Иллюстрированный рассказ

Время в пути: 2 ч 14 м
Максимальная скорость движения: 23,1 км/ч
карта маршрута Карта маршрута

Утром (фото 90) мы продолжили поиски вещей, украденных вчера лисой. Круг за кругом, всё дальше и дальше мы расходились от палаток, прочёсывая каждый уголок леса, заглядывая под каждый камень - чехлов найти не удалось, хотя чехол - не иголка в стоге - он большой и яркий. Мне даже удалось найти ту злосчастную банку от тушёнки - далеко в кустах, и даже старый полиэтиленовый пакет с надписью по вышиванке: "выбирай украинское!" Зачем лисе синтетический материал? Может, нору к зиме утеплить хочет? Теперь придётся Виктору как-то по-другому упаковывать палатку... (фото 91)

Если не считать инцидента с лисой, ночь прошла тихо и спокойно. Отдыхающих так и не было, один только рыбак появился на той стороне озера. Мы потихоньку стали собираться, и, полюбовавшись напоследок этим уютным местечком (фото 92, 93), в половине девятого вышли на маршрут: обогнули озеро по плотине мимо рыбака, обошли шлагбаум и по проверенной вчера дороге начали восхождение (фото 94).

Чего-то интересного или необычного нам не повстречалось, поэтому описывать каждое дерево или камень на дороге нет смысла. Скажу лишь, что поднимались мы, как можно догадаться, пешком, делая короткие передышки на крутых участках дороги. И фотографировать тоже было нечего - кругом сплошная стена леса и дорога - где каменистая, где более гладкая. Так мы шли до высоты 850 м н.у.м., где проходила дорога от Ай-Йори на Талму. Весь подъём занял полтора часа со средней скоростью 2,2 км/ч, что не так уж плохо.

На самом верху пришлось немного поплутать, поскольку дорога была завалена деревьями, ветками, листьями и практически не читалась (фото 95). Вопрос решился короткой разведкой, и вот мы снова вышли на наезженную колею. Неподалёку от этого места находился родник Ак-Чокрак, и, не надеясь на Талму, я решил пополнить запасы воды, пешком отправившись к роднику. Здесь, в плотном и влажном лесу опять начали зверствовать лосиные мухи - ну ничего с ними сделать нельзя! Немного спасло умывание холодной водой. Заодно намочил голову и кепку, после чего заполнил бутылки водой и пошёл обратно.

Далее наш путь пролегал по знакомой по нескольким походам грунтовке (фото 96), которая, без больших сбросов и наборов высоты - практически везде мы ехали - привела нас к роднику Талма. Как и ожидалось, источник был мёртв; немного воды было в каменной ванночке, да и в луже под ней вода была лишь на дне (фото 97, 98). А как тут поживают мои лыжи?? Беру GPS и направляюсь в лес. Сейчас здесь идти было труднее, чем зимой, когда земля была покрыта снегом и отсутствовали листья, но я без труда нашёл каменную расселину (фото 99), в которой, присыпанные опавшими листьями, лежали мои лыжи - целёхонькие! Конечно же, я забрал их и вернулся обратно на дорогу.

Утром на Горном озере Теперь Виктору придётся как-то по другому укладывать палатку
Утренняя фотосессия Хорошее местечко - даже уезжать не хочется
Идём по лесной дороге в сторону родника Ак-Чокрак Перед развилкой пришлось сделать небольшую разведку
Вышли на грунтовку, идущую к роднику Талма Родник Талма был без воды
В луже вода была непригодной для питья Лыжи пролежали здесь полтора года, но были как новенькие
С Парагильмена хорошо было видно Алушту и гору Кастель Гора Аю-Даг выглядела более внушительно, чем Кастель

Мы не стали долго задерживаться на Талме, и, как только лыжи были пристёгнуты к рюкзаку, тронулись дальше. Теперь нам предстояло найти дорогу, по которой мы не смогли пройти зимой 2014 года - через Парагильмен на Бирюзовое озеро. Как обычно, чтобы определиться с правильным направлением, я сделал короткую разведку, после чего двинулись в нужном направлении. Тут нам пришлось идти пешком, поскольку тропа была малохоженая - валялось много веток, листьев, камней - того и гляди, навернёшься... Пройдя таким образом около километра, отбиваясь от назойливых лосиных мух, которых здесь было неимоверное количество, мы дошли до точки, где у меня была запланирована небольшая радиалка на вершину скалы Парагильмен. Не посетить это место, которое находилось всего в километре от трека, было бы преступлением, и я повернул было на тропинку, ведущую на вершину. Но проехав метров пятьдесят, стало понятно, что с велосипедами нет смысла корячиться по камням, да ещё в гору. Поэтому решили оставить велосипеды рядом с тропой (кто их возьмёт?!) и, прихватив только фотоаппараты и ценные вещи, отправились на Парагильмен пешком.

