Иллюстрированный рассказ

«Золотая осень в горах»


Пятый день пути
24.09 четверг

Пройденный километраж: 16,93 км
Суммарная высота подъёма: 318 м
Время в пути: 2 ч 58 м
Максимальная скорость движения: 26,5 км/ч
карта маршрута Карта маршрута

Те вчерашние облака, которые влажным покрывалом укутывали нас, были неспроста. Рано утром, когда я вылез из палатки, то увидел, что в районе Симферополя собрались тучи и иногда сверкала молния (фото 57). Даже на нас упало капель двадцать-тридцать (кстати, единственные капли за всё время похода!). Это вызывало некоторое беспокойство, так как нам предстоял непростой спуск через Форточку, и я не был уверен, насколько хороша там тропа. По мере сборов я наблюдал за развитием процесса, но пока именно над нами ничего существенного не должно было произойти (фото 58).

Сегодня мы тоже были молодцы - вышли без опозданий, по графику, и понемногу стали пробираться к ключевой точке - проходу под непонятным названием Форточка. Вообще-то, спуститься с Чатыр-Дага можно в нескольких местах: во-первых, это всем известная Ишачья тропа - но она выходит к Перевальному, а нам туда не надо. Во-вторых, это Красная тропа - тоже не подходит, так как мы её давно проехали. Нам остаётся только Тисовое ущелье и всё та же Форточка, по которой мало кто ходил, и именно поэтому привлекавшая моё внимание. Поскольку мы ночевали рядом с Тисовым ущельем, мне было любопытно посмотреть, что там за дорога. Дойдя до развилки троп, я без велосипеда, но с GPS, налегке, сбегал туда. Результат разведки совпал с моим зрительным представлением об этом проходе, фотографии которого я видел раньше в интернете: каменистая тропа, узкие скальные проходы, нагромождение упавших веток - видно, здесь давно не ходили. И с гружёным велосипедом пройти будет нелегко. Если только снимать и вешать велорюкзак на плечи, то ещё можно попробовать. Как-нибудь в следующий раз...

Двинулись дальше. До начала спуска нам оставалось всего 1700 метров, но каких! Тропа, если можно было назвать ЭТО тропой, как будто испытывала нас на прочность и выносливость: то подсовывала нам под колёса камни и кусты стелющегося можжевельника, то цеплялась шипами за одежду, то дыбилась каменными ступенями... И всё это происходило при постоянном наборе высоты, которую нам через некоторое время надо будет интенсивно сбрасывать. Я уже думал - не вернуться ли обратно в Тисовое, но нет, это не в наших правилах - уж решили, так решили.

Когда мы уже были близки к цели - проход уже был виден - Виктор недоумевал: неужели ЗДЕСЬ можно спуститься, ведь кругом - отвесные, почти вертикальные скалы... Но я был уверен, что спуск есть, ведь люди зря писать не станут. Другое дело, насколько сложным будет проход? Этого я не знал и не мог предположить. Знал только, что вначале будет небольшой каменный уступ, с которого можно легко спрыгнуть, а дальше якобы идёт тропа. Но ни трека, ни фото той тропы найти так и не удалось.

Вот, наконец, мы добрались до начальной точки спуска. Теперь надо было понять, как преодолеть понижение, отделяющее тропу от каменных ворот, которые народ окрестил "форточкой". Оставив велосипед, я начал нарезать круги по местности, как лиса вокруг вороны с сыром - и тут не пройти, и здесь не пролезть. Кое-как спустился вдоль каких-то деревьев, дошёл до каменной ступени, спустился на полочку: вроде всё, как написано... Даже прошёл немного вперёд по тропе - да, немного узковато, придётся снимать рюкзаки. На обратной дороге даже нашёл тропинку, которая спускалась к форточке прямо от того места, где я оставил велосипед. Ну что ж - надо рассупониваться... Вначале спустили к Форточке рюкзаки, потом вернулись за велосипедами - налегке и за два раза всё прошло легко и гладко (фото 59). Потом аккуратно переправили всё снаряжение вниз, на полочку (фото 60). Небольшой отдых с фотосессией (фото 61) - и вперёд, точнее, вниз!

Начальный участок тропы был в меру сложным, но вполне проходимым: мы шли с рюкзаком на спине, велосипеды катили налегке - на них, кроме передних сумок, ничего не было. Из-за значительного поперечного уклона надо было передвигаться с осторожностью, иначе либо велосипед, либо ты сам мог скатиться на десяток метров вниз - до первого дерева или камня. Но дальше стало хуже: наряду с увеличивающимся поперечным и продольным уклоном, появилась сыпуха, состоящая из земли, опавших листьев и всякого рода мусора типа гнилых обломков веток и камней. И конца-краю этому не видно... В какой-то момент стало очевидно, что разом спускать всё - невозможно. Началась раздельная переноска. С рюкзаком-то ещё полбеды, а вот велосипед... Тот козлил, цеплялся за ветки, камни; палки, попадая в спицы, блокировали колеса, а ветки потоньше наматывались под кассету. Чтобы облегчить и обезопасить спуск, я применил изобретённый мной же способ преодолевания крутых спусков и подъёмов: старался ставить велосипед ниже себя и поперёк тропы. Таким образом, велосипед становился дополнительной точкой опоры. Правда, в одном месте не удержался - ноги соскользнули вперёд и вниз, велосипед лёг на меня, а я лёг на землю, и с диким шорохом улетающих вниз по склону камней и комьев земли, на "пятой точке" пропахал метров пятнадцать - меня остановило лежащее поперёк дерево. В это время Виктор осуществлял единоборство с горой где-то далеко вверху: как мне показалось, он слишком далеко ушёл от оставленного велосипеда, и теперь не может его найти... Пока я поднимался, чтобы помочь Виктору с пропажей, велосипед нашёлся - я перехватил его и покатил вниз, чтобы избавить коллегу от лишнего груза - он тем временем пошёл за рюкзаком.

