По волне моей памяти

Иллюстрированное описание похода
2016 год


21 сентября - 6 день похода

Лазурное - Алушта - Верхняя Кутузовка - Ангарский пер.

Сегодня я встал ещё до рассвета. Утро начиналось небольшой облачностью и холодным северным ветром (фото 128). Видно, вчерашний ураган не пролетел бесследно. Горы были окутаны облаками (фото 129), не сулящими хорошей погоды. Сидеть здесь не было никакого смысла, поэтому, позавтракав, я стал собираться в дорогу (фото 130). Делаю ещё несколько кадров окружающей местности (фото 131, фото 132) - и в путь. Сейчас главная задача - купить покрышку, в противном случае придётся сворачивать поход и отправляться на автобусе в сторону ближайшего железнодорожного вокзала.

Аккуратно выехал на шоссе и покрутил в сторону Алушты. Пока спускался до нижней точки дороги, замёрз и решил одеться потеплее - градусник показывал 13 градусов. Время было раннее, а магазин, наверное, открывался в 9-10 часов, поэтому не торопился: заехал в Лазурном посмотреть на долгострой санатория (фото 133) - строят его лет двадцать, если не больше, но до сих пор до ума не довели. Попутно решил разведать короткую дорогу в Алушту - помню, мы тут где-то проезжали, но это было давно. Кроме того, здесь должен быть родник, надо и его найти.

От въезда к санаторию шла дорога (фото 134) вдоль металлического забора - по ней и поехал, поглядывая в навигатор, чтобы не проскочить родник. А вот и он: почти у дороги, к нему идёт узкая тропинка между колючих кустов ежевики (фото 135). Опасаясь проколоть колючками колёса, оставил велосипед у обочины, благо вокруг никого нет, и подошёл к роднику Феодора - так он называется. Вода мне не нужна, а умыться можно. И на вкус попробовать. Вода обычная; наверное, можно и так пить, но всё же лучше кипятить.

Рядом с источником находится лестница, поднимающаяся к винному заводу "Маглив" (фото 136), а мой путь шёл прямо, следуя точно по треку. Странно, но я не помню эту дорогу, и тем более лестницу, а про источник узнал, только когда готовился к этому походу. Первый раз мы здесь ехали, наверное, в 1991 году - конечно, с тех пор много воды утекло.

Вскоре дорогу преградили ворота с калиткой, которая, к счастью, была открыта. По-видимому, это была территория детского оздоровительного лагеря "Кристалл". Так как другого пути не было, проезжаю в калитку и еду дальше. Никого нет, даже вездесущих собак; только один молодой бегун пробежал навстречу. Так и проехал всю территорию, миновав два шлагбаума, которые, хоть и были закрыты, но легко объезжались на велосипеде (фото 137). С другой стороны шлагбаумов красовались строгие таблички и предупреждения, что, мол, въезд и вход запрещены (фото 138), но мне уже было всё равно - я миновал все преграды и оказался на городской территории. Вспомнился 2011 год: как раз до этого шлагбаума мы тогда доехали, и, прочитав все эти надписи, развернулись и поехали в объезд. Наверное, если бы я сейчас ехал с другой стороны, мне пришлось бы сделать то же самое. Теперь буду знать, что, во-первых, дорога такая есть, и во-вторых, проехать по ней может быть проблематично.

Несмотря на то, что день начинался солнечным, холодный ветер сводил усилия светила на нет. Даже руки мёрзли! Продолжая удивляться такому резкому изменению погоды, я по пути останавливался, чтобы запечатлеть окрестности: вот, например, ещё один недострой, но тоже помпезный (фото 139). Он расположен у подножия горы Кастель, на вершине которой располагалась военная часть - были видны антенны (фото 140). Также не мог не сфотографировать одинокое дерево, не по своему желанию оказавшееся посредине дороги (фото 141)...

Наконец, улица выскочила из зарослей на морской берег - здесь ветер буйствовал с особенной силой, трепля тенты, сгибая ветви деревьев и вспенивая волны (фото 142). Я специально подъехал поближе к берегу, чтобы сфотографировать, как волны разбиваются о пирс (фото 143). Брызги иногда доставали даже до того места, где я стоял, поэтому я, улучив момент между ударами волн, сделал снимок волнорезов (фото 144), и поспешил ретироваться, после чего продолжил движение по набережной (фото 145).

Алушта, если обратиться к истории посещения этого города в наши первые походы, - негативное место. Стоило тут оказаться, как случались либо какие-то конфликты, либо раскол группы; кто-то или по чисто техническим причинам не мог продолжать движение дальше, кого-то начинало резко тянуть на родину, а некоторые просто решали зависнуть на пару дней... Такое отрицательное влияние на поход, вообще-то, оказывает любой город, напоминая участникам их привычный образ жизни, особенно после многодневного изнурительного кручения педалей, после чего и происходят вышеуказанные инциденты. Но Алушта наиболее полно содержит разлагающие элементы такого влияния на сознание измождённого организма - здесь, помимо цивилизации и магазинов, а также моря и пива, была близость транспортной доступности Симферополя - основного портала, связывающего с домом. Поэтому, когда я самостоятельно организовывал походы, то старался избегать попадания в Алушту, чтобы оберечь группу от соблазнов.

