По волне моей памятиИллюстрированное описание похода
|
Главная страница >> походы >> поход 2016 года | Дни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Следующий |
Ветер к ночи стих, дождя не случилось - это хорошо. Периметр тоже остался нетронутым. Поскольку уснул я рано, то к шести часам утра выспался. Видимо, здесь было холоднее, чем на вчерашней ночёвке, так как тент покрылся конденсатом. Не надеясь на скорое появление солнца, повесил его на ветках - пусть сохнет на ветру. Пока завтракал, рассвело, надо собираться в дорогу. Вчерашний план был недовыполнен, поэтому была дилемма: либо навёрстывать его, либо упрощать маршрут, исключая из него менее привлекательные или наиболее трудные участки. Непривлекательных мест я не нашёл, а вот трудоёмкие куски были. Но мне нужно обязательно добраться до перевала Бечку, иначе наверстать время будет тяжелее.
К восьми часам утра я был готов продолжить поход. Подумал, что в процессе движения будет понятно, как изменить маршрут, как расставить приоритеты. А пока путь мой лежал по грунтовой дороге в сторону села Резервного - мы его уже проходили в 2010 году. Вначале я хотел найти источник, который мы тогда проскочили. Координаты были забиты в навигатор, а, так как я вначале шёл пешком, то без труда обнаружил его - прямо у дороги, справа, находился бетонный колодец с приоткрытым люком (фото 58). Качество воды было не очень, но при большой жажде можно набирать, только потом обязательно кипятить. Мне пока воды не нужно, и я поехал дальше, точнее, пошёл - дорога шла в гору, а с утра кручение педалей у меня плохо идёт.
Пешкодрал занял полчаса, пока я не достиг седловины у г. Манрамале. Далее, как я помнил, будет постоянный спуск до шоссе, соединяющего Резервное с трассой. Так и есть - каменистая дорога, практически не петляя, плавно спускалась по невысокому лесу (фото 59). Правда, здесь особенно не разгонишься - даже на фото видно, что покрытие дороги состояло из крупных камней, что не позволяло быстро ехать, в среднем получалось около 12 км/ч. На весь спуск я затратил около 20 минут, и в 9 часов выкатился на шоссе около лесничества (фото 60). Теперь уже надо было решать - если ехать направо, по маршруту, то пришлось бы форсировать гору Арфен-Чаир-Бурун и искать тропу в обход воинской части, чтобы по хребту выехать на Куш-Каю: у меня на этот участок было запланировано пять часов ходового времени - 9+5=14, другими словами, только в два часа я буду наверху. А ещё - старая Турецкая дорога, форсирование Байдарской яйлы в "лоб", и вдобавок 22 километра до Бечку... Что-то многовато для одного дня. Но мне не хотелось разбивать сегодняшний день на два - и так маршрут длиннющий, а тут ещё день добавляется. И непонятно, есть ли на хребте вода - источник-то единственный, мог пересохнуть. Нет, придётся Кокию отложить на другой раз (уже третий раз откладываю!), и отдать предпочтение Турецкой дороге.
Пока я так размышлял, руки немного отошли от тряски, и по недавно отремонтированному шоссе я последовал прочь от Резервного - на трассу. По пути, около Гончарного, посетил магазин, чтобы освежиться кефиром и подкрепиться булочками. Кроме этого, купил двухлитровую бутылку воды, чтобы хватило до Орлиного.
После Гончарного начался тягун, а я по-прежнему никак не могу вкрутиться, поэтому тащился, как мог, со скоростью не больше 10 км/ч. Вот, наконец, долгожданный спуск (фото 61), теперь хоть немного обдует ветерком - несмотря на утреннее время, было довольно жарко. В таком расслабленном темпе я доехал до начала лесной дороги, по которой должен был спускаться с Кокии: вот этот шлагбаум (фото 62). Я остановился и немного прошёл по этой дороге. Не знаю, как дальше, но вначале она была реально крутая, так что второй вариант маршрута - подняться по этой дороге и спуститься к перевалу Ласпи - я сразу отмёл. Неоправданная потеря времени и сил.
