Осенний марафон

Иллюстрированное описание похода
2020 год


20 сентября: седьмой день

Горное оз.- род.Талма - Бирюзовое оз.- Запрудное - Краснокаменка (озеро)

Пройденное расстояние: 20,52 км
Суммарная высота подъёма: 740 м
Старт: 8:11, финиш: 15:30, время в движении: 2 ч 37 м
Максимальная скорость движения: 40,2 км/ч

Итак, мы вплотную подобрались к запланированному треку: до него по прямой оставалось 2,5 км, но при этом надо было подняться на отметку 850 метров. Подъём, как всегда, половина шестого, утренние процедуры, завтрак и – в путь!

Как я уже упоминал, до трека нужно подняться по лесной дороге ещё на 350 метров. Подъём, хоть и несложный, но в седле его не возьмёшь, только толкать (). На одной из развилок пришлось делать разведку, чтобы не попасть на большой перепад высот. Всего подъём занял 2 часа со средней скоростью 2,3 км/ч (), что неплохо для нашей группы пред- и пенсионеров… ()

На родник Ак-Чокрак не пошли и сразу двинули в сторону Талмы. Здесь во многих местах можно было ехать, лесная дорога была в хорошем состоянии и шла без значительных перепадов высоты. Только перед самой Талмой был небольшой торчок (, ). Источник, как и ожидалось, был совершенно сух (), хотя в луже вода была. Я предложил ребятам передохнуть, а сам опять пошёл проверять дорогу, чтобы быть уверенным в проходимости выбранного пути ().

После того, как мы прошли развилку дорог (вправо пошла грунтовка на Бабуган-яйлу), начался плавный спуск к Бирюзовому озеру. Дорога была знакома по походу 2015 года (), но сейчас я был более подготовлен – и всё благодаря дисковой гидравлике, которая не раз выручала меня в особенно сложных местах. Игорь ехал на жесткой вилке, из-за чего пару раз упал, благо, без последствий. Андрей опять сильно отставал, несмотря на то, что у него дисковые тормоза были на обоих колёсах, и вроде бы неплохая вилка плюс колёса большего диаметра, чем у меня. Возможно, он перестраховывался и сильнее тормозил – было слышно издалека резкий скрежет его тормозов. Но главное – чтобы никто не покалечился, а скорость – дело наживное.

Перед озером нарисовалась развилка: влево уходила резко вниз дорога к озеру, а вправо, с небольшим набором высоты – колея вокруг озера и выше его. Чтобы не сбрасывать высоту, поехали по правой и остановились в чудесном сосновом лесу, чтобы передохнуть и налегке сходить на озеро. Игорь остался, а мы с Андреем пошли, взяв фотоаппарат. Водоём тоже был наполовину пересохшим, и назвать его бирюзовым язык не поворачивался (). Сделали панорамку и вернулись к велосипедам и Игорю, который уже возлежал в своем гамаке ().

Время было обеденное, и полчаса потратили на прием пищи. Далее нам предстояло подняться к Артековской поляне, хотя достоверной информации о дороге у меня не было. Был лишь слабый пунктир на карте. Вначале этот пунктир соответствовал реальности: мы доехали до небольшого пруда (), после которого грунтовка подозрительно резко начала сбрасывать высоту… И в конце спуска наш пунктир уперся в закрытые ворота лесничества!

Нарываться на неприятности не хотелось, и, чтобы собака успокоилась и не привела хозяев, мы проехали по тропинке вперёд. Видно было, что тропинка уводит в сторону от трека. Тогда я, вооружившись GPSом, пошел искать обходные пути. Но всё было тщетно: еле видимая дорожка, уходящая в нужную сторону, опять привела к домику лесника, а влево начинались такие овраги, что их и пешком хрен пройдешь. Пришлось вернуться.

Что же делать? Дорога, вероятно, есть, но она наглухо перекрыта лесничеством. Тогда я пошел по основной тропинке. Она вывела на дорогу, которая шла в село – по ней мы спускались с Виктором. Пробиваться вверх во что бы то ни стало, при нехватке времени и неясности, что там наверху с водой? Ребята меня не поймут. Пока возвращался, возник план: оставить Бабуган в покое, сэкономив силы и время, и опять вернуться на трассу. Этими размышлениями я поделился с друзьями, и после небольшого совещания было решено не корячиться понапрасну и ехать вниз.

Место ночлега сразу нарисовалось в мозгу – это пруд над Гурзуфом. В Запрудном зашли в знакомый магазинчик, купили, как всегда, ряженки с булочкой, и, чтобы скрасить вечерок - бутылку Муската Южнобережного. Не доезжая до трассы, повернули направо - это был старый серпантин, который заканчивался в Краснокаменке.

Далее дорога была знакома – ездил по ней и туда, и обратно, так что GPS не нужен. Мне нравилось это пустынное и ровное по высоте шоссе. По нему мы доехали до Краснокаменки и выехали на основную трассу. Немного нарушили правила дорожного движения – сто метров до перехода, перешли шоссе и аккуратно спустились к озеру.

На этом водоёме, который, по сути, являлся запрудой, я ночевал два раза: первый – в далёком 1990 году, второй – два года назад. Почему-то нравилось это место – узенькая полоска дамбы, усаженной по краям кипарисами. Вроде и город рядом, но и народа нет, два рыбака и случайные прохожие, выгуливающие собаку. Сегодняшний вечер был так же прекрасен, как и содержимое бутылки Массандровского винзавода.

Игорь, как всегда, натянул гамак, правда, для этого пришлось подрезать несколько колючих веток. Поужинали, отметили ещё один взятый рубеж и улеглись спать.

Долгий и местами крутой подъём на траверсную дорогу Урага-Талма
Добрались до главной дороги
Андрей преодолевает последние метры крутого участка
Небольшой взлёт перед родником Талма...
...И короткий спуск к источнику
Родник Талма, как обычно в это время года, не работал
Развилка дорог: левая идёт к Бирюзовому озеру, правая - на Бабуган-яйлу
Родник Иван заключён в трубу
Бирюзовое озеро обмелело и изменило цвет
Обеденный перерыв в прекрасном сосновом лесу недалеко от озера
Пруд-накопитель у кордона Миндальный
Читать далее