Сейчас я был один - казалось, раскола группы не может быть в принципе. Но была опасность, что моё путешествие вообще могло закончиться - с "грыжей" на заднем колесе вряд ли удастся куда-либо доехать, кроме как до автобуса. Судьба этого похода решалась опять-таки здесь: если не удастся отремонтировать колесо, придётся упаковывать вел в чехол и добираться до Анапы на транспорте. Вот с такими грустными мыслями, обдуваемый колючим злым ветром, я добрался до известной многим отдыхающим ротонды Алуштинская ротонда в 1987 году. (фото 146) и повернул к веломагазину, который находился неподалёку (фото 147)

На моё счастье, магазин был открыт. Поставив велосипед внутри ограждения, я зашёл в торговый зал (громко сказано! скорее, это была каморка папы Карло) и спросил насчёт покрышки. Продавец долго рылся в подсобке, но всё-таки нашёл подходящий экземпляр, и по приемлемой цене. Покрышка мне не особо понравилась, но, поскольку выбора не было, я купил её, и в придачу дополнительную камеру (ведь одну запаску пришлось выбросить...). Облегчив кошелёк на 1400 рублей, я вернулся в парк (фото 148) и расположился у лавочки, рядом с большим мусорным контейнером. Вскоре и покрышка вслед за камерой отправилась в мусорку, а я, подсчитав оставшуюся наличность, призадумался...

...По разработанному дома плану, от Алушты до парома, другими словами, до материка, ехать 10 дней, плюс 2 дня до вокзала. Финансовые затраты на данный момент должны были составить около 40% от общей суммы, но я их превысил на 300%... А впереди ещё переправа, поезд непонятно на какое число... Правда, у меня были деньги на банковской карточке, но в Крыму снять наличные у меня не получилось - то ли санкции виноваты, то ли мои кривые руки... Короче, надо было растянуть оставшуюся наличную «тыщу» до Таманского берега, но этого крайне мало на десять дней... Тогда я принимаю нелёгкое, неспортивное, но разумное решение - сократить маршрут и сделать транспортный проброс поближе к Керчи, и Алушта - как раз то место, откуда сделать это проще всего!

Итак, я решил "похоронить" весь горный участок маршрута (тем более, что с нулевой видимостью в горах делать нечего): надо ехать в Симферополь, а там уж определиться с дальнейшим путём - либо на автобусе, либо железнодорожным транспортом. Проверил накачку заднего колеса (держит!!), я направился прочь из парка (фото 149), и, заехав по пути на рынок за водой и овощами, двинулся на Симферополь - по троллейбусной линии (фото 150) - а что делать?!

После Судакской развязки дорога медленно потянулась в гору среди виноградников. Ветер продолжал дуть с севера, но даже его освежающий напор не помогал, т.к. поднявшееся солнце жарило спину, да и постоянный подъём действовал согревающе. Пришлось раздеваться. Правда, это мало помогало - ветер был сильней и сводил мои усилия по кручению педалей в тягостное балансирование в седле на скорости 6-7 км/ч. Трасса была довольно оживлённой, и, чтобы случайно не вильнуть под колёса пролетающих машин, я решил не геройствовать и пошёл пешком, утешая себя тем, что больше трети подъёма я уже одолел (фото 151). Погода в горах по-прежнему оставляла желать лучшего (фото 152), поэтому и торопиться было незачем.

Пеший подъём опять-таки позволял обозревать окрестности: вот, например, остановочный павильон возле Кутузовки - раньше не замечал здесь такой росписи на стене (фото 153). Вот хороший вид на Долину Привидений и скалу Екатерину (фото 154). А вот и Кутузовский фонтан: всегда пролетаешь его, не рассмотрев (конечно, когда едешь с перевала!) - а тут, пожалуйста, остановился и фотографируй, заодно и дух перевести можно...(фото 155, фото 156).

Кстати, да - несмотря на то, что уже два часа я топаю пешком, и, казалось бы, должен был отдохнуть - ан нет, вымотался я прилично, так, что даже пёхом идти не могу... Да что же это такое?! Совсем обессилел, сердце колотится, ноги подкашиваются. Увидев небольшую полянку на обочине, решил основательно отдохнуть и заодно прикинуть дальнейший план.

