Иллюстрированный рассказ

«Золотая осень в горах»


Десятый день пути
29.09 вторник

Пройденный километраж: 58,96 км
Суммарная высота подъёма: 327 м
Время в пути: 5 ч 23 м
Максимальная скорость движения: 36,8 км/ч
карта маршрута Карта маршрута карта маршрута Карта маршрута

Утром выяснилось, что у меня спустило заднее колесо. В остальном всё было нормально: погода была отличная, настроение бодрое. Конечно, замена камеры немного задержала выезд, всё равно выехали раньше обычного - без четверти восемь.

Для начала - пеший разогрев в гору, до поворота у бука. Ну а дальше, несмотря на каменистую и заваленную всяким лесным хламом дорогу, везде можно было ехать, поскольку основной уклон был вниз. По пути делали остановки, чтобы сфотографировать приметные места - поворот к Ай-Димитрию у трёх буков (фото 152), бетонный блок у дороги, где мы отдыхали в пешем походе 2014 года (фото 153), памятник с пещерой (фото 154) - в результате до Чайника мы добрались за час. А ведь ещё длинный спуск к Большому каньону... Чтобы сильно не задерживаться, решили сократить время на посещение местных достопримечательностей и поскорее выехать на шоссе. Тем более, что хотя дорога от Чайного домика шла всё время вниз, быстро ехать по ней не получалось - средняя скорость не превышала 7-8 км/ч (фото 155).

Почти два часа ушло на дорогу до Каменного Поворота... Но небольшой перекур был нужен - место достаточно зрелищное (фото 156). В отличие от Юсуповского озера, которое... было сухим до дна (фото 157), только небольшая струйка воды вырывалась из-под скалы и тут же уходила куда-то вглубь (фото 158). Водопад Серебряные Струи* , который питался от этого источника Врис, тоже практически не функционировал - об этом мне сообщил Виктор, который налегке сбегал по тропинке к водопаду и запечатлел его на фото (фото 159). Что ж поделаешь - осень, засуха. Конечно, зимой здесь было интереснее, на мой взгляд, только холодно и сыро.

Поход Виктора к водопаду занял ни много, ни мало - полчаса. Надо бы уже и на асфальт выходить. Это торжественное событие произошло, когда на часах уже было начало двенадцатого. Я переобулся в велотуфли, и мы тронулись в сторону Соколиного. Дорога была знакомой, только сильно разбитой вплоть до Соколиного - видимо, никому не нужно ремонтировать дорогу, по которой мало кто любит ездить, кроме велосипедистов. Зато после села качество полотна заметно улучшилось: многие участки сверкали новеньким асфальтом; дорогу расширили в этих местах, а нетронутое старое покрытие вполне было пригодным для езды. Мы достаточно быстро долетели до Танкового, остановившись лишь перед Малым Садовым, чтобы сфотографировать для отчёта обрывы Внутренней гряды в районе урочища Медведь (фото 160). Заодно набрали яблок, таких кислых и твёрдых, что съесть даже одно было мучением...

Развилка дорог «У Трёх Буков»: вправо - на Ай-Димитрий, прямо - к Чайнику Место у бетонной глыбы знакомо нам по зимнему походу 2014 года
Пещера Партизанская: там вроде должна быть вода, но я не проверял Спускаемся по сильно убитой дороге к Каменному Повороту
Это место хорошо известно под названием «Каменный Поворот» Юсуповское озеро было сухим, так что можно было ходить по его дну
Источник Врис был сейчас слишком слабым, чтобы наполнить озеро водой Водопад «Серебряные Струи» тоже еле сочился
Скалы Внутренней Гряды недалеко от села Малое Садовое

Не зная точного расписания автобусов, мы стремились загодя приехать на автовокзал Бахчисарая. Он находился на другом конце города - у автомобильного круга, и нам пришлось проехать весь город, чтобы попасть туда. По приезду я сразу направился в кассу, и без особого труда купил билеты на ближайший рейс, который отправлялся в 15:50. В принципе, нормально - как раз спокойно упакуемся. Но, как оказалось, успокаиваться было рано. Я рассчитывал, что придёт большой автобус с багажным отделением - туда без проблем помещаются и велики, и рюкзаки. Каково же было видеть вместо Мерседеса опять этот маленький Богдан! Водитель, как только увидел велосипеды, наотрез отказался нас сажать - никакие уговоры не действовали. "Идите, - говорит, - меняйте билеты на другой рейс!" Ну хоть кол на голове теши - бесполезно. Пришлось бежать в кассу, расталкивать возмущённых пассажиров, объясняться с кассиршей - почему это мы сдаём билеты, - ну, короче, геморрой и нервотрёпка. Всё-таки удалось поменять билеты на семичасовой рейс Севастополь-Краснодар: в результате, при самом хорошем раскладе, мы приедем в Керчь не в девять часов, а ближе к двенадцати...