Теперь я понял, почему нет фотографий этой тропы... да потому что даже мысли о фотографировании здесь не появляется, вся работа мозга занята задачей - куда поставить ногу и что будет, если она вдруг соскользнёт. А ещё надо как-то отслеживать, куда идёт тропа, чтобы случайно не выйти на обрывы или попасть ещё в какую-нибудь ж@пу. Один раз пришлось всё-таки возвращаться - упёрлись в скалу... До родника, от которого должна быть нормальная тропа, было всего-то 300 метров, только преодолеть их было совсем непросто. Челночные перетаскивания меня утомили, так как подниматься вверх приходилось на "четырёх костях", и, когда тропа немного расширилась, я решил продолжить спуск за один проход. Всё-таки спускаться было легче, чем каждый раз подниматься, даже налегке (фото 62).

Общая протяжённость тропы от границы понижения на плато до родника - около 1,5 километров. А общее время, потраченное на её преодоление - 2 часа 40 минут! 0,5 км/ч... Освежились родниковой водичкой (фото 63) и устроили продолжительный отдых с изучением карты: надо было предварительно определиться с будущим местом ночёвки. Но прежде, чем ночевать, надо было затариться продуктами, поэтому нужен был магазин. Впереди у нас было два населённых пункта - Изобильное и Розовый, но, так как нам по плану надо было подниматься к Талме, Изобильное не очень устраивало. Да и не было смысла спускаться к водохранилищу, чтобы потом преодолевать два горба в сторону Розового. Поэтому решено было сразу ехать в Розовый - трек маршрута у меня был.

Магазин - это, конечно, хорошо, но пока мы были от него ещё далеко. После родника тропа вывела нас на лесную дорогу, ведущую к Ангарскому перевалу (фото 64), и мы поехали по ней, но только до Школьной поляны, после которой повернули направо, на Кутузовское озеро. Последний раз мы были здесь зимой. Сейчас совсем другие виды, но дерево с дуплом, внутри которого мы фотографировались в первый день нашего пешего маршрута, я узнал сразу (фото 65). И полянку с могучими буками тоже узнал (фото 66). Вспомнилась эта эпопея с санками, которые мы с Виктором, после мокрого и не очень снежного перехода, безвозвратно оставили в этих горах... Хотя почему - безвозвратно? Мои лыжи от санок были надёжно спрятаны в каменной расщелине недалеко от Талмы - надо будет их забрать, зима ведь скоро...

Кутузовское озеро, как и ожидалось, было сухим (фото 67). Зато на дне его росло много мяты, о чём нам поведали местные жители, собиравшие эту душистую траву для чая. Мы тоже сорвали несколько веточек, чтобы добавлять в чай, а также освежили запасы воды в роднике Бурчин-Чокрак, который порадовал мощной струёй кристально-чистой и холодной воды (фото 69). Здесь мы немного тормознулись - место было красивое и примечательное своей рощей секвой - эти деревья в Крыму - редкость, тем более в диком виде (фото 68). А денёк-то, кстати, разгулялся: было тепло, даже жарко, несмотря на 870-метровую высоту относительно моря, а все тучи и дожди остались где-то за Главной грядой.

Хорошо, конечно, блаженствовать на солнышке, вдыхая бодрящий хвойный аромат сосен и секвой и слушать бесконечное журчание ручейка... Но время уже перевалило через три часа - ешё 2,5-3 часа на дорогу, и надо падать на ночёвку. Плюс ещё заход в магазин. Поэтому стартуем от озера, делаем ещё несколько видовых кадров Изобильного и Алушты (фото 70), и выбираемся на основную лесную дорогу, связывающую Ангар-Бурун с селом Изобильное. Здесь важная развилка (всегда здесь плутаю - дороги очень похожи, и сразу не поймешь, по которой ехать) - попросив Виктора тормознуться, делаю небольшой проход сначала по одной, потом по другой дороге, для того, чтобы с помощью GPS понять , какая наша. Определившись с направлением, начали спуск. Здесь качество дороги было намного лучше по сравнению с тропой через Форточку, но всё равно требовала внимательности - всё-таки не асфальт. Главное - не проскочить поворот на Розовый, который находился на середине пути от развилки до Изобильного.

