Осенний марафон

2020 год

22 сентября: девятый день

Серебряная Беседка - пер.Ай-Петри - БКК - Юсуповское озеро - Чайный Домик - Барская Поляна

Пройденное расстояние: 37,94 км
Старт: 8:07, финиш: 16:28, время в движении: 4 ч 36 м
Максимальная скорость движения: 35,9 км/ч

Ночь прошла без происшествий, несмотря на близость Беседки, к которой, несмотря на ночное время, изредка подтаскивались группы. Нас они, скорее всего, не видели, и дальше смотровой площадки не углублялись. Мы встали как всегда - чуть раньше шести утра, благодаря чему можно было полюбоваться восходом солнца над Ялтой (). Далее - как обычно: завтрак (), сборы, небольшая фотосессия с обрыва (), и - в путь!

Сегодня мы должны выйти на запланированный трек. Ведь надо хотя бы концовку маршрута проехать по плану! Для этого придется завершить подъём по серпантину на Ай-Петри и спуститься по нему до Большого каньона.

Выехали практически без задержек. Андрей, по обыкновению, ехал замыкающим, я с Игорем ехал в паре. Всю дорогу болтали, темы были самые разнообразные – от сугубо туристических до общемировых. Так, незаметно и добрались до скалы Шишко (). На смотровую площадку не пошли - неплохой вид на зубцы был на последних метрах серпантина (). Остановились на небольшом пятачке перед метеостанцией () и решили дождаться Андрея.

Через некоторое время Андрей показался на шоссе, при этом он довольно бодро крутил, видно, горная прохлада действовала положительно (). Я поначалу обрадовался, что теперь группа возьмёт хороший темп, но, несмотря на ранний час, Андрей неожиданно решил пообедать. Я-то уже зарёкся употреблять пищу в этом гадюшнике: во-первых, слишком дорого, во-вторых, плохо готовят, и вообще они там обнаглели – не хотелось платить им ни копейки; даже если был бы голоден – не стал бы там есть. Но Андрей твёрдо решил подкрепиться, и мы не стали его отговаривать, только предупредили, что мы Игорем есть не собираемся, и проедем вперёд.

Отъехав на полкилометра, мы расположились на обочине дороги и принимали солнечные и воздушные ванны: погода располагала. Наконец, Андрей отобедал, догнал нас, и все тронулись в путь.

Теперь Андрей возглавил группу, и только сейчас я заметил, что его рюкзак скособочился на левую сторону, вот-вот свалится (). Андрей то ли спешил, то ли просто поленился уложить рюкзак равномерно, да и крепление его осуществлялось только с помощью двух резиновых шнуров - так что ничего не мешало штанинам занимать произвольные положения на багажнике. По хорошему надо было остановиться и перепаковать поклажу, но догонять его было лень, да и дорога ровная - авось не растрясёт.

Преодолев небольшой подъём, мы миновали перевал Ай-Петри, после которого начинался плавный и затяжной спуск с Главной гряды Крымских гор. Давненько я не ездил в эту сторону, хотя по этому участку за всё время Крымских походов проехал (туда или обратно) 18 раз! Здесь я ещё раз порадовался моему новому гидравлическому тормозу на переднем колесе: если раньше на этом серпантине приходилось останавливаться из-за усталости пальцев от сжимания тормозных ручек, то сейчас можно было делать торможения любой сложности одним пальцем, без адских усилий. Только желательно изредка студить диски, чтобы масло не закипело.

На всём пути от перевала до Большого Каньона сделали лишь одну остановку – у родника «Пионер» (), чтобы освежить водичку. По пути встретили большую группу велосипедистов, едущих наверх – их пелотон растянулся на несколько километров. А вот машин было очень мало, видно, основной трафик заканчивался на Ай-Петри. Скатились без приключений, и на каньоне оказались в 11:45.

Здесь мы съехали с асфальта и повернули в сторону Чайного Домика. Правда, можно было и не спускаться, а сразу по яйле направиться к Чайнику, но, во-первых, грунтовка по верху менее интересная и более каменистая, а как Андрей ненавидит крымские камни, всем было известно. Во-вторых, меня терзало любопытство относительно двух участков маршрута – в районе водопада Серебряные Струи и вдоль скалы Сёрт-Кая. Теперь была возможность проверить обе.

… Дойдя до поворота к водопаду, я предложил тормознуться и прогуляться к нему по очереди (). Вначале пошли Андрей и я. Мне впервые удалось осмотреть водопад после обрушения 9 января 2016 года. Сделав несколько дежурных снимков (, ), я поспешил обратно, чтобы сменить Игоря, а когда вернулся Андрей, пошёл на разведку дороги, которую я пытался найти последние годы. Она показана на карте OpenTopoMap, идущая по водоразделу рек Сары-Узень и Алмалык-Узень параллельно грунтовке, срезая петлю и выходя на основную дорогу недалеко от Юсуповского озера.

