Иллюстрированный рассказ

«Золотая осень в горах»


Первый день пути
20.09 воскресенье

Пройденный километраж: 37,11 км
Суммарная высота подъёма: 410 м
Время в пути: 2 ч 51 м
Максимальная скорость движения: 40,5 км/ч
карта маршрута Карта маршрута

Наш поезд №156 прибыл в Анапу ранним утром - кромешная темнота окутывала вокзал и окружающую местность. Мы выгрузились под фонарь (фото 1), проверили, не остались ли какие-либо вещи в вагоне, и, не распаковывая велосипеды, потащились в подземный переход к выходу. Ещё в поезде мы с Виктором решили любым возможным способом поскорее добраться до Крыма и желательно поближе к Симферополю.

У меня была некоторая надежда, что нам удастся загрузиться в один из автобусов, следующих в Крым, по единому билету. Но для этого надо было за сутки до отправления купить "единый", предъявив ранее купленный железнодорожный билет, либо попытаться договориться с водителем на месте. К сожалению, ни один из шофёров не рискнул взять к себе в автобус "левых" пассажиров, и пришлось срочно придумывать другой вариант трансфера. Первое, что пришло на ум - это такси. Проблема была в том, что у нас был довольно объёмный груз - не в каждую легковушку можно запихнуть. Но нам повезло: как раз, после безуспешной попытки загрузиться в обычную иномарку, к вокзалу подъехал вместительный минивэн, куда мы смогли (не без труда!) затянуть наши зачехленные велики (на заднее сидение) и велорюкзаки (в багажник). Сами удобно расположились на втором ряду сидений, и без промедлений отправились в порт Кавказ.

Время в дороге пролетело быстро - машин на трассе было мало, лишь только немного застряли уже на Чушке, перед шлагбаумом: тепловоз переставлял вагоны и несколько раз пересекал переезд. Пока мы стояли, нас догнали автобусы - "единобилетники", так что можно сказать, что мы приехали на них, но с бóльшим комфортом (и за бóльшие деньги...). Поскольку велики у нас были в чехлах, мы оплатили только пассажирский билет на паром (фото 2), и уже в начале девятого утра оказались на Крымском берегу.

И опять, не расчехляя велосипеды, я пошёл искать вариант скорейшей выброски в центральные районы Крыма. На этот раз водители-единобилетники оказались сговорчивее, но, чтобы сесть в автобус, нам пришлось уйти с глаз долой с парковки и метров четыреста пройти вперёд по шоссе - видимо, водитель не хотел прилюдно сажать "левых" пассажиров. Конечно, тащить велосипед в чехле по асфальту, по которому можно ехать, немного напрягало, но я был готов к такому повороту событий и заблаговременно (ещё в Москве) прицепил к велорюкзаку лямки для переноски. Правда, немного неудобно было нести сам велосипед, так как ремни у ПИКовского чехла были длинноваты, и, если вешать велосипед на одно плечо - он начинал задевать за землю. Хорошо бы сбоку пришить дополнительную ручку, чтобы поддерживать зачехлённый вел в нужном положении.

Дойдя до поворота дороги и изрядно вспотев (фото 3), мы стали ждать наш автобус. Конечно, жаль, что это был не "Мерседес" или "Вольво", но и "Богдан" сойдет: велосипеды поставили вертикально на ступеньках задней двери (фото 4), привязав их двумя эспандерами к верхнему поручню, а рюкзаки - на заднее сиденье, и сами там же расположились. Автобус, вибрируя всеми своими железными внутренностями на керченских ухабах, лихо закладывая виражи на особо убитых участках, уверенно вёз нас к началу маршрута. Небольшое облегчение наступало, когда автобус выезжал на отремонтированные участки дороги, которые по мере приближения к Феодосии встречались всё чаще. Здесь водитель не жалел педаль газа, и выжимал из своего железного коня всё, на что он был способен.

Наконец, после пятичасового испытания на "вибростенде", мы вывалились на центральном автовокзале города Симферополь (фото 5). После прохладной Москвы здесь царило жаркое лето - срочно пришлось переодеваться. Привели свои велосипеды в походный порядок и не спеша выехали с автовокзала, планируя закупиться продуктами где-нибудь на выезде из города. Маршрут пришлось прокладывать в режиме "онлайн", несмотря на это, блукать не пришлось - обогнув крутизну Неаполя Скифского по ул. Воровского, мы повернули на Пролетарскую улицу и двигались в сторону Севастополя, стараясь не выезжать на Севастопольское шоссе. В конце концов мы доехали до рынка на ул. 60-летия Октября, где решили подкупить немного продуктов. Здесь нам предстояло определиться, как ехать - по треку, то есть через Фонтаны-Партизанское, либо ради экономии времени и сил выбраться на шоссе и ехать до Бахчисарая по главной трассе.

Выгружаемся из поезда в Анапе  
Паром Олимпиада переправляет нас на Крымский берег  
В ожидании автобуса на повороте дороги 
Велосипеды пришлось ставить вертикально на задней площадке автобуса и крепить резинками к поручню  
Прибыли в Симферополь на центральный автовокзал  

Всё-таки решили для начала "раскатиться" по шоссе, и свернули с трека на трассу. Движение по ней было достаточно оживлённое, и, чтобы повернуть налево, пришлось сделать крюк до пешеходного перехода. Далее нам уже ничего не мешало ехать в нужном направлении, и мы покатили по шоссе, которое я помнил по нашему первому походу по Крыму в далёком 1986 году - по первому крымскому шоссе в моей жизни.