Надежды себя оправдали - вид с вершины был захватывающим: слева от горы виднелась Алушта и гора Кастель, такая невзрачная сверху (фото 100), справа в море окуналась гора Аю-Даг, известная как гора-медведь (фото 101), а прямо под нами был посёлок Малый Маяк с известным Шархинским карьером (фото 102). И через всю эту великолепную местность серой лентой проходила троллейбусная трасса с так же хорошо известным мостом "Ба-Лев" (фото 103). А позади нас прекрасно было видно Бабуган-яйлу, которая вовсе не казалась неприступной - так, небольшое возвышение... Хотя это был оптический обман - разница высот была порядка 500 метров.

На осмотр Южного Берега нам хватило десяти минут, после чего мы развернулись и пошли обратно к велосипедам. С ними всё было в порядке - никто их не тронул, кроме разве что мух. Да, лосиные мухи -это беда. Стоять вообще невозможно, надо только идти, а лучше - ехать: тогда их немного сдувает ветер. Но пока ехать не удавалось - тропа была слишком горбатая и замусоренная. Только когда спустя полчаса мы вышли на хорошую дорогу, накатанную машинами, в отдельных местах можно было ехать, да и то с осторожностью: пошёл сосновый лес, усеявший дорогу опавшими шишками, которые так и норовили попасть под колесо (фото 104). Но главное - мы уже практически не набирали высоту, наоборот, интенсивно её сбрасывали. И с водой здесь проблем не было: по пути попалось три источника, где можно было набрать воду, несмотря на то, что все они были закаптированы и выведены в трубы (фото 105). На последнем из них - Иване - мы пополнили свои бутылки, чтобы обеспечить себя на ужин и завтрак водой.

Итак, мы подъезжаем к Бирюзовому озеру. Теперь, раз уж мы решили здесь устроить ещё одну полуднёвку, надо было найти хорошее место для ночёвки. Опять - разведка: я спустился к озеру, обошёл его по периметру, но особо примечательных мест не нашёл. То место, которое на карте было обозначено, как "турстоянка Бирюзовое Озеро", было вытоптано в пыль и загажено бытовыми отходами до безобразия. Тогда мы спустились уже с велосипедами, и Виктор в свою очередь сделал свой вояж вдоль берега. В результате поисков сошлись во мнении, что стоять в этом гадюшнике мы не будем, и переместились на южную окраину озера, где за небольшим бугром была крохотная полянка среди дубов, за которыми начинался крутой спуск, но достаточная для размещения двух палаток. Тут и решили остановиться, несмотря на непосредственную близость дороги.

Надо заметить, что Бирюзовое озеро не случайно носит такое название: вода, действительно, бирюзового цвета, насколько это может передать фото-техника (фото 106). Вода прозрачная, видны косяки рыб (фото 107), но почему-то никто не купается. Наверное, из-за того, что дно илистое. А как же помыться? К счастью, в восточной части пруда нашлась труба, из которой с большим напором хлестала вода (фото 108) - вот здесь я и решил помыться, точнее, помыть ноги - уж очень не хотелось ложиться спать с такими пыльными и грязными ногами...

За ужином расписали наш дальнейший маршрут. Так как нам оставалось совсем немного времени, а именно пять полных дней плюс полдня перед посадкой в поезд, а также учитывая возможные проблемы с выброской в Керчь, окончательно решено было не переваливать на ту сторону Главной Гряды, чтобы опять не забуриться на непроходимые тропы, а провести концовку горной части маршрута более зрелищно и ненапряжно. Раскладка получилась такая: два дня - на горы, день-полтора - на проброс в Керчь, полтора-два дня - на переправу и Тамань, и полдня, чтобы спокойно доехать до Анапы и сесть в поезд. Вот как-то так...

Как свечерело, решили развести костёр. Чисто как антураж, не более того (фото 109). Дров в округе было мало, зато шишек было полно. Заодно можно было сжечь накопившийся мусор - всякие пакетики и бумажки. Отдыхающие постепенно удалились, и мы остались у озера практически одни. В этот раз ни лис, ни ежей замечено не было, и ночь прошла спокойно.

Прямо под нами находился посёлок Малый Маяк с его известным Шархинским карьером
Мост «Ба-Лев» перекинулся над оползнем лишь в 2007 году
Спускаемся к Бирюзовому озеру по шикарному сосновому лесу
Большинство родников спрятаны в трубы, но воды и так хватает
Бирюзовое озеро вполне отвечало своему названию
В пруду много рыбы - вот целый косяк плывёт
В озеро вливается мощный поток воды из трубы
Вечером разожгли костёр из сосновых шишек