По волне моей памяти

Иллюстрированное описание похода
2016 год


23 сентября - 8 день похода

Новоотрадное - Белинское - Чистополье - Багерово - Ивановка - Аршинцево - крепость

Сегодняшняя ночь прошла без дождя, но усилился северо-западный ветер, который поднял приличную волну на море. Проснулся я задолго до рассвета - около пяти утра, и от нечего делать лежал в палатке, слушая шум прибоя. Когда посветлело, вылез посмотреть на небо: по прогнозу сегодня в районе Керчи обещали грозы и ливни. Надо сказать, что хорошей погоды, действительно, ждать было не откуда; небо заволокло серой пеленой, по которой проносились такие же серые мелкие тучки (фото 171), и, несмотря на относительное тепло (градусник показывал 16°С), купаться совершенно не хотелось. Поэтому, надев куртку и закатав до колена штаны, я вошёл в воду, для того только, чтобы помыть посуду.

А ведь эти места мы проезжали, и даже где-то здесь ночевали в далёком 1988 году фото 1988 года: ночёвка на берегу Казантипского залива 26-27 июня.... Мы тогда ехали в обратную сторону - на Казантип, точнее, в посёлок Щёлкино, где строилась Крымская атомная электростанция (её останки до сих пор видны (фото 172), несмотря на значительное удаление (пришлось снимать с предельным зумом). Потом строительство было заброшено - после Чернобыльской катастрофы опасались таких же последствий и здесь - и посёлок, построенный специально для строителей и специалистов АЭС, оказался не у дел. Мне до сих пор непонятно, зачем сломали гелиостанцию фото 1988 года: проезжаем мимо солнечной электростанции СЭС-5 - такое грандиозное сооружение было, издалека похожее на что-то космическое... А как кстати была бы сейчас действующая АЭС - двух гигаватт вполне хватило бы полуострову, и энергомост тянуть не пришлось. Вот ведь, блин...

Итак, мыс Казантип, с его печальной историей, остался непосещённым - вон он там, вдали виднеется, как мираж (фото 173). Хорошо, что я туда вчера не поехал, а то пришлось бы по пескам тащиться. Здесь хоть твёрдая дорога идёт, даже если пойдёт дождь - не завязну. Теперь надо собираться в дорогу: на часах уже девятый час, а я всё по берегу слоняюсь, с видеокамерой и фотоаппаратом (фото 174). Делаю напоследок несколько кадров - моря со стаей бакланов (фото 175) и смотрящего на него крутого берега (фото 176) - и начинаю выгребаться на дорогу. Здесь нужно было определиться, как ехать: через гору Опук или через Багерово. Первый вариант был, конечно, заманчивый, но достаточно напряжённый и опасный: слишком большой километраж, около 110 км плюс возможные дожди - можно намертво завязнуть в глинистых дорогах Опука. Второй вариант был проще, и в случае мокрой погоды можно подстраховаться асфальтом. К тому же хотелось разведать расположение родника, до которого я вчера так и не доехал - это единственный "бесплатный" источник воды в этих краях. С такими мыслями я вышел на дорогу, вытряхнул из кроссовок ракушки и песок, переобулся и повернул в сторону Новоотрадного (фото 177).

Как пляж, так и село было пустынным. По пути встретился лишь местный велосипедист на "Украине" (фото 178) и мужик с бутылкой минеральной воды (!) - а как же источник?! Пока глазел на мужика, проскочил точку на навигаторе, обозначавшую воду. Немного вернулся назад, съехал с дороги и поехал вдоль домов. Ага, вот ты где спрятался! (фото 179). Так как вода у меня кончилась, я набрал 2 литра, предварительно попробовав её на вкус - вроде бы нормальная, пить можно.

На выезде из села меня ждала развилка (фото 180): налево дорога шла на Золотое, направо - на Багерово и Керчь. Обратил внимание на дорожный указатель (фото 181): благодаря вчерашней проброске, я оказался далеко впереди, и, в принципе, на своём маршруте. Что ж, посмотрим, как меня примет Керченский полуостров, чем порадует...

Надо заметить, что, несмотря на мой тридцатилетний стаж походов по Крыму, Керченский полуостров был обделён вниманием. Основной упор делался на горные участки, а Керченские дороги игнорировались. Только два похода - 1988 и 1990 годов проходили здесь, да и то как-то поверхностно, проскоком. Вот и по этой дороге мы пронеслись за один день (фото 182), смотря только под переднее колесо... Это я к тому, что совершенно не помню здешних мест. Наверное, они мало изменились с тех пор, хотя дорога стала немного лучше (в отдельных местах).

