По волне моей памяти

Иллюстрированное описание похода
2016 год


24 сентября - 9 день похода

Крепость - Керчь - паром - коса Чушка

Фазаны под утро совсем обнаглели - то тут, то там раздавались кудахтанье и хлопанье крыльями. Вчера мне так и не удалось заснять эту птицу, что ж, попробую сейчас. Взял фотоаппарат и стал прислушиваться. Фазан оказался хитрой и осторожной птицей: как только я приближался - резко срывался с места и улетал в кусты. Всё-таки удалось сделать кадр, где его можно различить (фото 219), но качество было так себе.

Пока гонялся за фазанами, чуть не пропустил восход солнца (фото 220) - оно появилось над горой Хрони и немного оживило пейзаж. Хорошо бы, если оно просушила мою палатку, но нет - через некоторое время наползли облака и поглотили светило (фото 221).

Настало время завтрака (фото 222), который неоднократно прерывался фотосъёмкой: то облака красивые появлялись (фото 223, фото 224), то корабли, то живность всякая (фото 225) то машины диковинные (фото 226). Попутно составлялся план на сегодняшний день: главной задачей была переправа через Керченский пролив; до этого мне хотелось посетить гору Митридат и городской рынок (хотелось купить копчёной рыбки). Так что торопиться не было резона, так как до парома всего километров двадцать.

Честно говоря, уезжать не хотелось - такая красота кругом! Но, во-первых, надо было пополнить продовольственные запасы, во-вторых, если дожди возобновятся, выбраться отсюда будет проблемно. Поэтому я периодически поглядывал на небо, чтобы понять, куда двигаются эти массы облаков. Может, стоит заехать на ближнюю видовую площадку? Короче, надо потихоньку собираться...

Стартовал я в 9:30, когда понял, что без дождя не обойдётся. Выкатывал велосипед пешком, аккуратно обходя по траве участки с голой глиной, поскольку в низких местах была грязь. И всё равно как-то умудрился намотать на колёса приличное количество глины, и, после преодоления шлагбаума и выхода на дорогу пришлось счищать ёё палочкой. А туча всё ближе и ближе - вот и первые капли застучали по дороге... Надо сматываться! Хорошо, что мой путь шёл перпендикулярно движению тучи, и к тому же был спуск вплоть до речки Джарджава. На видовую площадку заезжать не стал, потому что надо было ехать по мокрой глине - даже автомобилисты не рискнули - сели бы намертво. Только вперёд, и только по шоссе.

Докатил до площади Ленина и оглянулся назад: туча отстала и проливалась где-то в море (фото 227). Я перевёл дыхание, снял ветровку и направился к Главной Митридатской лестнице - хотелось осуществить план позапрошлого похода въехать на гору на велосипеде. Попутно фотографировал: саму площадь с памятником (фото 228), старинные дома (фото 229, фото 230), и, конечно, грифона - символа города Керчь. Конечно, въезжать на Митридат я собирался не по лестнице (фото 232), а по серпантину, который вьётся по склону между старых и местами убогих домишек. Про дорогу я вообще умолчу - это не дорога, а полоса препятствий; только в самом конце лежал кусок нового асфальта, ну и на том спасибо.

Вроде бы недолго ехал от подножия до вершины горы Митридат (всего-то 80 метров над уровнем моря), а погода опять переменилась: солнце спряталось, холодный порывистый ветер продувал насквозь. Поставил велосипед возле одинокого дерева, зафиксировал его с помощью двух стояночных тормозов, чтобы ветром не сдуло и принялся рассматривать окрестности.

Гора Митридат - не самая высокая точка в районе Керчи, зато очень живописная: отсюда и море, как на ладони (фото 233), и городские кварталы хорошо просматриваются (фото 234). Также очень хорошо видна часть строящегося моста - между Керченским берегом и островом Тузла, если, конечно, есть хороший бинокль или телеобъектив (фото 235). Даже ненастная погода позволяла детально рассмотреть в бинокль, как идут работы на стапеле для сборки судоходных арок (фото 236).

