По волне моей памятиИллюстрированное описание похода
|
Главная страница >> походы >> поход 2016 года | Дни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Следующий |
Что-то плохо спалось мне этой ночью - наверное, виной тому гроза, как-никак, серьёзное атмосферное явление. А в горах гроза более страшная, из-за многократного отражения раскатов грома и сильных порывов ветра. Поэтому, когда я ставлю палатку в деревьях, то всегда смотрю, чтобы не было надо мной сухих или гнилых сучьев, а также сильно наклонённых стволов - всё это при дожде и ветре может рухнуть на палатку.
Как я уже упоминал, дождь закончился около пяти утра. Вставать в такую рань не хотелось, но и сидеть просто так в мокром лесу смысла не было. Дождавшись, когда с тента сойдёт основная часть влаги и позавтракав, я стал выбираться наверх. Несмотря на прошедший дождь, тропа, покрытая опавшей листвой, не размокла, иначе мне пришлось бы туго. Но я всё равно поднимался в два этапа: сначала поднял рюкзак, потом сходил за велосипедом. В половине восьмого я оказался на шоссе, по которому двинулся на Ай-Петри (фото 94).
Сегодняшняя погода разительно отличалась от вчерашней: небо было затянуто серыми слоистыми облаками, ветер неожиданно налетал с разных сторон... Зато было прохладно, и, главное, не было осадков. Машин на дороге практически не было, ехалось спокойно. У Большого Каньона тоже тишина - ни палаток, ни торговцев (фото 95). Небольшая торговая точка мне попалась чуть выше, на повороте серпантина - где начинается тропа к Ванне Молодости (фото 96). Останавливаться там не стал, проехал мимо.
В целом дорога неплохо сохранилась; на некоторых местах появились свежие латки. Но горы живут своей жизнью: вот, например, на этом витке не так давно было обрушение (фото 97) - не помню я этих камней в прошлые походы.
На трассе Бахчисарай-Ялта есть одно приметное и важное для туристов место. Это родник, который не пересыхает ни зимой, ни летом (фото 98). Сейчас он называется "Пионер" - раньше, по крайней мере, в 1989 году, там стояла скульптура пионера . Сейчас же от пионера остался один факел. Но этот источник появился гораздо раньше, чем образовалась эта молодёжная организация: на оголовке высечен год основания - 1890-й. Я, конечно, воспользовался возможностью поменять воду - всё-таки река - это открытый водоём, и, хотя я набирал воду до дождя, она там не такая чистая, как родниковая, текущая из-под земли.
Дальнейшая дорога до перевала не имела каких-либо достопримечательностей, поэтому фотографировал мало; только когда шоссе начало выполаживаться, остановился около овражка и сделал контрольное фото (фото 99). Здесь, на высоте 1100 метров, было достаточно холодно, поэтому я ехал в ветровке. Характер погоды не улучшился, наоборот, ветер усилился и гнал лохматые тучи куда-то в сторону моря. Лес постепенно отступал, и вскоре я выехал на яйлу - до перевала 1207 метров (я его называю истинным перевалом Ай-Петри) оставалось каких-нибудь 200-300 метров (фото 100).
фото 94 | фото 95 |
фото 96 | фото 97 |
фото 98 | фото 99 |
фото 100 | фото 101 |
Мне почему-то запомнилось это место ещё по походу 1986 года: шёл второй день пути, а я ещё ни разу не видел моря; мне казалось, что стоит подняться на этот бесконечный подъём (ведь мы тогда всю дорогу от Соколиного шли пешком! ) - и откроется головокружительный вид на море... Но, как всем известно, за перевалом простиралась Ай-Петринская яйла - плоская равнина с одиночными сосенками, поросшая травой. Достопримечательностью здешней местности является гора Бедене-Кыр, на вершине которой находятся так называемые "шары" - купола радиолокаторов (фото 101). Объект военный, засекреченный, поэтому проезжаю мимо, благо, ветер теперь стал дуть в спину, подгоняя меня к смотровой площадке на скале Шишко.