После развилки и последующего после него крутого подъёма дорога взяла направление на юг, так что теперь ветер дул мне в спину. После села Белинское качество дороги ухудшилось, и я решил немного отдохнуть от тряски - свернул на боковую грунтовку, справил малую нужду и заодно снял панораму степи (фото 183). Здесь отчётливо видно, что рельеф местности вытянут с запада на восток, а поскольку моё сегодняшнее направление - север-юг, мне предстоит преодоление всех этих горбов. Но пока дорога повернула влево, и, после семи километров зубодробиловки я попал в посёлок Чистополье, рядом с одноимённой станцией железной дороги.

Шёл одиннадцатый час дня, поэтому я решил заехать в магазин - подкрепиться ряженкой. Заодно купил немного колбасы и печенья. Теперь по плану было посещение Багеровского аэродрома, который вроде бы пошёл на разборку. Для этого я свернул с главной дороги влево. Скоро асфальт кончился (фото 184), пошёл просёлок из крупного булыжника. Я поначалу расстроился, но когда трек повернул на финишную прямую к взлётной полосе, меня ждала приятная неожиданность в виде очень приличной бетонки (фото 185), кручение пошло веселее, несмотря на небольшой подъём и встречный ветер.

ВПП Багеровского аэродрома представляла жалкое зрелище (фото 186) - это уже не полоса вовсе, а перепаханное поле с вкраплениями асфальта и бетона. Вдалеке стояла башня управления, тоже разрушенная (фото 187). Тягостные ощущения от разрушенной 3500-метровой полосы усиливала хмурая погода: с севера ползли тёмные тучи, было видно, что где-то в Азовском море шёл дождь. Крайне нежелательно, чтобы меня здесь накрыло, так как спрятаться негде, а раскатанная в пыль дорога в один момент превратится в липкое месиво.

Еду дальше: показалась технологическая площадка, перерабатывающая снятое покрытие в более мелкие фракции (фото 188). Вроде бы, этот щебень используют на отсыпке Керченского моста. Ну, хоть на дело пустят... Тут я заметил, как на экране GPS начали появляться капельки. Вот, дождался! Надо скорей рвать отсюда (фото 189). Дорога опять повернула на юг, и, скатываясь с возвышенности, я полетел прочь от тучи. Вроде бы удалось убежать, но качество дороги опять ухудшилось, начались плиты, уложенные с огромным зазором - я въезжал в посёлок Багерово.

В целом вся местность, включая сам посёлок, хорошо подошла бы для съёмок какого-нибудь фильма-катастрофы, даже спецэффекты не потребовались бы. Всё какое-то хмурое, неуютное, серое... Только после железнодорожного переезда (фото 190) стало повеселее: и асфальт на дороге появился, и людей стало побольше; даже автобус повстречался. Станция Багерово меня интересовала ещё по следующей причине: здесь должны построить новую станцию и протянуть второй путь, чтобы поезда с Керченского моста беспрепятственно могли курсировать до Симферополя и Севастополя. Но пока тут была тишина... Я специально сделал крюк по посёлку, но никаких подвижек не заметил (фото 191). Видимо, время не пришло...

От Багерово шла на удивление хорошая дорога, которая, сделав полукруг, стала круто выбираться на хребет под названием Китайская Гора. С вершины открылся неплохой вид на долину с озером (фото 192), откуда удалось неплохо разогнаться, чтобы по инерции заскочить на следующий горб. Но каково же было моё изумление, что после второго перегиба дорога... кончилась, точнее, закончился асфальт, вместо которого был крупный булыжник! Пришлось три километра до пересечения с трассой лавировать, объезжая наиболее крупные камни.

После пересечения шоссе Керчь-Феодосия мой путь лежал в село Ивановка, до которого шла неплохая грунтовка. Село располагалось в неглубокой котловине, окружённой с юга цепью балок с небольшими озерцами. Здесь есть одно примечательное место - городище Илурат, которое было построено в 1 веке нашей эры. Вообще, керченская земля - это сплошь история, уходящая в древние века. Конечно, до нашего времени мало что дошло в первозданном виде. Вот и сейчас я вглядывался в холмы и овраги (фото 193), не смог наверняка определить, где стояла крепость Илурат, которая была предназначена для защиты Пантикапея (в настоящее время - Керчь). Не помог и бинокль; по-видимому, она располагалась по ту сторону холма, что логично, если предположить нападение врагов с запада. К тому же холм был выше точки моего наблюдения (фото 194), и увидеть что-то под таким углом было нереально.

