По волне моей памяти

Иллюстрированное описание похода
2016 год


17 сентября - 2 день похода

Казачья Бухта - Фиолент - Балаклава - г.Аскети - пер.Камара-Богаз

Несмотря на предупреждения о собаках и крысах, ночь прошла без визита оных (или я просто крепко спал и не слышал). Растяжка тоже оказалась нетронутой. Поскольку вчера я не снимал показания с велоспидометра, сделал это утром и удивился - вчерашний пробег превысил 100 км! Сегодня решил ехать в более щадящем темпе, так как усталость ещё чувствовалась, а ночью были судороги в мышцах. Позавтракал, свернул палатку, упаковался, и в 8:30 тронулся в путь.

После преодоления бетонной лестницы ещё раз решил оглядеться. Слева, если стоять лицом к морю, располагался дачный посёлок, в конце которого, на самом мысу, стояла церквушка, а под ней, на берегу - большой крест. Справа - небольшой пустырь с припаркованными фурами (фото 23), и кафе, которое, по-видимому, уже не работало, хотя народ ещё посещал этот дикий пляж. Вообще-то я собирался ночевать не здесь, а на самом конце мыса Херсонес, поближе к маяку. Вчера я просто не в силах был туда доехать, и сейчас решил восполнить этот пробел. Облаянный собаками, я выехал на дорогу и поехал в сторону маяка.

Любой мыс, наверное, это стратегический объект - маяки, военные части - всё это охраняется, и соваться туда не стоит. Поэтому я доехал до хорошей видовой площадки, которая была на самой высокой точке обрывистого берега. С неё хорошо было видно и маяк, и какие-то военные ангары, огражденные сетчатым забором (фото 24). Да, конечно, можно было вчера, сжав зубы, доехать и сюда, но место для ночёвки было аналогичное моему. В результате этих наблюдений я пришёл к выводу, что данная местность пригодна для ночлега только в крайнем случае (как было у меня), площадка у мыса Лермонтова Фото 2009 года: ночёвка рядом с лестницей у мыса Лермонтова и то была лучше. Может, надо было поискать ночлег в Казачьей бухте (фото 25) - с виду вроде нормально, только смущает близость жилья.

Всё, на мысе я отметился, надо ехать дальше. Мне предстояло опять проехать по вчерашней дороге через дачный посёлок, чтобы выехать к Фиоленту. На съезде с Казачинского шоссе я ещё вчера заметил магазинчик, который был уже закрыт, но сегодня он работал, поэтому надо было его посетить - меня привлекла реклама живого пива. На проверку оказалось, что "живого" пива не было, поэтому взял бутылочное, и, чтобы не везти лишний груз и не греть пиво на солнце, сразу выпил его. Заодно купил овощей на обед.

Чуть не заблудившись во многочисленных садовых товариществах, я вырулил на вчерашнее Фиолентовское шоссе, знакомое по нескольким походам, и покрутил в направлении мыса Фиолент - давно там не был - с 2009 года. По пути заехал на ещё одну видовую площадку недалеко от мыса Виноградный, рядом с маяком. Где-то в этом районе мы дневали в 1989 году (фото 26). Как спускались, помню смутно: по какой-то козьей тропе дошли до крохотной полянки над обрывом Фото 1989 года - в центре находится площадка, где мы ночевали., где стояли два дня и три ночи, но место так и не вспомнил; запомнился только небольшой маяк в форме ёлочки, стоящий напротив скалы с народным названием "Утюг" (фото 27). Скорее всего, мы тогда находились по ту сторону Виноградного мыса, там, где в море торчат два камня, куда совершали заплыв наши друзья. А сейчас передо мной предстала совсем другая картина: вся окрестность такого красивого и в ту пору дикого побережья изуродовано дорогими коттеджами и ещё более уродливыми многоэтажками (фото 29). С грустью я вышел на шоссе и поехал дальше, до поворота в сторону мыса Лермонтова. Здесь я опять наткнулся на какую-то воинскую часть, и через нагромождение дач стал искать дорогу к обрыву. Пришлось пролезать в железную калитку, благо, незапертую, после которой мне попалась тропинка, проложенная вдоль обрыва (фото 30).

Чтобы не выезжать обратно на шоссе, я поехал по этой тропинке - вроде бы она шла до конца коттеджного посёлка (фото 31). Точнее, не поехал, а пошёл: ехать верхом на нагруженном велике по узкой тропе, идущей вдоль обрыва, чего-то было боязно - одно неверное движение рулём - и полёт был обеспечен... Поэтому пришлось аккуратно везти велосипед в поводу. Зато можно было смелее смотреть по сторонам, ведь, повторюсь, места очень живописные, если не смотреть влево от берега. Вот по той дороге, что внизу (фото 32) мы спускались к мысу Лермонтова в походах 2006, 2008 и 2009 годов.

