По волне моей памяти

Иллюстрированное описание похода
2016 год


20 сентября - 5 день похода

Коккозка - пер.Ай-Петри - Ялта - Краснокаменка - Лазурное

Что-то плохо спалось мне этой ночью - наверное, виной тому гроза, как-никак, серьёзное атмосферное явление. А в горах гроза более страшная, из-за многократного отражения раскатов грома и сильных порывов ветра. Поэтому, когда я ставлю палатку в деревьях, то всегда смотрю, чтобы не было надо мной сухих или гнилых сучьев, а также сильно наклонённых стволов - всё это при дожде и ветре может рухнуть на палатку.

Как я уже упоминал, дождь закончился около пяти утра. Вставать в такую рань не хотелось, но и сидеть просто так в мокром лесу смысла не было. Дождавшись, когда с тента сойдёт основная часть влаги и позавтракав, я стал выбираться наверх. Несмотря на прошедший дождь, тропа, покрытая опавшей листвой, не размокла, иначе мне пришлось бы туго. Но я всё равно поднимался в два этапа: сначала поднял рюкзак, потом сходил за велосипедом. В половине восьмого я оказался на шоссе, по которому двинулся на Ай-Петри (фото 94).

Сегодняшняя погода разительно отличалась от вчерашней: небо было затянуто серыми слоистыми облаками, ветер неожиданно налетал с разных сторон... Зато было прохладно, и, главное, не было осадков. Машин на дороге практически не было, ехалось спокойно. У Большого Каньона тоже тишина - ни палаток, ни торговцев (фото 95). Небольшая торговая точка мне попалась чуть выше, на повороте серпантина - где начинается тропа к Ванне Молодости (фото 96). Останавливаться там не стал, проехал мимо.

В целом дорога неплохо сохранилась; на некоторых местах появились свежие латки. Но горы живут своей жизнью: вот, например, на этом витке не так давно было обрушение (фото 97) - не помню я этих камней в прошлые походы.

На трассе Бахчисарай-Ялта есть одно приметное и важное для туристов место. Это родник, который не пересыхает ни зимой, ни летом (фото 98). Сейчас он называется "Пионер" - раньше, по крайней мере, в 1989 году, там стояла скульптура пионера В 1989 году возле родника стояла статуя пионера.. Сейчас же от пионера остался один факел. Но этот источник появился гораздо раньше, чем образовалась эта молодёжная организация: на оголовке высечен год основания - 1890-й. Я, конечно, воспользовался возможностью поменять воду - всё-таки река - это открытый водоём, и, хотя я набирал воду до дождя, она там не такая чистая, как родниковая, текущая из-под земли.

Дальнейшая дорога до перевала не имела каких-либо достопримечательностей, поэтому фотографировал мало; только когда шоссе начало выполаживаться, остановился около овражка и сделал контрольное фото (фото 99). Здесь, на высоте 1100 метров, было достаточно холодно, поэтому я ехал в ветровке. Характер погоды не улучшился, наоборот, ветер усилился и гнал лохматые тучи куда-то в сторону моря. Лес постепенно отступал, и вскоре я выехал на яйлу - до перевала 1207 метров (я его называю истинным перевалом Ай-Петри) оставалось каких-нибудь 200-300 метров (фото 100).

Очень приметное дерево по пути на Ай-Петри - чуть выше стоянки Коккозка.
фото 94
Мост через реку Сары-Узень у Большого Каньона.
фото 95
Торговая точка у начала тропы в Большой Каньон. фото 96 Обвал на повороте. фото 97
Родник «Пионер». фото 98 Высота 1100 метров - лес заканчивается. фото 99
Последние метры подъёма. фото 100 Дорога вышла на яйлу. Справа - гора Бедене-Кыр. фото 101

Мне почему-то запомнилось это место ещё по походу 1986 года: шёл второй день пути, а я ещё ни разу не видел моря; мне казалось, что стоит подняться на этот бесконечный подъём (ведь мы тогда всю дорогу от Соколиного шли пешком! Фото 1986 года: на подъёме к перевалу Ай-Петри.) - и откроется головокружительный вид на море... Но, как всем известно, за перевалом простиралась Ай-Петринская яйла - плоская равнина с одиночными сосенками, поросшая травой. Достопримечательностью здешней местности является гора Бедене-Кыр, на вершине которой находятся так называемые "шары" - купола радиолокаторов (фото 101). Объект военный, засекреченный, поэтому проезжаю мимо, благо, ветер теперь стал дуть в спину, подгоняя меня к смотровой площадке на скале Шишко.