На карте эта дорога обозначена двойной линией, т.е. проезжей. Я же нашёл только узенькую тропку (), поднимающуюся круто вверх траверсом холма, отделяющего грунтовку от русла Сары-Узень. Подниматься по ней с велосипедами я не видел смысла, несмотря на то, что можно было срезать приличный кусок. Для пешего же варианта эта тропа вполне подошла бы.

Итак, все побывали на водопаде, следующий этап – Юсуповское озеро. Чтобы не подвергать велосипед (да и себя тоже) излишнему напряжению, я шел пешком, наслаждаясь чудесным горным воздухом. До озера недалеко, и по тенистой дороге добрались легко. Озеро тоже сильно обмелело, не было клокочущего излива воды из него. Подзаправившись водой из родника и немного перекусив (), продолжили движение.

Каменный поворот все почему-то проигнорировали – Андрей вообще не остановился, Игоря я успел поймать на восхождении (, ). Теперь осталось решить вторую загадку насчёт сокращёнки вдоль обрыва Сёрт-Кая. Но до него ещё далековато - надо было обогнуть длинный и глубокий каньон реки Чаан-Баир и набрать ещё 150 метров высоты.

Долго ли, коротко ли – доехали и до этой развилки. Я попросил ребят немного отдохнуть на повороте, а сам, вооружившись навигатором и фотоаппаратом, отправился по тропе, уходящей вправо от дороги. Чтобы контролировать время, засёк 10 минут: докуда дойду. Дошёл, миновав не очень глубокий овраг, до открытого места – тропа постепенно растворилась, так как вышла на голые камни (). Теоретически можно было и на велосипедах проехать, но, учитывая нелюбовь некоторых товарищей к езде по краю обрыва, я подумал, что проще и безопаснее будет ехать по дороге, хотя и в три раза дальше. Всё-таки это чисто пешеходная тропа.

По пути к Чайному Домику сильно растянулись: Игорь вырвался вперёд, Андрей был далеко сзади (). Неожиданно послышался звук мотора: так и есть – лесники… Остановились, стали спрашивать, что мы здесь делаем. Начали напирать на то, что сейчас действует противопожарный режим и леса закрыты. Я сказал, что, типа, мне ничего неизвестно об этом, и – позвольте: мы едем по дороге, в лес не заходим.… Ну, пару минут потолкли воду в ступе и разошлись по-хорошему; они не стали составлять протокол, я обещал не разводить костры и мусорить.

Перед металлическим забором Чайника собрались в кучу, доехали до развилки и повернули направо. У вертолётной площадки повстречали группу велосипедистов, которые, как и мы, направлялись на Барскую поляну. Группа, в основном молодёжь, - быстро попрыгали в сёдла и устремились вперёд – пообщаться с ними не удалось, только несколько фраз. Мы же, медленно, но верно, где-то пешком, где-то в седле двигались к финишной точке сегодняшнего дня.

Дорога - единственная и вполне очевидная: слева и справа значительный уклон. Но в одном месте я остановился и обратил на него внимание товарищей. Это место называется "Три Граба" - здесь на запад было ответвление, по которому завтра нам предстояло ехать. Я также указал на табличку, прибитую к дереву, которую, кроме меня, никто не заметил. Дальше до поворота возле одинокого громадного бука сюрпризов не было - после бука дорога пошла круто вниз, и заканчивалась просторным пятачком с красивым названием - Барская Поляна.

Поляна была достаточных размеров, чтобы уместить большую группу, но наши коллеги не остановились наверху, а спустились на нижний ярус – хоть там было места поменьше, зато они были не видны с дороги. Для нас выбора не было – остановились на "автомобильной" поляне с костровищем посередине. Правда, обещание не жечь костёр решили не нарушать, обошлись горелками. Но прежде чем заняться ужином, вышли на обрыв полюбоваться горными далями (, , ). Затем с Андреем сходили в пещеру Данильча, набрали воды. Вот теперь не грех и поужинать ().

Восход солнца над Ялтой Привычное для утренней поры дело - завтрак
Классический вид от Беседки на Ялту Вид на Гаспру и Кореиз со смотровой площадки на дороге
Зубцы Ай-Петри и верхняя станция канатной дороги На месте бывшего турприюта который год строят какое-то здание
На серпантине показался Андрей Андрюшин "шмурдяк" скособочился на левую сторону - из-за небрежной укладки
Поворот дороги у родника "Пионер"
Река Сары-Узень перед слиянием с ручьём Алмалык-Узень
Водопад "Серебряные струи" после обрушения стал менее зрелищным
Чтобы вновь образовался такой же козырёк, потребуется не менее 10 тысяч лет...
Вот эта тропа на карте обозначена как дорога
Короткий отдых у Юсуповского озера
Подъём к Каменному повороту взяли пешком
Вид на гору Сююрю-Кая и Большой Каньон
По краю Сёрт-Кая проходит тропа-сокращёнка в сторону Барской поляны
Дорога на Чайный Домик была в хорошем состоянии
Вид на гору Бойка со смотровой площадки Барской поляны
Ещё два метра вперёд - и обрыв