Наконец, тропа немного ушла от обрыва и слилась с дорогой от пляжа. Проскочив опять какие-то железные ворота, я повернул вправо и направился на мыс Ая-Бурун - соседний с мысом Фиолент. Это моя излюбленная точка для фотосессий, поскольку сам Фиолент недоступен для посещения - там воинская часть. Ну вот, здесь не грех посидеть и посозерцать (фото 33)... Великолепная погода, красивое, спокойное море, причудливый, изрезанный бухточками, обрывистый берег - главное, не смотреть особо вправо (фото 34), а тем более назад (фото 35) - чтобы не видеть этого уродства...

Ещё один взгляд на мыс Фиолент с запада - и в путь (фото 36). Поднимаюсь мимо многоэтажек и пересекаю мыс по дороге, идущей вдоль забора воинской части. Ещё одна остановка, теперь уже на восточной части мыса: отсюда не менее живописные виды открываются на скалы Орест и Пилад (фото 37), хребет Кая-Баш и скалу Георгиевскую (фото 38), и на одноимённый монастырь (фото 39). До сих пор впечатляет исполинский каменный "зуб", торчащий из воды (фото 40). А на пляже у Георгиевского монастыря много отдыхающих, несмотря на завершение купального сезона (фото 41). Да что и говорить - места замечательные. Я тут ещё ненадолго "зависаю", любуюсь видами, хотя по графику в это время должен быть в Балаклаве.

Наконец, в 11:10 трогаюсь с места и начинаю нудный подъём по грунтовке вдоль обрыва. Фиолент остаётся за спиной, и берег постепенно удаляется. Постепенно дорога выполаживается, и можно ехать. Добравшись до дач, я сворачиваю на асфальт, и, минуя поворот к Георгиевскому монастырю, выезжаю на то же Фиолентовское шоссе. Теперь мой путь лежит в Балаклаву, хоть и с задержкой. Эта дорога мне знакома по нескольким походам, но большого эстетического интереса не представляет, поэтому еду, не останавливаясь, до высоты Горная, где установлен памятник на братской могиле - тут я планировал срезать петлю дороги. Заодно фотографирую панораму с видом на Севастополь (фото 42), на которой мало что видно, но пусть будет.

Здесь накатано несколько дорог, и с разбегу трудно определить, по какой лучше ехать: я старался придерживаться трека, но всё равно не уследил один поворот (в основном всё внимание было приковано к дороге, которая была очень неровной и каменистой), после чего пришлось выруливать на трек прямо по целине (фото 43). Вся пожухлая трава была усеяна маленькими белыми ракушками, хрустящими под колёсами велосипеда, что вызывало неприятные ощущения. Чем ниже я спускался, тем круче становилась дорога - для страховки я снижал скорость, с немалым усилием давя на тормозные ручки. А по карте и не скажешь, что здесь так круто...

Вот и шоссе показалось. Дорога сильно сбрасывала высоту, и тут я дал волю земному притяжению - разогнался до 45-50 км/ч - асфальт хороший, ровный, машин мало - может, хоть немного наверстаю график...

В Балаклаве тормознулся возле рынка: время было обеденное, надо что-то съесть. Самое быстрое - это кефир или ряженка с булочкой. Купил пол-литровый пакет кефира и пару свежайших булочек с начинкой, и тут же слопал, расположившись у пустующего прилавка. От этой точки маршрута у меня было два варианта пути: первый - подняться с севера по ложбине к горе Аскети, второй - пройти к крепости Чембало, потом подняться к Бочке Смерти. Выбрал второй вариант - более зрелищный. А пока мои булочки перевариваются, поехал на набережную, с тайной целью посетить винный магазин.

К тому времени солнце прогрело атмосферу почти до летней температуры - градусник показывал 28° по Цельсию, и, когда в поле зрения попалась бочка с квасом, решил затариться полуторалитровкой. Потом немного погулял по набережной (фото 44, фото 45), развернулся и пошёл искать винный магазин. Помнится, в 2010 году мы тоже его искали, и вроде бы нашли, но он был закрыт. А сейчас нет - вот он, работает! Осторожно прислонив велосипед к стеклянной витрине, я зашёл внутрь, одним глазом косясь на него через стекло, другим глазом выбирая напиток. Особо не стал заморачиваться, взял Бастардо сухое - всё-таки жарко, креплёное сейчас не пойдёт. Теперь ещё воды купить - и в путь.