Вообще-то отсюда, от перевала 1207м, мне следовало поворачивать налево - трек шёл в сторону турстоянки Баш-Дере. Но когда мне встретились грибники в резиновых сапогах с ошмётками глины почти до среза голенища, мне что-то сразу расхотелось сворачивать на тропу. Скорей всего, здесь стихия погуляла на славу... Нет, поеду-ка я лучше поем чего-нибудь... И ещё хотелось выпить крепкого вина - обычно татары продают на розлив - возле смотровой.

Итак, подгоняемый ветром, я помчался по шоссе. Прямо перед торговым шалманом вправо уходит дорога к канатной станции (фото 102), но мне туда не надо - я еду прямо и поворачиваю налево. Сперва решил подняться на площадку, чтобы обозреть окрестности. Вот тут-то ветер разгулялся! Вначале он опрокинул мой велосипед, поставленный на ногу; сорвало кепку, которая, к счастью, застряла в кустах. А снимать вообще приходилось с точкой опоры - иначе не устоять. особенно смешно выглядели отдыхающие, которым вздумалось бросить шезлонги на берегу и подняться в горы: в шлёпках, в футболках, в мини-юбках - они сейчас ёжились и стучали зубами, стараясь побыстрее сфоткаться и ретироваться в припаркованные автомобили. Были, правда, одиночные камикадзе, позирующие на краю обрыва с распростёртыми руками, видимо, представляя себя в образе птицы. Безбашенные: резкий порыв ветра - и полёт обеспечен, но не очень долгий... Слава Богу, вроде никто не упал...(фото 104)

Конечно, вся эта цивилизация в этом красивом природном месте - это нонсенс: я помню это место без этих уродливых шалманов (фото 103). Вот, например, фото 1989 года Вечер на Ай-Петри: фото 1989 года - девственно чистая природа; из всех построек только метеостанция и турприют (который, правда, недавно сгорел). А сейчас уже на самый край постройки вылезли; я, как ни старался снять старую знакомую скалу (фото 105), всё равно угол дома попался в кадр. Я где-то в новостях читал, что крымские власти хотят убрать эти шалманы, т.к. большинство из них не отвечают санитарным нормам, да и вообще - портят вид. Ну, посмотрим - с одной стороны, жалко труд людей - они старались, строили, обслуживали свои кафешки; для многих - это единственное средство к существованию, но ради справедливости надо заметить - готовят там не очень качественно и к тому же дорого. Конечно, приятно, поднявшись из глубины крымских лесов, или, наоборот, приехав сюда на такси с горячего пляжа и за минуту продрогнув до костей - зайти в тёплую, уютную комнату с горящим камином, выпить бокал вина... Вот и я: проведя в дороге 3,5 часа, изрядно устал и проголодался - и на фоне суровой Ай-Петринской природы выпить бокал выдержанного вина - сам доктор прописал. Ну и, конечно, горячего супа съесть тоже не мешало...

Засняв для отчёта виды: строящегося здания на месте приюта (фото 106), Вид на Ялту (фото 107), памятник партизанам (фото 108) и пейзаж со скалой (фото 109), я пошёл разведать насчёт обеда. Зная, что цены здесь кусаются, я поосторожничал: заказал порцию лагмана с лепёшкой и бокал вина. Вино принесли сразу, а лагман ещё доваривался; бокал же ушёл быстро... Попросил ещё один, и теперь цедил его подольше. Наконец, принесли лагман. Нельзя сказать, что он был невкусным или неправильно приготовленным, но, что мне не понравилось - он был слишком острым, да и мясо жестковатое, и за этот нехитрый и не особо обильный перекус мне пришлось выложить 700 рублей... Ай-яй-яй! Бюджет тает на глазах... Уже половину запасённой суммы истратил, а ведь только четвёртый день пути!! Надо будет умерить свои желания...

На обед и фотосессию ушёл час времени. Так как я круто променял планы, надо было определяться, как быть дальше. Раз на грунты в ближайший день-два соваться рискованно, значит, надо ехать через Ялту, заодно насладиться лихим спуском по серпантину - зря, что ли, я столько времени подымался! Напоследок сделал панорамку окрестностей метеостанции (фото 110) и фото мини-смотровой, где мы с Виктором фотографировались в зимнем пешем походе (фото 111). Проезжая первый поворот серпантина (фото 112), мне вспомнился 1986 год, когда я, увидев эти умопомрачительные витки серпантина, изрядно струсил, и даже хотел спускаться пешком. Но с тех пор я уже больше десятка раз проезжал по этой трассе в ту или другую сторону, причём не только на велосипеде. Несмотря на это, дорога, которую проложили военные под руководством полковника Ивана Станиславовича Шишко, до сих пор поражает и своей природной красотой, и той титанической работой военных, которые буквально вручную, кирками и лопатами, проложили этот головокружительный путь, и силой инженерной мысли полковника-строителя, который создал этот шедевр. Даже император Александр II повелел назвать скалу на краю яйлы скалой Шишко. Поэтому ещё раз прокатиться по этому шоссе - одно удовольствие (фото 113).