А трасса продолжала плавно понижаться, вплоть до Ласпинского перевала, до которого я чуть-чуть не доехал и свернул вправо на дорогу, перегороженную шлагбаумом. Это было началом старой Батилиманской, или Турецкой, дороги. Преодолев ограждение, я оказался на относительно хорошей, хотя и узкой, дорожке, петляющей вниз по заросшему кустарниками и низкорослыми деревьями склону горы Куш-Кая (фото 63). По ней тоже особо не разгонишься из-за многочисленных крутых разворотов, неожиданно возникающих камней на пути, а в некоторых местах дорога вырождалась в узкую тропу, одним краем выходящую на обрыв. Но, несмотря на всё это, окружающая местность очень живописная (фото 64). Во второй половине спуска стали попадаться открытые участки, с которых можно было сделать эффектные кадры (фото 65, фото 66). Только на машине по этой трассе не проехать - из-за вот таких сюрпризов (фото 67), а для велосипеда - самое то, что надо, я получил истинное наслаждение от спуска, хотя он быстро закончился - через 2,5 км. На спуск я потратил 20 минут.
И вот я уже качу по новому Батилиманскому шоссе. Сама трасса большого интереса не представляет, поэтому я остановился только, чтобы бросить взгляд назад, на Куш-Каю - она эффектно смотрелась на фоне неба и моря, прикрывшись лёгким облачком (фото 68). После непродолжительного ровного участка начался подъём на трассу, который выбил из меня семь потов: местность была открытая, солнце жарило нещадно - пришлось отдыхать в теньке под кипарисами, допивая оставшуюся воду. Теперь необходимо вернуться немного назад, по Южнобережному шоссе, чтобы попасть к лесничеству - там должен быть родник, и оттуда начиналсь тропа к скалам Тышлар, на гору Ильяс-Кая, а также пролегал мой трек - в село Орлиное.
От трассы к лесничеству вел разбитый, уходящий круто вверх, асфальт. Опять пришлось вталкиваться пешком. Только бы воду найти! Наконец, подъём закончился обширной ровной поляной, слева от которой находился кордон. Там я спросил, где находится родник, и двинулся в указанном направлении. Велосипед оставил около громадного дерева, а сам взял две бутылки и навигатор, чтобы не заблудиться. Оказалось, что источник находился очень близко от дерева - тропа привела меня к будке, выложенной из ракушечника, из которой торчала труба с краником. По-видимому, этот родник называется "Экономический". Вода была очень холодной, так что я не побоялся за качество, и сразу отхлебнул несколько глотков. Потом залил две бутылки и поспешил к велосипеду - место проходное, мало ли что...
Теперь надо было определиться, куда двигаться дальше. Но, чтобы голова лучше соображала, умылся и ещё полил на голову - вроде полегчало. Включаю GPS и не понимаю, что происходит: то ли у меня что-то с головой, то ли Тритоша глючит - нет трека! Захожу в настройки - нет, там всё включено...Полностью выключаю и включаю через пару минут - опять та же картина: вроде как он работает, но показывает совершенно не ту местность, где я нахожусь. Пытаюсь понять, в чём меня хочет убедить прибор: начинаю перемещаться по карте и вдруг упираюсь... в Симферопольский аэропорт! Ага, вот, оказывается, где я - в чистом поле около взлётной полосы, а отнюдь не рядом с Ласпи! Чего я только не пробовал - и включал-выключал, и карты памяти менял, и пытался изменять настройки, и делал холодный старт - ничего не помогает! Как же идти по неизвестному маршруту без ориентировки? А время уже подошло к 12 часам - пекло усилилось, и, понимая, что по такой жаре даже имея рабочий навигатор, было бы проблемно залезть на эту аховую гору, я принял решение ехать более привычным маршрутом - через Форос и Байдарское Ворота. Опять же, у меня сейчас - поход-воспоминание, надо вспомнить, как мы в 86 году поднимались из Фороса на перевал, как прятались от пограничников (тогда эта зона была запретной), как ночевали в полях Байдарской долины без капли воды...
Всё, решено - спускаюсь на трассу. Теперь воды должно хватить хотя бы до Орлиного. Выезжаю на трассу и с ветерком скатываюсь под горку - до мыса Сарыч, самой южной точки Крыма, сбросив от лесничества 250 метров высоты (фото 69). Отсюда опять подъём - по пеклу, обливаясь потом, ползу с черепашьей скоростью. Изредка включаю навигатор, в надежде, что он одумается и начнёт работать: нет, он упорно показывает, что я лежу-загораю около аэропорта... Чтобы хоть трек сохранить, включил GPS-логгер, он хоть и работает, но не показывает - только дома я смогу снять с него информацию...