Расположившись на каком-то бугорке, закрытом от ветра придорожными кустами, я старался рассуждать логически, взвешивая всё "за" и "против". Поскольку на часах было почти два часа дня, не было смысла сегодня ехать в Симферополь, так как непонятно было с ночёвкой, а ехать вечером (а точнее, ночью) на неизвестно каком транспорте не хотелось. А хотелось нормально отдохнуть и выспаться. Можно было, конечно, заночевать на новом разведанном месте - на Перовской горе - но туда ещё доехать надо, да ещё водой запастись. Посмотрев на расписание электричек, я подумал, что лучше устроить ночлег ДО Симферополя, чтобы поутру спокойно приехать на вокзал и успеть при этом на утреннюю электричку до Джанкоя. (Ещё до этого я основным вариантом транспортной проброски хотел использовать электричку). Поэтому местом предстоящей ночёвки будет туристическая поляна у Ангарского перевала: до неё осталось около двух километров, что при моей нынешней скорости займет менее часа. Зато там хорошее место для палатки, есть вода и столик с навесом - на случай, если пойдёт дождь.

В половине третьего я добрался до перевала (фото 157), всё в том же пешем строю. Хотел купить вина на мини-рынке, но, кроме орехов и мёда, ничего не было. Перешёл на другую сторону дороги, и мимо постамента с троллейбусом (фото 158) прошествовал на боковую дорогу, ведущую к метеостанции у начала подъёма на Чатыр-Даг (фото 159). Около станции КСС меня тормознул какой-то мужичок, который стал объяснять, что стоянка здесь платная, но коменданта пока нет, и платить, соответственно, не кому. Я об этом знал и, в принципе, не против был заплатить, поскольку сумма была небольшая. Он собрался проводить меня до места, но я сказал, что знаю, где ставят палатки, и он отстал.

Ну наконец-то я добрался до навеса... (фото 160). Что-то тяжело дался мне сегодняшний день, хотя я проехал всего-то 27 километров... Для начала решил пообедать, расположившись за столиком. Сходил за водой, прихватив все имеющиеся пустые ёмкости, чтобы не ходить туда-сюда двадцать раз. Кран нашёл без труда, но наполнить мою посуду оказалось нелегко - вода из шланга текла еле-еле, зато в месте соединения шланга с краном был целый фонтан - наверное, шланг засорился. Да, что-то плохо здесь следят за удобствами для туристов, а ещё деньги требуют...

Осенний день не такой длинный, как летом; время летит быстро, уже начало смеркаться - надо ставить палатку (фото 161). Комендант так и не пришёл, зато тот мужик прибегал раза два - за порядком, блин, следит... Лучше бы кран починил. Под вечер моё одиночество было нарушено двумя пешиками - парень с девчонкой спустились с гор, - но общение с ними не задалось, и после нескольких дежурных фраз я пошёл спать; раньше ляжешь - раньше встанешь...

Раннее утро на виноградниках близ Лазурного.
фото 128
Горы заволокло сплошными облаками.
фото 129
Место ночёвки на виноградных плантациях.
фото 130
Первые лучи солнца.
фото 131
Вид на гору Кастель и штормовое море.
фото 132
Санаторий до сих пор не достроили.
фото 133
Дорога в ДОЛ "Кристалл".
фото 134
Родник Феодора - напор хороший!
фото 135
Рядом с родником есть лестница на верхнюю дорогу.
фото 136
Со стороны Алушты въезд на территорию лагеря перекрыт шлагбаумом.
фото 137
Велосипедное движение запрещено! А я и не знал...
фото 138
Отель "Гранд-круиз" тоже, кажется, не достроили.
фото 139
На вершине горы Кастель расположена военная часть.
фото 140
Несчастный кедр оказался посредине дороги.
фото 141
...Опять пришёл старик к морю: неспокойно Чёрное море...
фото 142
Прибой на Алуштинской набережной.
фото 143
Волнорезы у Профессорского Уголка.
фото 144
Профессорский Уголок - вид на северо-запад.
фото 145
Знаменитая Алуштинская ротонда: раньше здесь была надпись: «Граждане СССР имеют право на отдых».
фото 146
В этом магазине мне удалось купить покрышку с камерой.
фото 147
Памятник Максиму Горькому в парке.
фото 148
Дорожка в парке.
фото 149
Еду по объездной дороге к развязке.
фото 150
Троллейбусная трасса около поворота на Изобильное.
фото 151
Утренняя облачность прочно зацепилась за верхушки гор.
фото 152
Остановка у села Верх.Кутузовка напоминает о боевом прошлом.
фото 153
Гора Южная Демерджи в этот раз осталась непокорённой.
фото 154
Памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову.
фото 155
Кутузовский фонтан: здесь полководец сражался с турками.
фото 156
Ангарский перевал.
фото 157
Постамент с троллейбусом на Ангарском перевале.
фото 158
Метеостанция на Большой туристической поляне около Ангарского перевала.
фото 159
Турбаза Ангарский перевал - здесь я буду ночевать.
фото 160
Пора ставить палатку.
фото 161
Читать далее