Я, конечно, не буду подробно описывать все 44 поворота этой изумительной дороги, скажу лишь, что дозу адреналина я получил. Большую часть спуска я заснял на видео, фото снимал только на Серебряной Беседке, где всё-таки решил остановиться. За проход с меня взяли 60 рублей и разрешили проехать вместе с велосипедом. Помнится, мы ночевали здесь в 2010 году, когда ночью нас накрыл ливень - вот около этого столика стояли наши палатки (фото 114). Беседка тоже стоит на своём месте (фото 115). Ну и до кучи - новый ракурс на Ялту (фото 116) - тут уж пришлось ждать очереди, пока череда экскурсантов немного проредилась.

И снова бесконечные языки серпантинов, ускорения на прямых участках и активное торможение перед поворотами. Жаль, что покрытие дороги на всём протяжении пути оставляла желать лучшего - трясло прилично, даже приходилось подтормаживать. Количество машин по мере приближения к водопаду Учан-Су увеличилось, но они не сильно мешали; а в попутном направлении вообще попался один автомобиль, который очень долго маячил сзади, не решаясь обогнать - пришлось сдвинуться к обочине, чтобы не висел над душой.

Попытался я также заскочить на водопад, но даже за плату меня не хотели пускать с велосипедом. Не желая оставлять своего алюминиевого друга н произвол судьбы, я и вовсе не пошёл к Учан-Су, сэкономив таким образом 60 рублей и 20 минут времени. Развернулся и поехал дальше.

По Ялте я поехал своим любимым путём - по ул. Коммунаров. Когда доехал до устья Учан-Су, остановился и прошёлся немного пешком: не хотелось лавировать в толпе людей. Первой достопримечательностью был памятник Александру Ханжонкову - основателю Ялтинской киностудии (фото 117). Рядом, в сквере имени Калинина, возвели композицию в память о блекауте (фото 118). Из парка я вышел на Ялтинскую набережную около "Апельсина" - так называется кафе в форме старинного корабля, возвышающегося над береговой полосой (фото 119). Привлекла внимание группа велотуристов (точнее, их велосипедов) - первая большая (больше одного человека) группа. Но к ним я не пошёл; меня больше волновало заднее колесо, которое как-то странно себя вела: это стало заметно, когда я вёл велосипед пешком. При детальном осмотре я с ужасом обнаружил, что боковая поверхность задней покрышки в нескольких местах была повреждена и вздулась... Опасаясь, что под действием жары камера может лопнуть, я немного сбросил давление, и продолжал идти пешком.

А город тем временем жил своей жизнью. Многие прогуливались по набережной (фото 121), кто-то даже купался (фото 122) - погода была вполне летняя. Только мне сейчас не до купания - надо заменить покрышку, а ближайший веломагазин я знал только в Алуште. Теперь надо как-то туда добраться... Но прежде я решил перекусить шаурмой, как раз проходил мимо. Вот, блин, опять траты... Иду дальше, дошёл до рынка: здесь неподалёку есть магазин, продающий вино на розлив. Пришлось с горя купить пол-литровую бутылку Каберне, которую засунул в передний подсумок, чтобы удобнее было доставать. И быстрее, быстрее бежать из города, иначе соблазны меня разорят.

Многим, в том числе и мне, знаком длинный и нудный подъём от автостанции Ялты до Никиты. Кроме своей нудности, по нему прёт в гору масса машин, чадящих выхлопами бензина и солярки. Поэтому я решил не геройствовать и идти пешком, опасаясь ещё и за колесо, могущее взорваться в самый неподходящий момент. На счастье вдоль дороги был проложен тротуар, так что мне не пришлось топать по проезжей части. Опять же плюс в том, что можно спокойно смотреть в разные стороны: вот, например, хороший вид на ущелье Уч-Кош (фото 123), вот вид из Массандры на Ялтинский горный амфитеатр (фото 124), а вот интересное дерево, свисающее на дорогу (фото 125). Перед Никитой открылся шикарный вид на море в лучах заходящего солнца (фото 126) - остановился, сфотографировал. И тут мне приходит в голову мысль, что если продолжать в том же духе, то есть топать пёхом, то в Алушту я приду ближе к ночи. Поэтому решаю осторожно ехать, благо дорога стала более ровной.

