Живописные места Крыма

Пройденное расстояние: 39,33 км
Старт: 9:21, финиш: 17:38, время в движении: 5 ч 18 м
Максимальная скорость движения: 45,5 км/ч

Чтобы укладываться в график, мне предстояло каждый день вставать в шесть утра, и в восемь начинать движение. Запасного дня у меня не было запланировано, поэтому можно сказать, что план был достаточно напряжённым. Поскольку вчера я установил палатку в густых зарослях (фото 31), ждать, когда просохнет тент от росы не было возможности, пришлось упаковывать его во влажном состоянии. Перед отъездом попытался отремонтировать покрышку, зашив её случайно оказавшейся под рукой зубной нитью - она достаточно прочная и тонкая, очень хорошо шьётся. Дополнительно изнутри проложил спецткань для ремонта покрышек - вроде бы держит.

Промеж ремонта и завтрака я быстренько прогулялся по краю балки, чтобы застать первые лучи солнца. Но далеко не пошёл, опасаясь, что какой-нибудь хитрый лис залезет в палатку и утащит запасы копчёной колбасы. Правда, виды не особо поразили меня: я ждал чего-то большего, да и скользить по мокрым от росы камням было не здорово - сделал несколько фото (фото 32) и вернулся к палатке.

Из-за ремонта выезд задержался на час двадцать, но я не особо спешил, так как полагал, что сегодняшний день будет более-менее "халявным" - нужно было проехать всего 34 км, преодолев для начала Алимову балку, затем посетить Лаки и Высокое, и закончить дневной пробег за Многоречьем, где планировалась радиалка в Малый каньон и сбор орехов. Алимову балку (фото 33) уже приходилось форсировать в 2010 году, поэтому я был готов к этому. Перед спуском встретил двух пешиков из Москвы - это их голоса я слышал вчера вечером. Немного пообщавшись, я двинулся дальше, строго по треку, и начал потихоньку спускаться на дно ущелья. Мне показалось, что спуск в этот раз прошёл легче: может быть, оттого, что в первый раз мы преодолевали ущелье вечером, уставшие, а сейчас силы за ночь восстановились?

На роднике пополнил запасы воды (фото 34) и начал двигаться дальше, но далеко не ушёл, так как возникла преграда в виде огромного камня, через который надо было как-то перелезть. В гружёном виде это не представлялось возможным, поэтому я быстро скинул рюкзак и за два раза перетащился через камень к Алимову навесу.

Когда я собрался продолжить движение далее, обнаружил, что заднее колесо полностью потеряло давление - то ли прокол, то ли грыжа рванула. Пришлось разбортовывать: обнаружился прокол - видимо, наехал на куст шиповника. А тем временем снизу послышался звук мотора, как будто бензопилы. Но звук быстро приближался, и это были два мотоциклиста - молодые ребята, которые собирались преодолеть Алимову балку и выехать на плато. Я усомнился, что ТУТ можно проехать на мотоциклах, и посоветовал им сделать пешую разведку. Один из них пошёл вперёд, и после его возвращения они всё-таки решили ехать дальше. По прерывистому звуку я понял, что вскарабкаться наверх было непросто, но тем не менее они сделали это, так как обратно не вернулись.

Мне, кстати, тоже не престало изменять своим планам, и, после ремонта я двинулся дальше. Но, несмотря на то, что впереди был спуск, дался он нелегко - из-за многочисленных поваленных деревьев, которые лежали так, что объехать, переехать, или подлезть под стволами было очень сложно. Этот участок я заснял на видео, и вот несколько кадров с него - наиболее трудные места (фото 35) (фото 36). Хорошо, что участок с деревьями был не очень большой, и, наконец, я выехал к Баштановке.

