Отчёт о велопоходе по Крыму

"Новые горизонты"


20 сентября: день четвёртый

Морское - Верхний Кокасан. 30 км.

Утром море слегка штормило

Утром, несмотря на небольшой шторм, погода была хорошая - без дождя и сильного ветра. Сегодня предстоял довольно внушительный подъём до почти 1000 метров, да и дорога не из лёгких: грунт, местами очень крутой, колючий кустарник, скалы и т.п. Я проверил свою технику. Давление в шинах было нормальное, спицы целы - велосипед с честью переносил походные условия.

Завтрак в с. Морское

В 9:20 подъехали ко вчерашнему кафе, т.к. договорились, что нас утром накормят. Позавтракав, мы ещё заехали по пути в магазин, потому что в ближайшие 3 дня мы их не увидим. Посещение магазина немного затянулась, и я с Андреем выехал раньше, чтобы не задерживать движение группы. Оставшаяся часть группы во главе с Евгением была вооружена навигатором, поэтому сбиться с дороги она не могла.

Выезд из Морского Едем на перевал Нижний Шелен

До Громовки доехали без проблем: асфальт и малозаметный подъём. После села началась щебнистая грунтовка, местами переходящая в серпантин. Всё бы ничего, но те лёгкие утренние облачка сгустились, то и дело принимался идти дождик, к счастью не повлекший размокание дороги, проложенной, по-видимому, очень давно: сохранились старинные каменные крепиды; ширина дороги - только телеге проехать.

На перевале Нижний Шелен

Вот, наконец, мы достигли перевала. Дождевые облака отступили, но пасмурность сохранялась. Теперь нам предстояло найти начало дороги к Верхнему Шелену. В прошлом году я не увидел её, хотя трек Евгения И. однозначно указывал наличие тропы. Пришлось пройтись пешком, вдоль сплошной стены колючих кустов. Только так можно было обнаружить небольшой просвет, в котором угадывалось некое подобие дороги.

Здесь очень хорошая точка для обзора

После небольшого передыха я возглавил процесс продирания через кусты. Надо сказать, что даже при новой компоновке велорюкзака пролезть через кусты было трудновато. Но, к счастью, через пару метров колючки отступили, дав дорогу едва проглядывающей колее: видно было, что по ней ездили очень давно. Колея круто уходила вверх и выскакивала на шишкообразный безлесный холм, с которого хорошо обозревались окрестности.

Небольшой отдых перед очередной порцией кустов На такой тропинке довольно трудно удержать равновесие

Здесь мы устроили небольшой привал перед очередным проходом кустов, об изобилии которых я знал по прошлому году. Чтобы свести к минимуму контакт тела с крапивой и шиповником, я решил вести группу по тропинке, а не по дороге. Правда, ехать по ней было стрёмновато из-за большого поперечного наклона. Потом тропа всё равно соединилась с дорогой, на которой в изобилии росла крапива и всё тот же шиповник. Несколько раз приходилось ждать Андрея: его велоштаны с растопыренными боковыми карманами, из которых торчали бутылки с водой, какие-то пакеты, - цеплялись за всё, что росло на пути. А так как GPSа у него не было, его нельзя было ни оставлять сзади, ни пускать вперёд - он элементарно мог поехать по другой дороге.

Дорога сильно заросла шиповником и крапивой

Доехав до памятника партизанам и дождавшись Андрея, мы тронулись в путь вниз по накатанной грунтовке, ведущей обратно в Морское. Но не она была нам нужна - нам нужно было отыскать поворот направо, на тропу, ведущую к роднику Павло-Чокрак. Установив на GPSе максимальный масштаб, я предупредил горячие головы Егора и Жени, чтоб они не проскочили тропу, увлекшись скоростью. Вскоре мы доехали до точки поворота, но чтобы быть уверенным в правильности пути, я прошёл метров двести по указанному направлению. Только убедившись, что тропа не исчезает, я вернулся и позвал остальных следовать за мной.

Последнее ровное место перед подъёмом Такие препятствия были на каждом шагу... На крутых участках приходилось заталкивать велосипеды вдвоём

Опять кусты, опять подъём. Ещё добавились поваленные деревья, перегородившие тропинку, да ещё лежащие на разной высоте от земли - не пригнёшься и не перелезешь. Пришлось снимать верхнюю часть рюкзака и вешать её на плечи. Тяжелей всего было Андрюше: его рюкзак был неразъёмным, и вся тяжесть поклажи была сзади. Из-за этого его велосипед был трудно управляемым. Да и вес велосипеда был велик. В конце концов, и ему пришлось снять велорюкзак и взвалить его на спину, но везти велосипед при таком раскладе было неудобно и тяжело. Вдобавок ко всему у него спустило переднее колесо, но менять камеру здесь не было никакой возможности: просто не было нигде ровного места, чтобы разобрать велосипед, и при этом не потерять что-нибудь. Наконец можно немного передохнуть Наконец впереди появился просвет, и мы, продолжая неистово толкать велосипеды по крутейшей, заросшей тропинке, вышли на лужайку недалеко от горы Емула-Кая. Здесь мы решили немного отдохнуть и заодно поменять камеру Андрею. GPS показывал почти 1000 метров н.у.м. - это значит, что основной подъём мы преодолели.

На обрывах горы Емула-Кая Наконец тропа начала снижаться

Далее тропа, пропетляв ещё немного по лесу, поднялась на вершину хребта, после чего, смилостивившись, пошла на спуск. Правда, кустарник ещё несколько раз пытался снизить нашу скорость, но теперь, на спуске, тактика была иная: не слезая с велосипеда, на скорости мы продирались через колючки, не обращая внимания на ободранные ноги. Так как тропинка шла близко от кромки обрыва, слева открывались всё новые и новые виды потрясающей и суровой красоты вечерних скал. Спуск с горы Емула-Кая Время сумерек приближалось, и нам надо было успеть доехать до турстоянки, расположенной рядом с родником Павло-Чокрак. Надо сказать, что нам это удалось, отчасти благодаря тому, что тропа стремительно понижалась, отчасти желанием выехать из этих кустов. В последних лучах скрывшегося за горой солнца мы вырвались из колючего плена, и попали на приятную зелёную полянку с оборудованным кострищем - это, по-видимому, и была плановая стоянка Верхний Кокасан. Источник должен быть тоже где-то рядом, и после размещения мы прихватили пустые бутылки, и пошли в направлении родника. В той же стороне были слышны голоса и стук топора. На всякий случай на стоянке остались Игорь с Андреем.

Панорама Восточного среднегорья

Спустившись по склону в лес, мы обнаружили несколько палаток и группу людей с гитарой. Подошли, поздоровались: в разговоре выяснилось, что часть группы была из Феодосии, а часть - из Москвы. Они шли по встречному направлению. Родник был левее их лагеря, в неглубоком овражке. Набрав воды, мы вернулись и принялись за ужин.

Продолжение следует...

День 5 из 14 | Предыдущий | Следующий | Начало