По трассе фотографировать особенно нечего, но перед Гурзуфом я обнаружил незаметный съезд к видовой площадке. И, хотя время уже поджимало, заехал туда и не пожалел: вид на Аю-Даг был шикарный (фото 127). Полюбовался и поспешил на трассу - время уже пол-пятого, а до Алушты ещё ехать и ехать...На подъёмах ехал очень осторожно, чтобы меньше была нагрузка на колесо, а на спусках притормаживал, чтобы в случае разрыва камеры можно было быстро остановиться. Но пока колесо держалось.

Вот, наконец, появился посёлок Малый Маяк - значит, скоро будет поворот на Лазурное. Главное, теперь надо найти место ночлега: либо спускаться до пляжа, где мы ночевали в 1991,1994 и 2004 годах, либо на краю виноградника - полянка рядом с дорогой - там была ночёвка в 2011 году. Но в мои планы вмешалась суровая реальность - как только я проехал первый километр и увлекшись скоростью на спуске, моё заднее колесо жалобно выдохнуло и обмякло - всё, приехали... Разбортовываю покрышку, осматриваю камеру - разорвало так что ремонту не подлежит. Ставлю вторую (и последнюю хорошую) камеру, и теперь уже осторожно продолжаю спуск. И вдруг я заметил слева съезд с дороги, перегороженный шлагбаумом. Тогда я подумал, что надо разведать этот путь, ведь уже начинало темнеть, надо было упасть на ночёвку.

За шлагбаумом, как и предполагалось, находились виноградники, и, как ни странно, никем не охраняемые. Я прошёл вперёд метров сто вдоль лесополосы и оказался на развилке грунтовых дорог, разбегающихся по виноградникам в разные стороны. За неимением лучшего решил ночевать прямо на обочине дороги, на краю лесополосы - место довольно широкое и плоское, хотя и пыльное. В слабом свете догорающего заката поставил палатку, допил вино и закусил купленным на трассе инжиром. И тут откуда-то снизу блеснул свет фар - по дороге ехала машина... Кто это - сторожа? Увидев меня, они притормозили, но никто не вышел и ничего мне не сказал - поехали дальше. Я ещё выждал некоторое время, но никто больше не нарушал моего одиночества, и стал готовиться ко сну.

Вот так всегда бывает - только задремишь, как начнётся... В этот раз начался ветер, причём такой силы, что мне казалось - не будь меня в палатке, её бы тут же унесло. Это я ещё удачно поставил её за деревьями, иначе точно вырвало бы колышки. Ветер буйствовал часа три, потом стих так же внезапно, как и начался. Решил выйти наружу, посмотреть, всё ли на месте. Вроде бы всё нормально - велосипед стоит, как вкопанный, ничего не унесло. Небо расчистилось, яркая луна вполне могла заменить фонарь. Ну что ж, пойду досыпать...

Подъезжаю к скале Шишко. фото 102 По-моему, в названии кафе пропущена одна буква... фото 103
Камикадзе на фотосессии... фото 104 Строительство подошло вплотную к обрывам. фото 105
На месте сгоревшего турприюта строится новое здание. фото 106 Вид на Ялту через облака. фото 107
Памятник партизанам - старожил здешних мест. фото 108 Наконец удалось сделать удачный кадр обрыва с видом на Ялту. фото 109
Вид на метеостанцию и прилегающую территорию со стороны сгоревшего турприюта. фото 110 Перед началом спуска с Ай-Петри. фото 111
Зубцы Ай-Петри скрылись в облаках, видна лишь станция канатной дороги. фото 112 Первый виток серпантина. фото 113
Уютное местечко около Серебряной Беседки: здесь мы ночевали в 2010 году. фото 114 Серебряная Беседка собственной персоной. фото 115
Вид на Ялту со смотровой площадки. фото 116 Памятник Александру Ханжонкову в Ялте, на берегу реки Учан-Су. фото 117
Напоминание о блэкауте в сквере им. Калинина (Ялта). фото 118 На ялтинской набережной повстречалась группа велотуристов. фото 119
Ялтинский пассажирский порт. фото 120 Ялтинский променад. фото 121
Купальный сезон ещё не закончился. фото 122 Вид с трассы на хребет Баланын-Каясы и ущелье Уч-кош. фото 123
Южнобережное шоссе около Массандры. фото 124 Интересное дерево, но названия не знаю. фото 125
Вид на море и жилой комплекс «Восход». фото 126 Гора-Медведь, или Аю-Даг - вид со смотровой площадки. фото 127
Читать далее