Живописные места Крыма

Иллюстрированное описание похода
2018 год


7 октября (воскресенье) - десятый день

Новоотрадное - Новониколаевка - Марьино - Опук - Заветное - оз. Тобечикское

Пройденное расстояние: 81,47 км
Суммарная высота подъёма: 582 м
Старт: 8:30, финиш: 18:02, время в движении: 7 ч 00 м
Максимальная скорость движения: 39,6 км/ч

Сегодня, благодаря солидной форе по времени и хорошей погоде, решено было НАКОНЕЦ-ТО! посетить Опукский заповедник, так как другого раза может и не представиться. Опять мне предстояло пересечь Керченский полуостров с севера на юг. Эта ночь, как и предыдущая, была довольно холодной, и я даже не пошёл в море на водные процедуры (фото 152), а сразу после фотосессии (фото 153) стал собираться в дорогу.

Хотя в этих краях нет высоких гор и глухих лесов, путь до Опука был не простым. Здесь многое зависело от направления и силы ветра - местность открытая, продуваемая. Дороги здесь на порядок хуже, чем в Центральном Крыму - их не ремонтировали, наверное, ещё со времён СССР.

Для начала надо было въехать от Нижне- в Верхнезаморское: как ни странно, я въехал в седле - вот что значит отдых, полуднёвка... (фото 154) Потом потянулись однообразные степные участки, и единственным оживлением на них были громадные ветрогенераторы, вытянувшиеся длинными цепями по вершинам холмов (фото 155). Подъём ещё чувствовался, и усугублялся передне-боковым ветром, особенно когда дорога поворачивала на восток-юговосток.

В Новониколаевке решил передохнуть и подкрепиться ряженкой с бубликами. Пообщался с местным жителем - несмотря ни на что, мужик оказался полным оптимизма, на жизнь не жаловался. Ну что ж - подкрепился, и дальше. Преодолев ещё два горба и низину между ними (фото 156), наконец увидел трассу, с ужасом представляя, как мне по ней ехать - поток машин колоссальный, а дорогу сузили из-за строительства... Но решение пришло само собой: зачем ехать по забитому машинами шоссе, когда рядом - идеально ровный и пустой участок новой трассы! (фото 157) Только вот с ветром не повезло, прямо в морду...

Несмотря ни на что, эти 4 километра доставили мне удовольствие. Не омрачило даже то, что ослабла гайка на ступице, из-за чего педали начали болтаться. А нужного шестигранника у меня не было... Зато заднее колесо - тьфу, тьфу, тьфу - едет и едет, не выпендривается. Эх, дотянуть бы до Анапы...

Дороги к югу от трассы были такими же паршивыми, как и на севере, только одно радовало, что максимальную высоту я уже набрал, теперь предстоит постепенное снижение. Понравился спуск в Марьевку: шоссе в этом месте довольно сносное, и удалось разогнаться до 40 км/ч. Правда, потом пришлось карабкаться на холм горы Атаманской, даже слезать пришлось. Зато виды восхитительные, особенно засоленные озёра (фото 158): как будто снег лежит...

На часах было уже час дня, и хотелось пива. Деревня Пташкино (фото 159) не смогла утолить жажду, здесь и магазина, наверное, нет. Надо ехать до Марьевки. Усиливающаяся жажда и опасность того, что магазин закроется на обед, заставляла крутить педали изо всех сил. Но и поснимать тоже хочется, иначе потом и не вспомнишь, где был (фото 160).

Похоже, зря я так торопился - магазин и не думал закрываться. Купив пива, копчёных колбасок и воды, поехал дальше, и сразу повернул направо, в сторону Опука (фото 161). Вскоре дорога превратилась из плохой асфальтовой в хорошую грунтовую, так что смена покрытия не повлияла на скорость. Единственно, если бы до этого прошёл бы дождь, то сюда лучше не соваться.