Вообще-то отсюда, от перевала 1207м, мне следовало поворачивать налево - трек шёл в сторону турстоянки Баш-Дере. Но когда мне встретились грибники в резиновых сапогах с ошмётками глины почти до среза голенища, мне что-то сразу расхотелось сворачивать на тропу. Скорей всего, здесь стихия погуляла на славу... Нет, поеду-ка я лучше поем чего-нибудь... И ещё хотелось выпить крепкого вина - обычно татары продают на розлив - возле смотровой.
Итак, подгоняемый ветром, я помчался по шоссе. Прямо перед торговым шалманом вправо уходит дорога к канатной станции (фото 102), но мне туда не надо - я еду прямо и поворачиваю налево. Сперва решил подняться на площадку, чтобы обозреть окрестности. Вот тут-то ветер разгулялся! Вначале он опрокинул мой велосипед, поставленный на ногу; сорвало кепку, которая, к счастью, застряла в кустах. А снимать вообще приходилось с точкой опоры - иначе не устоять. особенно смешно выглядели отдыхающие, которым вздумалось бросить шезлонги на берегу и подняться в горы: в шлёпках, в футболках, в мини-юбках - они сейчас ёжились и стучали зубами, стараясь побыстрее сфоткаться и ретироваться в припаркованные автомобили. Были, правда, одиночные камикадзе, позирующие на краю обрыва с распростёртыми руками, видимо, представляя себя в образе птицы. Безбашенные: резкий порыв ветра - и полёт обеспечен, но не очень долгий... Слава Богу, вроде никто не упал...(фото 104)
Конечно, вся эта цивилизация в этом красивом природном месте - это нонсенс: я помню это место без этих уродливых шалманов (фото 103). Вот, например, фото 1989 года - девственно чистая природа; из всех построек только метеостанция и турприют (который, правда, недавно сгорел). А сейчас уже на самый край постройки вылезли; я, как ни старался снять старую знакомую скалу (фото 105), всё равно угол дома попался в кадр. Я где-то в новостях читал, что крымские власти хотят убрать эти шалманы, т.к. большинство из них не отвечают санитарным нормам, да и вообще - портят вид. Ну, посмотрим - с одной стороны, жалко труд людей - они старались, строили, обслуживали свои кафешки; для многих - это единственное средство к существованию, но ради справедливости надо заметить - готовят там не очень качественно и к тому же дорого. Конечно, приятно, поднявшись из глубины крымских лесов, или, наоборот, приехав сюда на такси с горячего пляжа и за минуту продрогнув до костей - зайти в тёплую, уютную комнату с горящим камином, выпить бокал вина... Вот и я: проведя в дороге 3,5 часа, изрядно устал и проголодался - и на фоне суровой Ай-Петринской природы выпить бокал выдержанного вина - сам доктор прописал. Ну и, конечно, горячего супа съесть тоже не мешало...
Засняв для отчёта виды: строящегося здания на месте приюта (фото 106), Вид на Ялту (фото 107), памятник партизанам (фото 108) и пейзаж со скалой (фото 109), я пошёл разведать насчёт обеда. Зная, что цены здесь кусаются, я поосторожничал: заказал порцию лагмана с лепёшкой и бокал вина. Вино принесли сразу, а лагман ещё доваривался; бокал же ушёл быстро... Попросил ещё один, и теперь цедил его подольше. Наконец, принесли лагман. Нельзя сказать, что он был невкусным или неправильно приготовленным, но, что мне не понравилось - он был слишком острым, да и мясо жестковатое, и за этот нехитрый и не особо обильный перекус мне пришлось выложить 700 рублей... Ай-яй-яй! Бюджет тает на глазах... Уже половину запасённой суммы истратил, а ведь только четвёртый день пути!! Надо будет умерить свои желания...