Шоссе, несмотря на отсутствие видимых следов ремонта, как я подозреваю - ещё с тех советских времён - находилось в удовлетворительном состоянии, и в некоторых местах (например, спуск в Чистенькое) позволяло разгоняться до 40 км/ч. Поэтому вначале ехали практически без остановок. Но вот в Тополях решили тормознуться у магазина с интригующим названием "Крымские вина". На самом деле, это был обычный магазин (причём достаточно дорогой), в котором находился на удивление скудный винный отдел. Но поскольку до первой ночёвки магазинов могло и не быть, мы решили здесь купить бутылку вина, чтобы отметить начало похода. По жаре креплёные вина брать не стали, а взяли Каберне сухое - хорошо освежает и не слишком пьянит. И всё было бы замечательно, но прокол переднего колеса у Виктора немного подпортил концовку дня. Около поворота на Скалистое, прямо на пыльной обочине, пришлось остановиться и потратить полчаса на замену и заклейку камеры.

Через 10 км после прокола и не доезжая всего полутора километров до Бахчисарайского круга, мы свернули влево на просёлочную дорогу, которая должна была привести в балку, где находится камень - "менгир". Этот камень якобы являлся деталью огромного солнечного календаря, с помощью которого древние люди определяли день осеннего и весеннего равноденствия. Правда это или нет - неизвестно, но как раз завтра наступал такой день (22 сентября) - можно было проверить эту гипотезу. Непривычная пока каменистая грунтовка, идущая вверх по склону холма, заставила нас вначале спешиться. Но спустя десять минут пешки дорога развернулась вдоль склона, и снова можно было ехать.

Тут надо заметить, что первая часть трека была взята мной из похода 2009 года и частично 2008 года, когда мы выбирались из Менгирной балки в обратную сторону - на трассу. Поэтому в этой части маршрута я был уверен, и рассчитывал так же, как и в тех походах, заночевать на поляне недалеко от камня. Но, как говорится, ни что не вечно под луной: вначале наш путь преградил забор, протянувшийся через всю лощину от края до края, где заканчивался непроходимыми дебрями низкорослого дуба (фото 6). Перелезать через забор не хотелось, и нам пришлось вернуться немного назад, с расчётом обойти забор по верху. Вроде бы дорога шла, куда надо, но левых спусков с неё не наблюдалось; в результате мы поднялись довольно высоко относительно дна, пока не дошли до тропинки, круто спускающейся вниз. Делать нечего - надо было спускаться по ней, иначе бы мы ушли от балки слишком далеко (фото 7). Тем более что спускаться - не подниматься: аккуратно и не торопясь, чтобы не съехать по сыпухе на пятой точке, на тормозах спустились вниз и, наконец, вышли на свой трек. Правда, что-то дороги не видать, как-то неожиданно она растворилась. Через пять минут мы поняли, почему.

Итак, выйдя на трек и проехав по нему от силы метров сто, мы упёрлись в живую стену из шиповника, дуба и других разнообразных кустов. Не было никакого намёка не то, что на дорогу - даже мало-мальски дохлой тропинки не наблюдалось! Но как же так - ведь в 2008-м году мы проезжали здесь без каких-либо препятствий... Я сделал круг по поляне, всматриваясь в экран навигатора - вот здесь, с точностью ±5 метров должна быть дорога! Не веря собственным глазам и поставив велосипед, я пешком попытался продаться через эту живую изгородь - безрезультатно: если это и была та тропа, то проехать по ней, не прорубив коридор в зарослях и не пропилив упавшие стволы, было невозможно. Всего каких-то сто метров зелёнки нас напрочь отрезало от менгира... Как же ехать дальше?! Путь был только один - обратно по тропе, но вверх!

Со множеством передышек, потихоньку, мы выбрались обратно на дорогу. Решили ехать по ней, присматривая очередной левый спуск. Ни намёка... А дорога забирала всё выше и всё правее, и постепенно увела нас от балки с менгиром на борт соседней балки. Солнце клонилось к горизонту - надо было задуматься о ночёвке, но было уже очевидно - к менгиру нам сегодня не попасть.

Дорога, аккуратно обогнув ответвление Менгирной балки, немного сжалилась над нами и немного выположилась (фото 8). Даже удалось метров сто проехать на велосипеде. По пути решили, что, пока ещё светло, будем подниматься и попутно искать более-менее ровное место для палаток. Наконец, дошли до высоковольтной линии, пересекающей балку как раз над камнем (фото 9). Уже начинало смеркаться, и, отойдя немного из-под проводов, нашли относительно ровное и лысое место прямо в поле (фото 10), где и решили поставить палатки. Всё, маршрут первого дня закончен, хотя не так, как планировалось... Чтобы немного снять усталость и жажду, пропустили по сто грамм Каберне... Ужинать особо не хотелось, и, с учётом того, что сегодняшний день начался в половину пятого утра, поставив палатки, решили пораньше лечь спать.

Первая преграда на нашем пути - забор  
Спускаемся по крутой тропинке на дно балки  
Дорога петляла вдоль оврага и уводила нас всё дальше от Менгирной балки  
Где-то там, внизу находится камень-менгир  
Заход солнца у Менгирной балки


Читать дальше...