Наконец, показалась Форосская церковь на скале Кызыл-Кая - значит, скоро надо будет сворачивать на Орлиное (фото 70). Делаю ещё одну остановку в тени под крышей автобусной остановки, изрядно обливаюсь водой и перехожу на другую сторону трассы. Теперь меня ждёт изнурительный подъём по серпантину (фото 71), сначала до церкви, а от неё - до перевала Байдарские Ворота. Скажу сразу - я даже не пытался въехать в седле; силы покинули меня, я брёл вдоль обочины на грани потери сознания, стараясь максимально использовать жидкую тень от изредка попадающихся деревьев. Вроде и расстояние небольшое - 5,5 км, но мне казалось, что я иду целую вечность.
После нескольких крутых витков дороги открылся хороший вид на церковь (фото 72) - было видно, что до неё не так далеко осталось. Я там не стал останавливаться, поскольку сегодня воскресенье, и у церкви было полно народу, машины натыкались, где можно и где нельзя... Продолжая путь, я заметил, что идти стало немного легче - и дорога стала более пологой, и облако зависло над горой, давая спасительную тень (фото 73). Но, как ни удивительно, мои запасы воды подходили к концу! Три литра я израсходовал за 2,5 часа пути! Радовало то, что ещё каких-то 500 метров - и начнётся длинный спуск в Байдарскую долину. А сейчас я медленно, но верно приближался к верхней точке дороги - Байдарским Воротам (фото 74).
Здесь, в тени деревьев, можно было подвести предварительные итоги дня: пожертвовав двумя запланированными объектами - Куш-Каёй и Байдарской яйлой, я ещё имею возможность закончить день по плану, т.е. на перевале Бечку, а ещё точнее, на горе Лысая...
Катиться вниз гораздо приятнее, чем тащиться вверх: и ветерок обдувает, и педали крутить не надо... Хорошо бы ещё что-нибудь заглотить - время-то почти три часа дня, а у меня, кроме завтрака и перекуса кефиром, ничего больше не было. Ну, здесь решение пришло моментально: в Орлином неплохое кафе на окраине села - там и остановлюсь пообедать. Спуск закончился довольно быстро, и вот оно - кафе: заруливаю вовнутрь, ставлю велик у ограждения и жду официанта. Народу много - опять же, по случаю выходного дня, поэтому заказ жду долго. Мне принесли лагман, чебурек и стакан томатного сока. Пиво заказывать не стал, так как предвкушал заехать на частную пивоварню. На обед ушёл час времени, но он того стоил. Теперь - в пивоварню!
Без GPSа даже знакомая дорога иногда вызывает сомнения. Вот и сейчас я вглядывался в окружающую местность, чтобы не пропустить поворот на Родниковое - как раз на этой дороге находилась та самая пивоварня. Но нет, зрительная память сработала, я повернул, где надо, и через несколько десятков метров увидел здание с вывеской. Пиво, конечно, дороговатое - за литр я заплатил 180 рублей, но сразу пить не стал, т.к. только что пообедал, решил оставить на вечер. Теперь финишный рывок к Передовому. Хотелось до заката доехать до места ночлега, а это 14 километров до Передового плюс 6 километров по горному щебнистому серпантину - минимум полтора часа езды.
Мне почему-то нравится эта дорога - между Орлиным и Передовым: она такая тихая, более-менее ровная, катить по ней - одно удовольствие (фото 75). А поскольку уже шёл пятый час, жара не так донимала, как на подъёме к Байдарам. Однако, кроме пива, у меня больше не было никакой жидкости, и неизвестно, будет ли вода в родниках на подъёме на перевал. И, как только вспоминаешь про воду, сразу пить хочется, блин. Ну что ж, хватит пиву греться в рюкзаке, надо испробовать чудо Орлиновских пивоваров... Остановился у водопропускной трубы, чтобы прислонить велосипед к его бетонному ограждению, и достал бутылку. Честно говоря, я ожидал нечто большего... Нет, пиво хорошее, но не более того... Ладно, немного отпил - и хватит, оставлю на вечер.