На обед и фотосессию ушёл час времени. Так как я круто променял планы, надо было определяться, как быть дальше. Раз на грунты в ближайший день-два соваться рискованно, значит, надо ехать через Ялту, заодно насладиться лихим спуском по серпантину - зря, что ли, я столько времени подымался! Напоследок сделал панорамку окрестностей метеостанции (фото 110) и фото мини-смотровой, где мы с Виктором фотографировались в зимнем пешем походе (фото 111). Проезжая первый поворот серпантина (фото 112), мне вспомнился 1986 год, когда я, увидев эти умопомрачительные витки серпантина, изрядно струсил, и даже хотел спускаться пешком. Но с тех пор я уже больше десятка раз проезжал по этой трассе в ту или другую сторону, причём не только на велосипеде. Несмотря на это, дорога, которую проложили военные под руководством полковника Ивана Станиславовича Шишко, до сих пор поражает и своей природной красотой, и той титанической работой военных, которые буквально вручную, кирками и лопатами, проложили этот головокружительный путь, и силой инженерной мысли полковника-строителя, который создал этот шедевр. Даже император Александр II повелел назвать скалу на краю яйлы скалой Шишко. Поэтому ещё раз прокатиться по этому шоссе - одно удовольствие (фото 113).
Я, конечно, не буду подробно описывать все 44 поворота этой изумительной дороги, скажу лишь, что дозу адреналина я получил. Большую часть спуска я заснял на видео, фото снимал только на Серебряной Беседке, где всё-таки решил остановиться. За проход с меня взяли 60 рублей и разрешили проехать вместе с велосипедом. Помнится, мы ночевали здесь в 2010 году, когда ночью нас накрыл ливень - вот около этого столика стояли наши палатки (фото 114). Беседка тоже стоит на своём месте (фото 115). Ну и до кучи - новый ракурс на Ялту (фото 116) - тут уж пришлось ждать очереди, пока череда экскурсантов немного проредилась.
И снова бесконечные языки серпантинов, ускорения на прямых участках и активное торможение перед поворотами. Жаль, что покрытие дороги на всём протяжении пути оставляла желать лучшего - трясло прилично, даже приходилось подтормаживать. Количество машин по мере приближения к водопаду Учан-Су увеличилось, но они не сильно мешали; а в попутном направлении вообще попался один автомобиль, который очень долго маячил сзади, не решаясь обогнать - пришлось сдвинуться к обочине, чтобы не висел над душой.
Попытался я также заскочить на водопад, но даже за плату меня не хотели пускать с велосипедом. Не желая оставлять своего алюминиевого друга н произвол судьбы, я и вовсе не пошёл к Учан-Су, сэкономив таким образом 60 рублей и 20 минут времени. Развернулся и поехал дальше.
По Ялте я поехал своим любимым путём - по ул. Коммунаров. Когда доехал до устья Учан-Су, остановился и прошёлся немного пешком: не хотелось лавировать в толпе людей. Первой достопримечательностью был памятник Александру Ханжонкову - основателю Ялтинской киностудии (фото 117). Рядом, в сквере имени Калинина, возвели композицию в память о блекауте (фото 118). Из парка я вышел на Ялтинскую набережную около "Апельсина" - так называется кафе в форме старинного корабля, возвышающегося над береговой полосой (фото 119). Привлекла внимание группа велотуристов (точнее, их велосипедов) - первая большая (больше одного человека) группа. Но к ним я не пошёл; меня больше волновало заднее колесо, которое как-то странно себя вела: это стало заметно, когда я вёл велосипед пешком. При детальном осмотре я с ужасом обнаружил, что боковая поверхность задней покрышки в нескольких местах была повреждена и вздулась... Опасаясь, что под действием жары камера может лопнуть, я немного сбросил давление, и продолжал идти пешком.
А город тем временем жил своей жизнью. Многие прогуливались по набережной (фото 121), кто-то даже купался (фото 122) - погода была вполне летняя. Только мне сейчас не до купания - надо заменить покрышку, а ближайший веломагазин я знал только в Алуште. Теперь надо как-то туда добраться... Но прежде я решил перекусить шаурмой, как раз проходил мимо. Вот, блин, опять траты... Иду дальше, дошёл до рынка: здесь неподалёку есть магазин, продающий вино на розлив. Пришлось с горя купить пол-литровую бутылку Каберне, которую засунул в передний подсумок, чтобы удобнее было доставать. И быстрее, быстрее бежать из города, иначе соблазны меня разорят.