Теперь переходим на другую сторону горы: поднявшись на пригорок (фото 237), фотографирую памятник (фото 238) и вид на северо-восточную часть города, в центре которого, присмотревшись, можно разглядеть центральный рынок (фото 239) - туда я направлюсь позже. На всякий случай делаю снимки: торгового порта (фото 240), раскопок древнего города Пантикапея (фото 241) и, конечно, Митридатской лестницы (фото 242). Ну вот, теперь, кажется, всё... Пробежался по торговым палаткам, что вызвало оживление среди ёжившихся продавщиц сувениров. Поскольку бюджет был крайне ограничен (300 рублей специально отложил в другой отсек кошелька, чтобы нечаянно не потратить и гарантированно переправиться на другой берег), купил дешёвых магнитов с видами Керчи и отправился вниз, также по серпантину.

Чтобы не толкаться в одном ряду с машинами, я после горы поехал по пешеходной улице Керчи - улице Ленина. Ехать пришлось медленно - народу было много - ведь сегодня суббота, выходной день. Я особо не торопился, оттягивая подспудно расставание с Крымом; не знаю, почему, но мне нравилась эта тихая улочка... Эх, если бы ещё и дороги подремонтировали! Улица Ленина закончилась, и мне пришлось вливаться в поток машин, едущих из курортных зон на переправу. Вообще, это ненормально - чтобы весь трафик, а это и автобусы, и фуры, и грузовики со строительными материалами, и легковушки с мотоциклами - все они вынуждены ехать через весь город, осложняя и без того напряжённую дорожную ситуацию. Скорее бы уж мост построили - может, тогда и дороги ремонтировать начнут, и трафик уменьшится.

Теперь мой путь лежал на центральный рынок. Километр автомобильного кошмара - и я наконец сворачиваю по пешеходному мостику через реку Мелек-Чесме к рынку. Тут я немного ошибся: мне не стоило два раза переезжать эту самую реку, а нужно было повернуть до неё. А сейчас я попал на вещевой рынок, который мне не нужен. Кое-как протиснувшись между торговыми рядами, я выбрался на соседний переулок, и тут заметил, что заднее колесо сильно просело. Опять прокол! Да и не мудрено - на такой дороге... Что ж, тут герметиком не обойдёшься - пришлось снимать рюкзак и перебортовывать колесо. Заодно поменял велотуфли на кроссовки, чтобы легче ходить по рынку.

После ремонта я направился в продовольственные ряды. Для начала решил перекусить, время было обеденное - взял чизбургер и стакан кофе - дёшево и сердито. Потом стал протискиваться к рыбным рядам, рассекая толпу людей, как ледокол в арктических льдинах. Пришлось заезжать прямо в крытый павильон, к немалому возмущению публики - а иначе никак, велосипед оставить негде, даже прислонить было не к чему. И, пока я выбирал рыбу, его приходилось держать одной рукой. Короче, купил четыре рыбёхи и поскорее стал выбираться с рынка.

Так, ну закуску я купил, а пиво?? Пиво тоже надо купить, но сначала надо упаковаться и отъехать куда-нибудь подальше. Остановился у парапета набережной (фото 243), засунул рыбу в рюкзак и выехал в сторону порта Крым, намереваясь около Сiльпо купить овощей. Тем временем погода опять наладилась; я ехал и с тоской смотрел на жёлтые пляжи и море, в котором так и не удалось искупаться. Сегодня мне предстоит покинуть пределы Крыма.

Возле супермаркета была палатка с овощами и фруктами; за какие-то копейки купил два огурца и два помидора - стандартный набор для салата, и одну большую грушу (что-то захотелось сладенького). Грушу съел сразу, иначе до вечера она бы не дожила, а овощи засунул в рюкзак (боже, как всё туда влезает?). Теперь остались пиво и вода. Ну, с пивом всё проще - в первом же магазинчике купил пару банок. Можно было и воды там купить, но я, во-первых, пожадничал, а во-вторых, задался целью найти природный источник, который был по пути.