Оставив изучение городища археологам и историкам (я не отношусь ни к тем, ни к другим, к тому же мне было лень перебираться на ту сторону оврага), я продолжил свой путь к Чёрному морю, более конкретно - к Аршинцеву, где расположен крупнейший в Европе судостроительный завод "Залив". Во времена украинской оккупации завод был убыточным, но сейчас вроде оклемался, строит пассажирские суда и военные корабли (фото 195). Осталось теперь построить нормальные дороги (фото 196) - по нынешним ну совершенно нельзя ездить, испытательная трасса какая-то, а не дорога. Да, много чего нужно сделать в Керчи, чтобы поднять производство, чтобы поменьше было таких вот неприглядных пейзажей (фото 197, фото 198).

Повернув на главную, но ещё более разбитую дорогу Героевское-Керчь, я добрался до следующего исторического объекта - городища Тиритака, более древнего, чем Илурат. Повторюсь - я не историк, и остановился здесь в основном для того, чтобы переодеться, т.к. выглянуло солнце и стало жарко ехать в двух рубашках и длинных штанах. Конечно, я сфотографировал раскопки (фото 199), и даже прошёл вглубь территории, но ничего особенного там не было, кроме очередной раскопанной кладки и стоящей вдалеке Камыш-Бурунской ТЭЦ (фото 200). Можно считать, что я уже в Керчи: в планах на сегодня было зайти в магазин и доехать до крепости - туда, где мы ночевали в прошлом году с Виктором.

Путь от Аршинцево до крепости был детально разработан ещё в прошлом году, поэтому я положился на навигатор и следовал точно по курсу. Но проезжая по улице Орджоникидзе, я заметил просвет справа, тормознул, сдал назад и поехал перпендикулярно главной улице в направлении моря. Это был бульвар Пионеров, в конце которого обнаружилась неплохая видовая площадка с видом на Аршинцевскую косу и весь Керченский пролив (фото 201). Что меня поразило прежде всего, так это вереница из десятков кораблей и барж на горизонте - никогда я до этого не видел такого скопления судов в море. Отсюда можно было разглядеть, как строится мост в фарватере Керчь-Еникальского канала (фото 202) - это единственная доступная точка съёмки, хоть и на предельном зуме. Отсюда также виден завод "Залив" - в общем, место, стоящее посещения (фото 203).

Купив в палатке неподалёку овощей (хлеб и воду я купил ещё в Приозёрном), я вернулся на трек и, следуя по нему, стал пробираться по второстепенным улочкам к маяку, откуда планировал прямиком попасть к Крепости Керчь. Вскоре кривая вывела меня на дорогу, идущую по-над морем в сторону крепости (фото 204). Над ней возвышался Павловский маяк (фото 205), а где-то внизу располагался дикий пляж, который был обозначен у меня как дополнительная точка ночёвки. Но мне было интереснее попасть на бугорок по ту сторону Керченской крепости, ведь оттуда хорошо видно строительство моста. Поэтому я поспешил туда, чтобы засветло застать и заснять строительный процесс. Мы были здесь ровно год назад - интересно было сравнить, как тут всё изменилось.

Так как дорога шла в крепость, куда меня не пустят, я свернул влево, и, преодолев небольшой холм, стал спускаться к бетонке, идущей к крепости из города (фото 206). Надо заметить, что эта грунтовка пару дней назад была непроезжая - видны были свежие комья грязи, летевшие из-под колёс какого-то смельчака, рискнувшего поехать здесь после дождя. Сейчас глина подсохла, и всё же я старался ехать аккуратно, придерживаясь верхней обочины колеи - там было посуше. Кстати, отсюда хорошо видны современные кварталы Керчи - виды просто великолепные (фото 207, фото 208).

К четырём часам дня я выехал на бетонку и свернул направо, в сторону крепости. По этой дороге мы с Виктором ехали год назад в кромешной темноте. Сейчас всё было гораздо проще, только вот добавился шлагбаум, обмотанный колючей проволокой, преграждавший мне путь к обрыву. Пришлось кое-как, рискуя проколоть колёса или порвать одежду, обходить шлагбаум сбоку, после чего, преодолев завал из деревьев, выехать на открытое пространство позади крепости, распугивая спокойно разгуливающих по дороге фазанов. На прошлогоднем месте ночёвки я останавливаться не стал, т.к. там всё-таки слишком тесно, да и ничего не видно. А здесь - красота: вся стройка (точнее, 7-й участок) как на ладони (фото 209).

Поставив велосипед подальше от края (чтобы не отсвечивал), я первым делом устроил фото и видео съёмку: крупным планом снял конец насыпи - там, где закончится автомобильный мост (фото 210), начало железнодорожного моста, который уже монтируется (фото 211), временный мост, по которому стройматериалы и технику подвозят к фарватерному участку (фото 212). Потом просто сидел и наблюдал, как движется техника, идут корабли... Пригодился и бинокль. Жаль, что у видеокамеры нет трансфокатора - можно было бы сделать хороший видеоролик, тут уж что есть, то есть.