Тем временем погода разгулялась, а солнце даже припекало (фото 37) (фото 38). Свернув с дороги, идущей к воинской части (фото 39), я начал взбираться по ослепительно белой мергелистой дороге - к монастырю Лаки (фото 40). Подъём довольно крутой - большую часть пути пришлось толкаться, и с частыми перерывами, чтобы не перетрудить мышцы и восстановить дыхание. Меня обогнало несколько машин - сегодня выходной, и народ, видимо, решил устроить пикник на природе. Ну да, так и есть: на пригорке, напротив храма, когда я туда доплёлся, веселилась большая компания. Тоже - нашли место: у церкви, рядом - кладбище... Ну да Бог им судья! Я же, сделав несколько фото (фото 41) (фото 42), не задерживаясь, двинулся дальше - ведь опять я стал отставать от графика, а впереди - подъём к Высокому.

Чтобы немного сократить разрыв, решил не подниматься к роднику Айкозма-Чешме (Козьмы и Демьяна). Откровенно говоря, я прошляпил тропинку, идущую к этому роднику, а возвращаться не хотелось. Ну и ладно - поеду низом - мимо прудов. Правда, не везде была возможность ехать: какие-то немыслимые машины разворотили всю колею (фото 43). Трека у меня не было, поэтому ориентировался по памяти и по карте ОСМ, а также по фактически накатанным дорогам. Так и попал в Высокое.

Село очень живописно разбросано по крутым склонам гор: иногда приходилось сильно упираться в руль, чтобы втолкать велосипед. Мы здесь были один раз, и давно - в 2003 году . Запомнился вот этот дом (фото 44), у которого позировал Виктор Яковлев, и колодец. Вода в колодце была, но очень глубоко. Благо, в ведре оставалось немного воды - как раз хватило на маленькую бутылочку. Чтобы лишний раз не крутить ворот.

На автобусной остановке (фото 45) решил немного отдохнуть в тени огромного дерева. Магазина в селе не было, вернее, был какой-то частный магазинчик в доме, но к нему надо было опять спускаться (про него мне рассказала местная девушка), и то он мог быть закрыт в это время на обед. А хотелось перекусить молочкой... Придётся подождать до Солнечноселья. А раз перекусывать нечем, то и сидеть смысла нет - надо двигаться.

После села я выехал на грунтовый перекрёсток и начал спускаться в сторону Солнечноселья. Пошёл не по главной дороге, а по тропе, чтобы не набирать лишней высоты. По пути попалось несколько яблонь с довольно крупными яблоками - сошло на перекус. Часть яблок взял с собой. Дорога, хоть и шла всё время вниз, не давала сильно разгоняться: то сыпуха, то колея, полная воды, то просто перерытая колёсами. Каких-то особых красот не было, фотографировал редко, и то, только для того, чтобы остановиться и перевести дух (фото 46).

Пробираясь через низкорослый лес, я как-то незаметно выехал к жилью, и сначала не понял, куда я попал. Спросил у мужиков - Солнечноселье; магазин - на замке. "А другой магазин есть?" - спрашиваю. Говорят: "Нет, спустишься на трассу, там будет". Что ж, на трасу, так на трассу: головокружительный спуск по неплохому и пустынному асфальту до Аромата (фото 47) взбодрил меня, я даже забыл, что покрышка заднего колеса ещё вчера хотела умереть естественной смертью, но пока держалась, видимо, ей тоже хотелось ещё погонять от души, пока не выкинули в мусорку.

В Аромате, перейдя на противоположную сторону дороги, зашёл в магазин и наконец-то купил пакет ряженки и большую сдобную булку, которую и употребил, не отходя от магазина. Также купил минералки, чтобы хватило на дорогу до ночёвки. Теперь меня ждала финишная прямая длиной в 15 километров до Многоречья. Кстати, почему-то по этой дороге мне ещё не приходилось ездить. Вот теперь представится возможность... Подкрепившись, тронулся в путь.