Вообще-то источников здесь было целых два: один в парке имени Войкова, другой - в Капканах. Второй был ближе как от дороги, так и к порту - вот его я и поехал искать, повернув с шоссе в переулок. Вначале поехал налево, но спуска не нашёл и вернулся. Обогнув несколько домишек, дорога повернула к морю и стала резко спускаться - вот это то, что нужно (фото 244). Родник был каптирован с помощью кирпичей и камней, и имел неплохой дебит (фото 245). Вода на вкус нормальная, холодная - надо набрать по максимуму, поэтому заряжаю две бутылки. Тяжело, конечно, но ехать недалеко - потерплю.

Выбрался опять на трассу и повернул к порту. После переезда повернул вправо, к крепости Ени-Кале - здесь машин мало и в гору ехать не надо. На всякий случай сфотографировал крепость (фото 246) и морской пейзаж (фото 247), после чего двинулся к парому.

Касса парома находилась внутри здания, и, чтобы с велосипедом ничего не случилось, завёл его внутрь. Хорошо, что народу в зале было мало - иначе с велосипедом там не разгуляешься. Опять пришлось снимать рюкзак и сумку, чтобы пропустить их через сканер. В этот раз ничего подозрительного у меня не нашли, я вытащил своё снаряжение на улицу и водрузил всё на место, после чего проследовал к парому. Это был уже знакомый паром Елена, но в этот раз я беспрепятственно проехал по палубе на нос судна и, поставив велосипед в уголке у борта, сам поднялся наверх. К сожалению, борт был слишком высокий и ничего не было видно (фото 248), но подниматься ещё выше, бросив велосипед на произвол судьбы было боязно. К тому же паром под завязку забился людьми и машинами (фото 249), незачем было толкаться.

В порту Кавказ, оказавшись в числе первых на берегу (фото 250), я пошёл в здание морвокзала, чтобы снять деньги в банкомате. На удивление, банкомата не было, хотя я точно помню, что снимал здесь наличные в январе прошлого года. Ну ладно, продукты и вода у меня есть, на вечер и утро хватит, а там посмотрим. Теперь надо решить, где ночевать. Была мысль опять поехать на островок, но там, на бугре, ветер будет сдувать. До Ильича бы доехать... Но тут опять начало стравливать заднее колесо - то ли новый прокол, то ли старые заплатки отклеились. Нет, так я далеко не уеду... А что, если встать прямо на берегу пролива? Конечно, ветер будет дуть с моря, зато вон какой длинный берег - можно, наверное, место найти. И, чтобы не перелазить через железную дорогу, я остановился до переезда и повернул к берегу (фото 251). Посмотрел налево, направо - никого нет, кроме пары человек, которые крутились у своей машины. Тогда я решил пройти подальше от поворота, чтобы не попадаться на глаза едущим по шоссе. Шёл, как мне показалось, долго: места для палатки были, но слишком близко к воде. Наконец, я дошёл до вполне симпатичной полянки, которая находилась далеко от линии прибоя, де ещё за кустами - вот отличное место! Правда, за спиной вплотную проходили жд пути, но оттуда пробраться было сложно, так как между дорогой и площадкой была канава и заросли колючих кустов (фото 252). Дополнительное удобство представляли разбросанные вокруг бетонные кубики - их было удобно использовать вместо стула и стола (фото 253).

Расположившись на поляне, пошёл на берег с фотоаппаратом. Ветер к тому времени усилился; опять поползли тучи и поднялись волны (фото 254). Порт Кавказ был хорошо виден (фото 255) - по прямой до него не больше полукилометра. А вот до маяка гораздо дальше (фото 256) - пришлось снимать его на предельном зуме. Да, опять не суждено искупаться... вообще-то берег Чушки был так себе: кругом валялись выброшенные волной водоросли, обрывки сетей, мусор всякий; береговая линия завалена камнями, крошечные болотца кругом (фото 257). Но после банки пива всё казалось в лучшем свете, а чтобы стало ещё веселее, решил допить и вторую банку, благо рыба ещё оставалась.

