Иллюстрированный рассказ

«Золотая осень в горах»


Одиннадцатый день пути
30.09 среда

Пройденный километраж: 32,02 км
Суммарная высота подъёма: 211 м
Время в пути: 2 ч 30 м
Максимальная скорость движения: 29,5 км/ч
карта маршрута Карта маршрута

Несмотря на то, что вчера легли поздно, уже в восемь часов мы были уже на ногах. Теперь, при дневном свете, можно было разглядеть место нашей ночёвки (фото 161) - что ж, довольно сносное, только узковатое - чтобы нормально собраться, мне пришлось первым делом разобрать палатку, освободив тем самым место для велосипеда.

Эту точку ночёвки я выбрал умышленно, так как она находилась рядом с крепостью Керчь, которую мне хотелось посетить ещё раз. Виктор, тем более, там не был ни разу - в общем, решено: едем в крепость. А пока интересно поглядеть, где же мы находимся и что видно с берега. Для этого мы сделали микро-радиалку на берег. Тут находилась система укреплений - редюит (фото 162) - северная часть Ак-Бурунского укрепления. Кроме крепости, отюда хорошо было видно строящийся мост, гору Митридат и сам город Керчь, растянувшийся вдоль пролива километров так на двадцать (фото 163).

Полюбовались - и хватит: время бежит неумолимо - надо ещё и по крепости погулять, и по городу прокатиться, и, желательно, сегодня же переправиться на ту сторону Керченского пролива. Едем к крепости: здесь ворота и охрана (фото 164), от которой мы узнаём, что экскурсии проводятся с группой не менее пяти человек, а нас пока только двое... Что делать? Решили немного подождать - вдруг кто-нибудь подъедет. Но, видимо, уже не сезон - экскурсантов мало, а сюда и вовсе никто не добирается, хотя на мой взгляд, именно крепость, построенную Тотлебеном в позапрошлом веке, стоит посмотреть в первую очередь - она до сих пор поражает воображение своим масштабом и гением военной инженерии.

Проходит полчаса - никого нет... Тогда Виктор предложил: оплатить экскурсию за пятерых и идти вдвоём - ну не уезжать же, не солоно хлебавши... Тем более что в правилах посещения музея есть такой пункт. И, хотя время начала экскурсии давно вышло, нам делают исключение. Мы закатили велики внутрь под присмотр охраны, а сами с экскурсоводом пошли на осмотр.

Не буду тут долго рассказывать об экскурсии и о крепости - эту информацию легко можно найти в интернете, приведу лишь несколько фото (см. справа) и скажу, что время было потрачено не зря; жаль только, что мы не поднялись на самую верхнюю точку, откуда был хороший обзор. Но и так мы потратили более полутора часов времени, когда попрощались с гидом и вышли на смотровую площадку у мыса Ак-Бурун (фото 173). Здесь уже мы смогли получше рассмотреть масштабы строительства моста: несколько плавучих сваезабивных кранов уже приближаются к фарватеру (фото 174). Хорошо видно и остров Тузла - там тоже идёт работа (фото 175). Ну а нам пора двигаться дальше.

От крепости мы отчалили в час дня. Поздновато, так как надо было проехать через весь город, по пути зайдя в магазин, добраться до парома, переправиться и отъехать некоторое расстояние, чтобы встать на ночёвку. Поэтому посещение других достопримечательностей не планировалось, и мы поехали по той же дороге, что и вчера - до центра города, где остановились лишь у Митридатской лестницы (фото 176). Далее, чтобы не ехать в потоке машин, мы по ул. Кирова доехали до супермаркета с колоритным названием "Сiльпо" (фото 177), где основательно прошерстили полки: надо было запастись продуктами на оставшиеся два дня пути. И, по традиции - время уже было обеденное - ряженка с пирожком...

Странно, но почему-то, чем ближе мы были к финишу, тем быстрее текло время! На покупки и перекус ушёл час - нужно было поторапливаться, чтобы засветло переправиться на таманский берег. Разгоняемся до средней скорости 18 км/ч и через 25 минут достигаем другой крепости - Ени-Кале, делаем дежурное фото (178), и без промедления и остановок едем в порт. Там нас уже ждёт паром "Крым" - мы покупаем билеты и без лишних таможенных проволочек проходим КПП и загружаемся на борт (фото 179). Прощальное фото с видом на Ени-кальский маяк (фото 180), и вот мы уже на другом берегу. Ещё есть час времени, чтобы отъехать куда-нибудь подальше от порта для уменьшения завтрашнего прогона.