Сидим, ждём... Без движения становится холодно - приходится надевать ветровки. К тому же ещё не успокоились нервы после неудачной попытки уехать. Терзали сомнения - а что, если и на следующий рейс не посадят?? Тогда оставалось только тащиться на ж/д вокзал и пытаться уехать на электричке - с пересадкой в Джанкое...

Ну хватит плохих мыслей - нас пока ещё никто не препятствует посадке в автобус. Я для перестраховки узнал в диспетчерской, какой будет автобус, и меня успокоили - в Краснодар точно будет большой. И, действительно, приехал нормальный автобус с не менее нормальным водителем, который, конечно, немного поворчал насчёт наших объёмных мешков, но, убедившись, что они занимают не так уж много места, смягчился, и оставшееся время до отъезда мы провели в беседе с этим вполне адекватным пожилым крымчаком.

Конечно, ехать на комфортабельном автобусе было намного лучше, чем на Богдане. Да и быстрее он ехал, так как делал всего две остановки - в Симферополе и Феодосии. Автобус был заполнен почти полностью, но мне повезло - место рядом со мной было свободно. В Симферополе также никто не подсел ко мне; я сидел у окошка и вглядывался в темнеющий горизонт. Дорога от Симферополя - ровная и гладкая, автобус тоже едет плавно: постепенно под лёгкое покачивание я задремал, и только в двух местах, где ремонтировали дорогу, просыпался от тряски - водитель съезжал на обочину, чтобы объехать строительную технику.

Мы уже почти доехали до Феодосии, как вдруг наш автобус свернул в сторону и встал на стоянке, заглушив двигатель. Я сначала не придал этому значения - может, это плановая стоянка, и снова закрыл глаза. Оказалось, что нет - остановка была вынужденной: что-то случилось с двигателем. Водитель что-то пытался сделать, но, по-видимому, поломка оказалась серьёзной; тогда он объявил в салоне, что те пассажиры, кто едет до Феодосии или Керчи, могут пересесть в другой автобус. В основном это касалось нас с Виктором - большинство ехали в Краснодар. Сон был нарушен - мы выскочили из автобуса, схватили свою поклажу и перетащили всё в другой автобус - тот ехал в Геленджик, и там были свободные места.

Таким образом, задержавшись и в Бахчисарае, и в Старом Крыму (именно там и сломался наш автобус) мы прибыли в Керчь уже в начале первого часа ночи. Но, в принципе, нам уже было всё равно - что в девять, что в час - было темно, как у негра в желудке... Нам бы только найти место ночёвки. Распаковались, собрались и поехали на одну из запланированных точек - к крепости Керчь. По городу ехали без проблем, так как уличные фонари хорошо освещали дорогу. Только после поворота с Камыш-Бурунского шоссе налево, в сторону крепости, пришлось ехать аккуратнее из-за плохого освещения, да и дорога там была похуже. А после завода Керчь-Холод вообще пошли плиты, и только луна подсвечивала нам дорогу. Чтобы не угробиться, решили пройтись пешком, тем более что в самом начале этой дороги вообще проехать было сложно: дорога была перегорожена самосвалами, подвозящими песок и щебень для строительства Керченского моста - там работа кипела и днём, и ночью.

Итак, мы удалились от стройки и постепенно приближались к крепости Керчь. Место для ночлега я присмотрел ещё дома - это был небольшой лесок рядом с крепостью, прямо у берега Керченского пролива. Теперь требовалось найти более-менее ровное место, чтобы установить палатки. Мы шли по грунтовке и посвечивали в стороны фонариками - нигде не было площадок, везде кусты и непроходимые дебри. Но вот слева обнаружилась дорожка - мы свернули на неё: через несколько метров она закончилась какими-то непролазными кустами, зато была относительно ровной, хотя и узковатой. Решили, за неимением лучшего, вставать здесь - и так уже было около двух часов ночи... Поставили палатки в длину, друг за другом, после чего стали готовиться ко сну. И, поскольку пол-ночи мы не спали, то решили назавтра (точнее, на сегодняшнее утро) не торопиться с подъёмом - как выспимся, так и встанем.

*Печальная судьба водопада: http://crimea.ria.ru/society/20160109/1102562572.html

Читать дальше...