После приобретения ещё 1,5 кг веса мой вел стал каким-то угрожающе тяжёлым... Да ещё солнце палит - нет, не поеду я через Чембало, там подъём аховый, а мне сегодня силы нужны до Куш-Каи доехать... В общем, решил ехать по знакомой дороге - по серпантину мимо мотеля. Хотя там тоже дорога - не сахар, но, по крайней мере, я проезжал её в обе стороны. Для этого вернулся чуть назад, к развилке, и повернул направо.

С первых метров дороги я понял, что въехать по ней не удастся - то ли булочки с кефиром не дали должной энергии, то ли вчерашняя усталость действует, то ли жара доконала - ну не едется, и всё тут. Переобуваюсь в кроссовки и иду пешком, зная, что до верха не так уж и далеко. По пути в качестве отдыха фотографирую уже знакомые виды: на балаклавскую бухту (фото 46) и рудодобывающий комбинат (фото 47), который как помнится, своими ночными работами нам не давал спать. Но и таких моментов отдыха мне не хватало - приходилось останавливаться просто под кустиком или деревцем, дающими мало-мальскую тень. А в одном месте стало так невмоготу толкать велосипед, что я поставил его на ногу, достал коврик и лёг рядом, сняв велофутболку, чтобы немного позагорать. Когда лежал, с ужасом заметил, что вокруг меня - заросли якорца: некоторые даже впились в коврик... Меня эта новость заставила мобилизоваться, я собрался и побрёл дальше.

После относительно ровной и обширной долины с виноградниками опять начался серпантин. Жара уже доконала, но идти надо. Было очевидно, что не удастся выдержать сегодняшний график - время-то уже три часа. Опять остановка, но с пользой: открылись новые виды, которые я раньше не снимал, теперь можно было восполнить этот пробел (фото 48). На очередном зигзаге дороги открылся интересный вид на скалу Мытылино и поляну с виноградниками, где я лежал на колючках час назад.(фото 49). Заодно сфотографировал и завод, добывающий руду на горе Таврос (фото 50).

До форта Южная Балаклава я дополз только к четырём часам дня (фото 51). К этому времени не было ни сил, ни желания подниматься ещё выше - к Бочке Смерти. Уже понятно было, что сегодня я план не выполню. Тогда где устраивать ночёвку? Можно было и здесь найти полянку - в 2006 году мы здесь отдыхали и обедали - но я подумал, что надо ещё продвинуться вперёд, тем более что основной подъём я преодолел. Отдохнув на повороте ещё 5 минут и заодно сфотографировав этот самый южный форт (фото 52), я стал осторожно спускаться.

Тут уже можно было ехать, только проехать удалось не более полукилометра, когда я почувствовал, что переднее колесо обмякло - так и есть, словил якорца. Чтобы не тратить время на разбортовку и замену камеры, попробовал новое средство, которое долгое время валялось у меня дома - это баллончик с герметиком для колёс Tire Doctor. Правда, предназначен он был для автомобильных колёс, велосипедные шины могут лопнуть от избытка давления. Поэтому я действовал аккуратно: пускал жидкость порциями, контролируя накачку колеса. Удивительно, но камера держала давление, что позволило мне сразу же продолжить путь.

Миновав шлагбаум, я достиг небольшой поляны, с которой открывался хороший вид на Инжир и скалу Носорог (фото 53). К тому времени я решил, где буду ночевать - у заброшенной военной части - поэтому не торопился и остановился для фотосессии. У меня эта полянка значилась в навигаторе, как запасная ночёвка, но в реале место было слишком неровное, хотя и зрелищное. Нет, надо доехать до асфальта - на тот случай, если завтра пойдёт дождь и придётся выезжать на трассу.

Перед самым поворотом на "сотку" слева промелькнула какая-то стройка. Меня это заинтересовало - я поставил вел у очередного шлагбаума, а сам взял фотоаппарат и бинокль, и вернулся назад (фото 54). Как я понял, это было строительство Севастопольской ТЭС - после отключения от украинской энергосистемы на полуострове наблюдался дефицит электроэнергии, поэтому, помимо энергомоста, запитавшего Крым через Керченский пролив, было начато строительство и тепловых электростанций - в Симферополе и Севастополе.

Итак, я находился около "сотки", или по-другому, у берегового ракетного комплекса "Утёс", функционировавшего во времена СССР (фото 55). В 2010 году мы побывали там и застали это грандиозное сооружение разграбленным . Как там сейчас - я не знал, но проверять не стал - мало ли что там может быть, вдруг восстанавливать начали? Надо же повышать обороноспособность Крыма. Честно сказать, в лом было подниматься туда, уж лучше вниз, на стоянку: открыть бутылочку вина... С этими мыслями я неспеша покатился вниз по сохранившемуся до сих пор шоссе - всё-таки нормально строили для оборонки.