Дорога шла вдоль русла реки Бельбек, очень плавно и как бы нехотя набирая высоту. Асфальт в целом хороший, но уже очень старый (фото 48) - не добрались сюда ВАДовцы и прочие дорожные рабочие. В сёлах не останавливался: главное - доехать до Счастливого, а там повернуть на Многоречье - ведь время-то опять поджимает, опять график не соблюдается! А скорость медленно, но верно продолжала падать: во-первых, дорога, хоть и незаметно, шла на подъём. Во-вторых, накапливалась усталость, в-третьих, качество дороги также постепенно, с каждым километром, ухудшалось - и совсем плохая дорога началась после Зелёного: асфальт был кое-где, в нескольких местах - оползни, и уклон стал больше. Даже приходилось два-три раза идти пешком, чтобы окончательно не забить мышцы.

Мало-помалу, где пешком, где в седле, я добрался до Счастливого. В магазин не поехал, а сразу повернул на мост через Бельбек, и по изрядно разбитому асфальту стал выбираться из села. Несмотря на небольшой километраж за сегодня, я подустал, крутил лениво, и после гидротоннеля (фото 49) остановился около речки, чтобы умыться - смыть с лица пот и соль. По дороге повстречал местного парня, который поинтересовался, в какие края я направляюсь. Я вкратце рассказал о своих планах, и он немного удивился его нестандартности, так как обычно (по его мнению) люди поднимаются на яйлу, а я собирался в Большой Каньон. Также он сказал, что дорога туда есть, и что за день я точно туда дойду. Да, но мне-то надо туда дойти до обеда! Ну да ладно - это будет завтра, а сегодня надо затариться водой и ехать на ночёвку.

Родников в Многоречье, даже судя по его названию, должно быть много, но я нашёл только один, и то с помощью одной местной тётеньки - она показала, куда нужно поворачивать. Родник Джами-Узень (фото 50) находился рядом с воротами водозаборного узла. Заполнив свободные ёмкости, я вернулся к развилке у раскидистого дерева, рядом с магазином, и, сообразив, на какую дорогу мне надо выехать, двинулся дальше. Как я уже писал, мне хотелось подсобрать грецких орехов, а за перевалом Митис-Богаз как раз была небольшая роща этих деревьев. Сразу начался серьёзный подъём, который сначала вывел меня на развилку перед большой поляной, после чего дорога повернула налево, где начался такой крутяк, что даже пешком толкать гружёный велосипед было очень тяжело: ноги проскальзывали на гладких валунах, велосипед норовил встать на дыбы или как-то по-другому вывернуться из рук. Расстояние всего 350 метров, а поднялся на 70 метров!

Около арыка (в котором, кстати, воды вообще не было) встретились две туристки из Москвы - они установили свой тент на плановой стоянке, и тоже промышляли насчёт орехов. Вначале я хотел ночевать на поляне, но потом подумал, что лучше уединиться в ореховой роще, чтобы избежать шумного соседства, да и сама стоянка не понравилась - слишком вытоптана, земля сырая... Я сказал дамам, что пойду ночевать к орехам, и одна из них тоже увязалась за мной... Да, правильно - лучше быть подальше от беспокойных соседей.

Тем временем наступали сумерки, усиливающиеся высоким лесом и горами на западе, которые давно, задолго до заката, поглотили солнце. Экскурсия в Малый каньон из-за этого откладывалась, хотя бы палатку засветло поставить. Выбрал место поровнее (фото 51) и начал установку. Орехи решил поискать завтра, а сейчас надо отдохнуть и поужинать. А тут ещё дождик начал накрапывать... Посмотрел прогноз - на завтра обещали дождь. Это не входило в мои планы, так как меня ждал нешуточный грунтовый подъём, и, вспоминая беседу с местным парнем, мне не хотелось бы завтра кисло выглядеть на маршруте. Ну, там будет видно, а пока я залез в палатку и ужин готовил внутри.

Место моей первой ночёвки у Алимовой балки фото 31
Вид на Качинский каньон и плато Пычки-Кая-Баш фото 32
Вид на Алимов навес и верховья Алимовой балки: мне - туда! фото 33
На дне Алимовой балки. Чуть выше от этого места - родник Качнедже Нижний фото 34