Всё-таки погода сегодня слишком переменчива - полчаса назад можно было загорать, а сейчас опять захолодало, ветер гнал с севера мрачные тучи (фото 259). Пришлось надевать лыжную куртку и капюшон (фото 260), и в таком виде допивать пиво. Рыбка очень понравилась - сначала хотел оставить на завтра, но, поскольку она была очень жирная - кефаль, кажется - нужно было её доесть, чтобы потом не пачкаться. Оставил только краснопёрку - она вяленая, ничего с ней не случится.

Поскольку, кроме фотографирования облаков (фото 261), заняться было нечем, решил поменять камеру на заднем колесе, и заодно понять, что же произошло (фото 262). Причиной стравливания давления оказалась заплатка, которую я ставил ещё в прошлом походе - у Виктора был наборчик из самоклеящихся заплаток, и теперь вот она то ли от жары, то ли от времени отлипла и потихоньку пропускала воздух. Пришлось её заменить на обычную, с клеем. Заодно проверил и вторую камеру, и, чтобы убедиться в их надёжности, оставил их накачанными до утра. Заодно и велосипед никто не угонит - без заднего колеса...

Когда окончательно стемнело и все дела были переделаны, я всё-таки решил хоть как-то искупаться. Раздевшись догола и набросив сверху куртку, зашёл в волну по самую развилку... Ну хоть какая-то водная процедура! Чтобы не стыть на ветру, поспешил в палатку, поставил будильник на пять утра, и в 20:15 залез в спальник и отрубился.

Охота за фазаном завершилась удачно.
фото 219
Восход солнца над Керчью.
фото 220
При такой облачности хорошей погоды ждать не приходится.
фото 221
Место ночёвки в засохших кустах.
фото 222
Тучи - то угрожающе наползали...
фото 223
...то постепенно растворялись, превращаясь в лёгкие облачка.
фото 224
Нашествие виноградных улиток.
фото 225
Эта установка под названием Вихрь не что иное, как громадный пылесос.
фото 226
В сквере около собора Иоанна Предтечи.
фото 227
Площадь имени В.И. Ленина, напротив Митридатской лестницы.
фото 228
Картинная галерея и гора Митридат с обелиском Славы на вершине.
фото 229
Школа-гимназия имени В.Г. Короленко.
фото 130
Митридатский грифон.
фото 231
Большая Митридатская лестница.
фото 232
Вид на Керченский пролив: дождевой фронт прошёл мимо.
фото 233
Панорама юго-западной части города и рыбного порта.
фото 234
Керчь-Еникальский канал и строящийся мост через него.
фото 235
Вид на технологическую площадку строительства моста и крепость Керчь.
фото 236
Смотровая площадка на вершине горы Митридат.
фото 237
Обелиск Славы посвящён героям, погибшим в боях за освобождение Крыма в 1943-44 годах.
фото 238
Вид на северо-западную часть города.
фото 239
Вид на морской торговый порт.
фото 240
Раскопки древнего города Пантикапея.
фото 241
Большая Митридатская лестница - вид сверху.
фото 242
Речка Мелек-Чесме у центрального рынка.
фото 243
Дорожка к роднику.
фото 244
Родник в Капканах (Керчь).
фото 245
Турецкая крепость Еникале.
фото 246
Морской пейзаж.
фото 247
Железнодорожный паром отправился на материк.
фото 248
Паром «Елена» загрузился под завязку.
фото 249
Выгрузились в порту Кавказ.
фото 250
Прибой на косе Чушка.
фото 251
Нашлось подходящее место для установки палатки.
фото 252
Бетонные блоки можно использовать в качестве табуреток.
фото 253
Погода опять начала портиться.
фото 254
Вид на порт Кавказ с места ночёвки.
фото 255
Еникальский маяк на восточной оконечности Крыма.
фото 256
Береговая линия косы изобиловала каменными грядами.
фото 257
Такому парому волны нипочём.
фото 258
Вечер на Чушке.
фото 259
Сильный ветер заставил утеплиться.
фото 260
Закат над проливом.
фото 261
Ремонтирую заднее колесо.
фото 262
Читать далее