Многим, в том числе и мне, знаком длинный и нудный подъём от автостанции Ялты до Никиты. Кроме своей нудности, по нему прёт в гору масса машин, чадящих выхлопами бензина и солярки. Поэтому я решил не геройствовать и идти пешком, опасаясь ещё и за колесо, могущее взорваться в самый неподходящий момент. На счастье вдоль дороги был проложен тротуар, так что мне не пришлось топать по проезжей части. Опять же плюс в том, что можно спокойно смотреть в разные стороны: вот, например, хороший вид на ущелье Уч-Кош (фото 123), вот вид из Массандры на Ялтинский горный амфитеатр (фото 124), а вот интересное дерево, свисающее на дорогу (фото 125). Перед Никитой открылся шикарный вид на море в лучах заходящего солнца (фото 126) - остановился, сфотографировал. И тут мне приходит в голову мысль, что если продолжать в том же духе, то есть топать пёхом, то в Алушту я приду ближе к ночи. Поэтому решаю осторожно ехать, благо дорога стала более ровной.
По трассе фотографировать особенно нечего, но перед Гурзуфом я обнаружил незаметный съезд к видовой площадке. И, хотя время уже поджимало, заехал туда и не пожалел: вид на Аю-Даг был шикарный (фото 127). Полюбовался и поспешил на трассу - время уже пол-пятого, а до Алушты ещё ехать и ехать...На подъёмах ехал очень осторожно, чтобы меньше была нагрузка на колесо, а на спусках притормаживал, чтобы в случае разрыва камеры можно было быстро остановиться. Но пока колесо держалось.
Вот, наконец, появился посёлок Малый Маяк - значит, скоро будет поворот на Лазурное. Главное, теперь надо найти место ночлега: либо спускаться до пляжа, где мы ночевали в 1991,1994 и 2004 годах, либо на краю виноградника - полянка рядом с дорогой - там была ночёвка в 2011 году. Но в мои планы вмешалась суровая реальность - как только я проехал первый километр и увлекшись скоростью на спуске, моё заднее колесо жалобно выдохнуло и обмякло - всё, приехали... Разбортовываю покрышку, осматриваю камеру - разорвало так что ремонту не подлежит. Ставлю вторую (и последнюю хорошую) камеру, и теперь уже осторожно продолжаю спуск. И вдруг я заметил слева съезд с дороги, перегороженный шлагбаумом. Тогда я подумал, что надо разведать этот путь, ведь уже начинало темнеть, надо было упасть на ночёвку.
За шлагбаумом, как и предполагалось, находились виноградники, и, как ни странно, никем не охраняемые. Я прошёл вперёд метров сто вдоль лесополосы и оказался на развилке грунтовых дорог, разбегающихся по виноградникам в разные стороны. За неимением лучшего решил ночевать прямо на обочине дороги, на краю лесополосы - место довольно широкое и плоское, хотя и пыльное. В слабом свете догорающего заката поставил палатку, допил вино и закусил купленным на трассе инжиром. И тут откуда-то снизу блеснул свет фар - по дороге ехала машина... Кто это - сторожа? Увидев меня, они притормозили, но никто не вышел и ничего мне не сказал - поехали дальше. Я ещё выждал некоторое время, но никто больше не нарушал моего одиночества, и стал готовиться ко сну.
Вот так всегда бывает - только задремишь, как начнётся... В этот раз начался ветер, причём такой силы, что мне казалось - не будь меня в палатке, её бы тут же унесло. Это я ещё удачно поставил её за деревьями, иначе точно вырвало бы колышки. Ветер буйствовал часа три, потом стих так же внезапно, как и начался. Решил выйти наружу, посмотреть, всё ли на месте. Вроде бы всё нормально - велосипед стоит, как вкопанный, ничего не унесло. Небо расчистилось, яркая луна вполне могла заменить фонарь. Ну что ж, пойду досыпать...