Насладившись видами, я вспомнил, что с утра ничего не ел, кроме ряженки, и решил перекусить. Первым делом пошёл салат из помидоров и огурцов с остатками охотничьих колбасок. Время от времени возвращался к фотосъёмке (фото 213 - фото 215) - уж больно виды красивые, как не снять! А как свечерело (фото 216), решил ставить палатку. Чтобы стать более незаметным, расположился в высокой сухой траве, чтобы не стоять прямо на дороге. Правда, место было не очень ровное и чистое (задолбали улитки, ползающие повсюду), но я подмял сухие стебли, чтобы они хоть немного выполняли роль прослойки между землёй и днищем палатки, и после этого установил своё жилище.

Когда уже совсем стемнело, попробовал сделать ночные кадры моста. Так как штатив я не брал, пришлось помучиться с фиксацией фотоаппарата: воткнуть алюминиевую трубку в землю было непросто; она шаталась и проворачивалась вокруг своей оси. Поэтому из большой серии снимков более-менее нормальными вышли всего пара кадров (фото 217, фото 218). Чтобы ненароком не сорваться вниз с обрыва (не видно же ни хрена!), залез в палатку. Перед сном надо было сделать записи пройденного пути, поставить на зарядку видеокамеру, заклейить, наконец, камеру... И вот вроде бы всё сделал, задремал уже, и опять на тебе! В небе загромыхало, и ровно в полночь (в который уже раз?!) полил дождь... Вот невезуха... Ладно, завтра будет день, будет и пища - посмотрим, что приготовит день грядущий. А сейчас - спать!

Пляж Казантипского залива ранним утром.
фото 171
Остов заброшенной АЭС до сих пор виден издалека.
фото 172
На горизонте - мыс Казантип.
фото 173
Велосипед готов к продолжению похода.
фото 174
Стая бакланов на рыбацких сетях.
фото 175
Крутой берег села Верхнезаморское.
фото 176
Дорога ведёт в село Новоотрадное.
фото 177
Местный велосипедист.
фото 178
Источник воды в Новоотрадном.
фото 179
Развилка дорог Золотое-Чистополье.
фото 180
Дорожный указатель напомнил мне о вчерашнем пробросе.
фото 181
Подъём был крутой, но короткий.
фото 182
Панорама бескрайних Керченских степей.
фото 183
Окраина Чистополья.
фото 184
Дорога к бывшему аэродрому оказалась вполне проезжей.
фото 185
Вот что осталось от взлётно-посадочной полосы.
фото 186
Бывший пункт управления полётами.
фото 187
Здесь снятое полотно аэродрома перемалывают в щебень.
фото 188
Полуразрушенные ангары.
фото 189
Железнодорожная ветка Керчь-Джанкой у посёлка Багерово.
фото 190
Где-то здесь будут проложены пути к строящемуся Керченскому переходу.
фото 191
Дорога из Багерово на трассу. Слева - Андреевский ставок.
фото 192
Панорама окрестностей у д. Ивановка. Где-то в центре кадра должно быть городище Илурат.
фото 193
Вот что-то похожее на раскопки.
фото 194
Судостроительный завод «Залив», кажется, ожил.
фото 195
Дороги, что в Керчи, что в окрестностях - просто кошмарные.
фото 196
Трубы, как и живые существа: рождаются, живут и умирают...
фото 197
Этот кран, по-видимому, заснул летаргическим сном.
фото 198
Очередное городище - Тиритака, у Аршинцево.
фото 199
За городищем видна Камыш-Бурунская ТЭЦ.
фото 200
Панорама Аршинцевской косы и Керченского пролива.
фото 201
Строительство Керченского моста: здесь будет стоять фарватерная арка.
фото 202
На смотровой площадвке в Аршинцево.
фото 203
Эта дорога ведёт к крепости Керчь.
фото 204
Старинный Павловский маяк, недалеко от крепости Керчь.
фото 205
Вид на город и залив со стороны крепости.
фото 206
Новые жилые районы Керчи.
фото 207
Керченский рыбный порт и гора Митридат.
фото 208
Панорама строительства Керченского моста: справа - временный мост, слева - стапель для сборки судоходной арки.
фото 209
Здесь заканчивается сухопутная часть перехода. Дальше (вправо) пойдут морские опоры.
фото 210
Идёт сборка железнодорожных пролётов.
фото 211
Рабочий мост РМ-3 и крепостной пирс.
фото 212
Вид на залив со стороны крепости Керчь.
фото 213
Вечереет.
фото 214
За зтими буграми находится крепость Керчь.
фото 215
Вечернее небо над Керчью.
фото 216
Работа по строительству моста не прекращается даже ночью.
фото 217
На сборочном стапеле света не жалеют.
фото 218
Читать далее