Проезжая село Новобобровское, я увидел у калитки двух девчонок и подумал: а чего это я воду покупаю? Остановился рядом, и пока они раздумывали - убежать или остаться, я остановил их вопросом о воде, типа, что вы пьёте тута, чай, не воду ли, и где оную берёте? Кратковременный испуг у них прошёл, сказали, что есть водопровод; тогда я попросил их налить мне бутылку. Ну вот, теперь запас на вечер у меня был.
Последним населённым пунктом в Байдарской долине было село Передовое - приходилось здесь бывать несколько раз, а первый раз мы сюда попали в 1986 году. Заблудиться здесь невозможно: сразу после площади с памятником, кажется, жертвам депортации татар я повернул направо, и по сельской улочке двинулся в сторону Бечку. Постепенно дорога увеличивала подъём, и наступил момент, когда я понял: надо спешиваться... Переобулся, хлебнул глоток пива и пошёл. По дороге встретил ребят, у которых узнал, что в горах все родники пересохли; пересох даже родник на Ай-Димитрии - это было грустно, ведь у меня всего полтора литра... Возвращаться в село было в лом, поэтому продолжил путь, в надежде, что под перевалом родник будет функционировать.
У пешего хождения с велосипедом есть и преимущества, и недостатки. Главный минус - это скорость движения. Другие отрицательные моменты: велосипед приходится наклонять на себя, из-за чего, при сильно нагруженном багажнике, он теряет устойчивость и норовит опрокинуться; труднее проходить узкие места; неравномерная нагрузка на руки и ноги. Но и плюсов предостаточно: не нужно тратить силы для поддержания равновесия, особенно на малой скорости; можно глазеть по сторонам, а не только на переднее колесо; легче лавировать между корягами и камнями, без риска завалиться; ну и велосипеду легче, он меньше страдает, когда везёт только снаряжение... Вот и сейчас я шёл и разглядывал окрестности: странно - два раза здесь проезжал, но не запомнилось ничего, кроме щебнистого, изрытого паводками и машинами полотна дороги. Может быть, будь здесь дорога более гладкая, можно было ехать, но по такому профилю, да в конце дня езда в седле не доставляла удовольствия.
Иду я, иду, и вдруг навстречу вылетает велотурист. Я помахал ему, но он был весь такой серьёзный - сделал лёгкий жест в мой адрес и умчался вниз. А я начал подумывать - стоит ли упираться и лезть на эту Лысую гору? Но пока не было мест, пригодных для ночлега, разве что вот слева, на пересохшем пруду встать? Нет, туда надо умудриться, чтобы спуститься, пока светло - буду подниматься. Из-за неработающего навигатора было непонятно, сколько ещё осталось до перевала; видно было, что солнце садится, а в темноте искать ночлег в незнакомом месте не очень здорово. И тут на очередном повороте я замечаю небольшую полянку под соснами. И, поскольку за сегодня я уже намотал почти 60 километров, подумал, что здесь вполне пригодное место для ночёвки. Правда, немного смущала близость дороги, но после обследования места я пришёл к выводу, что с дороги площадка не просматривается, тем более что скоро стемнеет, и, даже если кто-то решит ехать по такой дороге ночью, то он будет смотреть на дорогу, а не по сторонам. Всё, остаюсь здесь (фото 76).
После установки палатки (фото 77) я для страховки вышел на дорогу и стал высматривать свою стоянку - её практически не было видно. Сигнализацию поставил на всякий случай, хотя в ней не было необходимости, т.к. её легко можно обойти - поляна-то большая, на всю лески не хватит. Поэтому поставил растяжку только спереди, от дороги. Теперь можно оттянуться пивком, но прежде позвонил домой, ведь на вчерашней ночёвке связи не было.
Ночь была удивительно тёплой - всё-таки сосновый лес лучшее место для ночлега. Правда, какие-то птицы кричали, и, как мне показалось, кто-то хрюкал неподалёку - может, кабаны? Ведь неспроста перевал Бечку называют Кабаньим перевалом... Кстати, это была самая спокойная ночь похода: только под утро кто-то решился проехать по дороге, но ко мне ни человек, ни зверь не подходил; разве что рано утром прибежала собака, но об этом - в следующей главе моего рассказа.