Море с утра было спокойным, но из-за холода желания купаться не было фото 152
Палатка стояла за кустами, защищавшими от ветра и посторонних глаз фото 153
Вид на станцию Пресноводная с автомобильного моста фото 154
На Керченской земле ветрогенераторы - обычное зрелище фото 155
Гребни холмов тянулись с запада на восток фото 156
Еду по новой трассе фото 157
Солёное озеро около Марфовки фото 158

Гора Опук, по сравнению с окружающей местностью, действительно выглядела горой. Дома я тщательно проработал трек пути, и сейчас следовал точно по нему. Преодолев одинокий шлагбаум, я двигался к западной оконечности горы, чтобы увидеть так называемые камни-корабли - несколько скалистых островков недалеко от берега, похожие на корабли. Но для начала решил устроить небольшой перекус колбасками с пивом (фото 162).

Время для фотосессии, конечно, было неудачное: солнце перевалило через зенит, и пересвечивало и без того белоснежные солёные озёра, а скалы - корабли вообще были в контражуре (фото 163). Ну да делать нечего, не буду же я ждать вечера, нужно выбираться поближе к Керчи.

Дорога, по-видимому, древняя - судя по старинным дорожным столбикам (фото 164) - плавно огибая вершину, привела меня к войсковой части, расположенной на обрыве. Наверное, не будь здесь военных, стояла бы какая-нибудь богатая дача - место больно красивое (фото 165). Перед въездом в расположение части стояли ежи, но мне туда и не надо - я повернул влево, и продолжил движение по этому удивительному и необычному месту (фото 166).

Недалеко от воинской части, в низинке, есть даже родник Кырк-Чокрак: вот он, спрятался в зелёной гуще травы и кустарника (фото 167). Можно было и не покупать воду в Марьевке - вода чистая, холодная (фото 168); рядом - бассейн-водосборник. По-видимому, водоснабжение воинской части идёт отсюда. Я воду набирать не стал, и без неё тяжело. Теперь вот вверх толкаться надо...

Дойдя до восточной окраины массива, дорога начала стремительно спускаться к берегу (фото 169). Можно было и здесь заночевать, но по времени ещё рано, и далеко ещё до Керчи. Решил - буду ехать максимально долго, насколько позволят силы. 60 километров уже позади, до Керчи - 55 км - о-хо-хо... Взобрался на холм и поехал через поля в Яковенково. Да, грунтовка поровнее асфальта будет! Проскочил село без остановки и продолжил путь по бескрайним полям (фото 170) - в сторону Тобечикского озера. Надо где-то там искать ночлег, дальше мне не успеть до темноты, да и силы на исходе.

В Заветном зашёл в магазин купить пива и вяленого судака. Солнце тем временем уходило за горизонт, но я успел в последнюю секунду поймать закат - прямо на спуске к пересыпи (фото 171, 172). Но вопрос оставался открытым - где ночевать?? Хотел встать под горой - там рыбколхоз. Поехал дальше: слева - заболоченное озеро, справа - узкая полоска берега, Керченский пролив. Делать нечего - надо вставать прямо здесь! Сворачиваю к морю и осматриваюсь. Да, получается, придётся ночевать прямо на дороге. Вот есть небольшой куст - за ним и встану. Конечно, ветер с моря сильный, но рядом были массивные камни - привяжу палатку к ним, а пока расслабон с пивком и судачком...

Когда совсем стемнело, занялся палаткой. Натаскал камней, укрепил углы, растянул штормовые растяжки, привязав их к камням (фото 173). Велосипед положил (как ни ставь, всё равно ветром сдует) и накрыл велочехлом. Пока то да сё - уже и спать пора. Поужинал и на боковую.



Проезжаю деревню Пташкино фото 159 Подъезжаю к Марьевке. На горизонте - гора Опук фото 160
За селом асфальт сменился на пыльную грунтовку фото 161 На каменном уступе устроил небольшой отдых, совмещённый с перекусом фото 162
Скалы-корабли - ещё одна достопримечательность Опукского заповедника фото 163 Панорама озера Кояшское с военной дороги фото 164
Впереди показалась воинская часть фото 165 Необычайно красивые места! фото 166
А вот и родник - заметен по необычно зелёной растительности вокруг фото 167 Дебет родника меня удивил - можно было воду и не покупать фото 168
Начало спуска с горы. Далеко впереди - село Яковенково фото 169 Отполированная колёсами грунтовка ведёт меня в Заветное. Опук и Яковенково остались позади фото 170
Впереди - Тобечикское озеро фото 171 Солнце стремительно уходило за горизонт фото 172
На этот раз я основательно закрепил палатку с помощью камней фото 173
Читать далее