Кермен, но подниматься на скалы никто не захотел. Поэтому ограничились лишь фотографией (фото 116). Да, нам надо было торопиться - ведь мы хотели заночевать на Фиоленте, а до него ещё доехать надо...

Надо сказать, что район Эски-Кермена непрост в ориентировании - тропинки имели свойство неожиданно исчезать, густые заросли кустарников и низкорослых деревьев не давали обзора. Пришлось полагаться на навигатор, хотя и он мог ввести в заблуждение из-за многочисленности тропинок. В конце концов, мы вышли к обрыву. Закапавший было дождь вскоре прекратился, и после небольшой пешей разведки нашлась тропа, отмеченная красной краской - по ней и пошли. Идя вдоль обрыва, мы любовались видом Мекензиевых гор (фото 117). Но потом дорога опять нырнула в лес, и долго петляла по дебрям, пока не вывела нас к домику лесника. Такие места, как известно, надо проходить быстро и без особого шума. Так мы и сделали: под лай собаки быстро и компактно подъехали к шлагбауму, без промедления подлезли под него и оказались за территорией лесничества. Дорога до трассы всё время шла под уклон и была хорошо накатана. Через 10 минут мы оказались на объездном шоссе.

Трасса тоже шла вниз, и, развив сумасшедшую скорость, мы вскоре подъехали к станции Инкерман, спустившись почти до нуля. Шоссе было сырое - видно, дождь здесь был сильный. Дальше нас ждал подъём на 100 метров - до автомобильного кольца. После него наш путь лежал в Балаклаву, через совхоз Золотая Балка. На карте эта дорога была показана как асфальтовая, но, после перелаза через рельсы (здесь проходила однопутка) оказалась грунтовкой, проходящей через виноградники. После виноградников появилась и собственно посёлок, который мы со свистом проскочили.

Исследование Дырявого мыса На развалинах цитадели Какой-то непонятный источник В районе пещерного города Эски-Кермен Панорама долины у села Терновка

В Балаклаве остановились у магазина, и народ пошёл покупать продукты. Я купил себе только пива, так как у меня был запас сублиматов. Проехав центр, я повернул на правую дорогу, которая, как показано на карте, вела к посёлку Флотскому. Но тут нас ждал неприятный сюрприз: дорога была перекрыта шлагбаумом и охранниками, за которыми сновали туда-сюда тяжёлые грузовики. Мужики сказали, что здесь проезда нет, и нам пришлось возвращаться обратно и ехать в объезд.

На выезде из города у меня спустило заднее колесо. Это было результатом моей невнимательности: ещё в городе я поздно заметил кучу битого стекла и въехал в неё. Не снимая рюкзака, я опрокинул велосипед, разбортовал колесо, второпях выковырял стёкла, застрявшие в покрышке, заменил камеру и поехал. Но мне не удалось преодолеть и трёхсот метров - колесо опять начало спускать. Повторная разбортовка и тщательное обследование покрышки выявило ещё несколько мелких осколков, которые засели глубоко в резине, но при езде высунулись и вновь порезали камеру. Чтобы не рисковать - ведь камер больше не было - я с большим вниманием проверил не только место прокола, но и всю покрышку. Только окончательно убедившись в отсутствии стёкол, я стал собирать колесо. Илья, видимо, уставший ждать, вернулся, но его помощь была уже не нужна.

После поворота на Флотское дорога пошла немного вниз, но и солнце тоже клонилось к горизонту. Надо было поторапливаться. Кроме того, у нас не было воды, но я надеялся купить её в посёлке. К моему удивлению, никакого магазина там не было. Это я узнал у местной бабушки, которая возвращалась вместе с козой к себе домой. Пришлось просить воды у хозяйки. Она добродушно пригласила нас на свой участок и налила нам воды. Лена к тому же попросила пару картофелин и луковицу - и это ей тоже предоставили. Чтобы как-то отблагодарить бабульку, я дал ей денег.