Протяжённость этого кусочка дороги всего километр - я его преодолел за пять минут, выскочив на перекрёсток (если быть точным, это был перевал Камара-Богаз). Асфальтовая дорога поворачивала влево; прямо шла грунтовка в Резервное (мне завтра по ней ехать), а вправо тропа спускалась на Инжир. Я тоже повернул направо, и сразу же ещё раз направо - здесь, в глубине низкорослого леса была та самая полянка, где я собирался ночевать. Это место я приметил ещё в прежних походах; тогда мы проезжали здесь, не останавливаясь. А вот теперь пригодилась. Даже кострище выложено (фото 56). Эта полянка удобна ещё и тем, что подход к ней только с одной стороны - от дороги, а с других сторон - непроходимые дебри шиповника и дуба.

Погода портилась, с моря дул неприятный ветер, нагоняя облака, поэтому прежде всего поставил палатку (фото 57). Для снятия напряжения и усталости достал бутылку Бастардо, выпил стаканчик - хорошо! Теперь можно и об ужине подумать. Пока готовил, увидел, что кто-то поднимается по тропе - оказалось, турист, такой же одиночка, как я. Приехал из Днепропетровска и уже объехал весь Крым от Керченского полуострова до Севастополя. Немного с ним поболтали, после чего он рванул к Севастополю. Удивило то, что мужик путешествует без палатки и, кажется, даже без спальника, с обычными дорожными сумками - одна сзади, другая спереди, и атлас Крыма масштаба 1:200000... Да, было бы желание... А я, доев свой ужин и "уговорив" бутылку, записал показания приборов на диктофон, сохранил трек и на всякий случай натянул сигнальное устройство - бережёного Бог бережёт - после чего улёгся спать.

аа Обрывистые берега мыса Херсонес: вид на запад.
фото 23
Самая западная точка Севастополя - маяк на мысе Херсонес.
фото 24
аа Вид на Казачью бухту.
фото 25
Туристический лагерь недалеко от маяка.фото 26 Вид на мыс Виноградный со смотровой площадки. Внизу - скала Утюг. фото 27
Вид со смотровой площадки на запад. фото 28 Вдалеке появился мыс Фиолент - главная достопримечательность южного берега Севастополя. фото 29
Мыс Лермонтова и окрестности. Между обрывом и дачами идёт тропинка. фото 30 Продолжение тропинки - до мыса Фиолент.фото 31
Спуск к пляжу и к гроту Дианы. фото 32 Смотровая площадка на мысе Айя-Бурун. фото 33
Вид со смотровой площадки: впереди - мыс Лермонтова, дальше - мыс Броневой, Виноградный, и на самом горизонте можно различить Херсонесский маяк. фото 34 Этих многоэтажек в 2009 году ещё не было... фото 35
Вид на Фиолент с запада: наверху - воинская часть. фото 36 Скалы Орест и Пилад находятся рядом с мысом Фиолент. фото 37
Вид на хребет Кая-Баш и Яшмовый пляж. фото 38 Свято-Георгиевский монастырь расположен над Яшмовым пляжем, на который можно спуститься по лестнице. фото 39
"Зуб", торчащий из воды, не что иное, как застывший вулканический канал. фото 40 Яшмовый пляж и скала Георгиевская, ранее называвшаяся скалой Святого Явления. фото 41
Вид на Севастополь с горы Высота Горная.
фото 42
Впереди - Балаклава, справа - карьер. фото 43 Балаклавская бухта. фото 44
Набережная в Балаклаве. фото 45 Балаклавская бухта - вид сверху. фото 46
Балаклавское рудоуправление имени Горького (добыча флюсового известняка). фото 47 Вид на северо-восточную часть Балаклавы. фото 48
Вид на скалу Мытилино и плато Кая-Баш с серпантина. фото 49 БРУ и карьер - вид сверху. фото 50
Поворот дороги у вершины г. Аскети. фото 51 Казематы форта "Южная Балаклава". фото 52
Вид на Инжир и скалу Носорог. фото 53 Далеко на севере можно разглядеть строящуюся Севастопольскую ТЭС. фото 54
Этот просёлок соединяет гору Аскети с военной дорогой. фото 55 Поляна у перевала Камара-Богаз - место второй ночёвки. фото 56
Поляна с трёх сторон окружена непроходимыми зарослями. фото 57
Читать далее