Спуск до озера, где было разветвление дорог, в целом прошла штатно, если не считать момента, когда прямо передо мной на дорогу выскочило стадо кабанчиков: два успели проскочить перед моим передним колесом, остальные (не знаю, сколько их там было, но ещё два - уж точно), резко развернувшись, дёрнули назад. Я даже притормозить не успел... Виктор тем временем спускался очень осторожно (по-видимому, шёл пешком), так как в отдельных местах было много камней, да и сама дорога сильно петляла и активно сбрасывала высоту. Но вскоре он меня догнал, мы вместе доехали до развилки, где повернули направо. После поворота дорога выположилась, а в отдельных местах даже начала набирать высоту - пришлось спешиться - но ненадолго: когда мы вышли из леса на большое поле, поросшее кустарником (фото 71), грунтовка снова продолжила сброс высоты.

Через полтора километра после поворота грунтовка вывела нас на дорогу с бетонным покрытием (фото 72). Странно - зачем здесь такая капитальная дорога? Там, наверху, кроме родников, вроде бы ничего не было. Бетонка была настолько крутой, что мне было жалко убивать тормозные колодки, и часть пути я прошёл пешком. Виктор тоже шёл пешком, хотя его байк с гидравлическими тормозами позволил бы ехать. Так, потихоньку-полегоньку, мы спускались в Розовый (фото 73). Вот уже показались первые постройки, первые автомобили: опять цивилизация, и всякие Форточки были уже где-то далеко, да и были ли они?? Так уж устроено сознание человеческое - всё плохое забывается быстро, а хорошее помнится годами.

Ввиду того, что время вплотную приблизилось к пяти часам, нечего было и думать о подъёме на Ай-Йори. Значит, ночевать придётся на Улу-Узени - где-нибудь в районе нашей зимней, 2014 года, ночёвки. Второй облом нас ждал в центре посёлка, где был расположен единственный магазин: он попросту не работал... На двери висело объявление, что именно сегодня, т.е. 24 сентября, магазин будет работать до 14:00. Это был очень неприятный сюрприз, поскольку еды у нас практически не было. А ведь завтра надо было подниматься в горы и иметь запас продуктов минимум на 2 дня... Пришлось бы либо ждать, когда откроется местный магазин, либо ехать в Изобильное, а потом возвращаться. Стали прикидывать оставшиеся дни по маршруту с учётом всех этих задержек, и пришли к выводу, что на прохождение полного трека нам не хватит 1-2 дня. Другими словами, надо было урезать маршрут. А пока нас ждала ночёвка хоть и с обилием воды, но со скудным ужином (про завтрак я уж вообще молчу). Короче, решили обсудить дальнейший маршрут на привале, а пока продолжали спуск к реке, но уже по шоссе.

Облака окружили нас со всех сторон
Над Чатыр-Дагом - хорошая погода
Спускаем велосипеды к каменному проходу
Спускаемся с полутораметровой ступеньки
Под ступенькой была небольшая ровная полочка
Это конец тропы. К сожалению, фотография не передаёт истинной крутизны тропы
Вот он - долгожданный родник!
Ильич с броневика с камня показывает то направление, откуда мы только что спустились
Дерево с дуплом, где мы фотографировались зимой 2014 года
Небольшая поляна с буками недалеко от Кутузовского озера
Пересохшее Кутузовское озеро
Роща секвой у Кутузовского озера
Родник Бурчин-Чокрак находится между секвойями и озером
Панорама Демерджи и Алушты от Кутузовского озера
Едем по полю в сторону Розового
Выехали на бетонку, которая идёт от Розового куда-то в горы
Иногда бетонка становилась обычной каменистой грунтовкой
Остановились на ночлег на том же месте, что и зимой

После съезда с асфальта мы вышли на большую поляну, расположенную прямо у реки. Можно было расположиться прямо здесь, но уж очень открытое место, и к тому же - водоохранная зона. После небольшой рекогносцировки решили уйти вправо, и метров через пятьдесят остановились на небольшой полянке вдали от реки. Кажется, именно здесь мы и ночевали тогда, зимой. Ну да - вон и дерево то самое (фото 74), и мужик в пиджаке (шутка)... В общем, ставим палатки. И, поскольку разносолов не ожидалось, быстро поужинали и стали готовиться ко сну. Правда, хорошо выспаться нам помешало одно обстоятельство: появились "гости" - несколько молодых людей решили ночью пожарить шашлык и расположились в двадцати шагах от нас, ближе к реке. Нас они, по-видимому, не заметили, и были заняты разведением огня и шастанием вдоль реки в поисках рыбы, якобы она должна была плавать тут чуть ли не косяками. Короче, сон был нарушен, ведь неизвестно, что это были за люди и какие у них намерения. Я приоткрыл два окна в палатке, чтобы приглядывать за ними, но сон был сильнее, и через некоторое время заснул и сквозь сон слышал, что они проходили мимо и о чём-то разговаривали с Виктором. Что было дальше, я не знаю, так как чай с мятой действовал очень успокаивающе. По крайней мере утром ребят уже не было.

Читать дальше...