После Флотского нас ждал довольно крутой подъём (фото 118), но, по моим расчётам, он должен был вот-вот закончиться. GPS показал поворот направо, но Илья, ехавший, как обычно, первым, стал забирать левее, объясняя, что его GPS показывает хорошую дорогу. Я не стал с ним спорить; но он продолжал всё дальше уходить с маршрута, поднимаясь по 12-процентному подъёму строго на восток. Кончилось это тем, что, поднявшись до отметки 300 метров, дорога благополучно закончилась, и Илья остановился в нерешительности. Потом он всё-таки предложил спускаться здесь (см. карту) , на что я ответил категоричным отказом - даже если мы сможем спуститься, то каково же нам будет подниматься завтра?! Не тратя попусту драгоценного времени, я развернулся на 180 градусов и рванул обратно. Относительно хороший асфальт позволял держать высокую скорость. Но, как это обычно бывает, всё хорошее быстро кончается. Нам перегородил дорогу шлагбаум со зловещей надписью: "запретная зона - проход и проезд запрещен". Делать нечего - подлезли под шлагбаум и поехали дальше. Тем самым мы оказались между двумя рядами колючей проволоки. Слева стояли какие-то бараки, справа было поле. Признаков жилья не было, хотя впереди появилось сооружение, напоминающее КПП - оттуда доносился лай собаки. Чтобы не испытывать судьбу, я пытался найти какую-нибудь лазейку, чтобы выбраться отсюда. Наконец в заборе справа обнаружилась дыра, достаточная для протаскивания велосипеда. Ей мы и воспользовались и оказались на вполне приличной полевой дороге, которая вывела нас к асфальту.

Село Флотское

Шоссе было проложено параллельно забору, огораживающему запретную зону. Но, проехав минут десять, и эта дорога закончилась, уперевшись в дачный посёлок. Объезд дач справа не привёл к успеху - слишком далеко мы отклонялись от маршрута. Пришлось вернуться к концу асфальта и искать проход между участками. Наконец по узкому проходу мы выбрались на шоссе, которое вело в Севастополь, и покатили по нему. Солнце блеснуло своими последними красноватыми лучами и скрылось в морской пучине. Зная местные спуски к воде, я стремился как можно быстрее приехать к тропе, по которой мы спускались 15 лет назад, но местность сильно изменилась за это время, весь берег был застроен дачами, и найти прежний спуск не представлялось возможным.

Около маяка я свернул влево и стал глазами искать тропинку - никакого намёка: везде обрыв. Проходящая мимо девушка посоветовала проехать чуть дальше, на юго-восток. Там действительно была тропа, представляющая собой известняковый карниз шириной не более полуметра. Спускаться по такому карнизу было очень рискованно, но, не имея в запасе светового времени, пришлось довольствоваться и этим. Разгрузив полностью велосипеды, мы начали спуск. Где-то посередине пути появилась новая преграда - ступенька высотой почти полтора метра. Я с трудом смог поставить велосипед вниз, а вот как теперь слезть самому, одновременно удерживая велосипед? Кое-как, передвигаясь буквально по сантиметру, я сполз-таки с этой ступеньки и откатил велик подальше от обрыва.

Дальше тропа пошла через деревья и вывела на крохотный пятачок с вполне приемлемым уклоном. Здесь мы и решили обосноваться на ночёвку. Но для этого надо было сделать вторую ходку - за вещами… Наконец, вещи и велосипеды оказались на площадке, и мы стали готовиться к ночлегу. Палатку решил не ставить - было довольно тепло. Моему примеру последовала и Лена, отказавшись от "крыши" Ильи. Игорь вообще ушёл от нас и расположился на самом краю обрыва. Я приготовил ужин из остатков сублиматов и стал готовиться ко сну, как Илье вдруг захотелось искупаться. А поскольку одному идти ему не хотелось, он стал упрашивать Лену, чтобы она составила ему компанию. Она отказывалась; Илья начал канючить, как капризный ребёнок, и, в конце концов, добился своего. Они ушли, я остался один. Мои планы лечь спать нарушились - мало ли кто здесь ночью шатается - и я от нечего делать стал клеить свои дырявые камеры. Закончив работу, я выключил фонарик и лёг, уставившись в небо. Ночь была звёздная, ясная и тихая. Вдалеке, где-то за Балаклавой, сверкали молнии, доносились раскаты грома. Но они меня мало волновали. Главное теперь было нормально закончить поход: спокойно переночевать, аккуратно вылезти из этой ямы и доехать до вокзала. Тишину нарушили шаги - это наши купальщики возвращались. Лена осталась верна своему решению спать под открытым небом, и мы улеглись. Поболтав немного с ней, я постепенно погрузился в сон.

Продолжение следует ...

День 12 из 13 | Предыдущий | Следующий | Начало