Дорога по косе Чушка хорошая: отличное шоссе, абсолютно горизонтальное и прямое, как стрела. Единственная неприятность - это встречный ветер, и. если бы не лесополоса вдоль дороги, пришлось бы труднее крутить. Теперь надо было решить, где ночевать: на берегу пролива было ветрено, до Ильича, а тем более до Батарейки, ещё далеко. Вопрос решился сам собой: у меня начала спускать задняя камера, и нужно было останавливаться на ремонт. Пока я менял камеру, Виктор обследовал близлежащий район на предмет площадки для ночлега. Когда я закончил, Виктор повёл меня на найденное им место. Это была небольшая полоска суши, окружённая с трёх сторон водой - там рыбачили несколько человек. Правда, сама суша была, прямо скажем, не очень сухой - она возвышалась над водой на несколько сантиметров, и, если бы ветер поменялся, то скорей всего, вода могла подняться и затопить берег. Об этом предупредил и рыбак, который уже закончил своё дело и вытаскивал лодку из воды. А ещё он сказал, что неподалёку есть островок повыше и побольше этого места. Ну да, эту точку я тоже отмечал в навигаторе. Не желая отсыревать на этом топком берегу, и пока ещё светло, я призываю Виктора переместиться туда, тем более что отъехали мы не очень далеко.

Итак, вернувшись на полкилометра назад, мы сошли с шоссе и углубились в Таманский залив. До островка шла хорошая грунтовка, а сам остров возвышался над уровнем моря метров на десять - хорошая гарантия от любого затопления. Место было ровное и достаточное для установки нескольких палаток - ещё для костра останется. Вода тоже была рядом - надо было только спуститься по тропинке к берегу. Виктор сразу решил обмыться, а я в это время ставил палатку. Потом я тоже пошёл принимать водные процедуры: особо не искупаешься - мелко, дно илистое, но слегка освежиться, смыть пыль - можно. Я даже сполоснул свои штаны и велофутболку, после чего повесил их сушиться между велосипедом и палаткой - всё равно до утра высохнут на таком ветре.

Финиш этого для я отметил пивом с копчёной рыбкой; после чего состоялся плотный ужин и вечернее чаепитие. Всё - крымский берег ушёл в темноту, и теперь между нами строгой чертой лежала коса Чушка, освещённая фонарями (фото 181). Ну и пролив, разумеется. А мы двое, окружённые со всех сторон водой и стаями цапель, лебедей, уток и ещё каких-то птиц, наблюдая это великолепное зрелище, тоже постепенно отходили ко сну, чтобы завтра с новыми силами одолеть немалое расстояние по Тамани.

Место ночёвки недалеко от крепости
Так называемый редюит - оборонительное сооружение, служащее для укрытия войска
Панорама Керченской бухты
Подъехали к воротам крепости Керчь
По этому капониру мы попали в сухой ров
Идём по оборонительному рву в сторону Виленского люнета
В пороховых погребах
В казармах Виленского люнета
В проходах были устроены специальные распорные арки, гасящие ударную волну
Здесь располагалась мортирная батарея
Вся крепость пронизана тайными ходами, некоторые из них до сих пор не открыты
После полуторачасовой экскурсии возвращаемся на исходную позицию
Вышли на смотровую площадку
Отсюда хорошо видно косу Тузла, а также строящийся временный мост Керченского перехода
Тузла крупным планом
Вид на митридатскую лестницу со стороны сквера имени Ленина
Супермаркет «Сiльпо» на улице Кирова - точка пополнения продуктов
Крепость Ени-Кале - более древняя, чем форт Тотлебен, но не так впечатляет, как предыдущая
Паром «Крым» переправит нас на тот берег
До свиданья, Крым!

Коса Чушка, по которой проходит дорога в Крым, освещена фонарями

Читать дальше...