Иллюстрированный рассказ«Золотая осень в горах»
Второй день пути
|
Пройденный километраж: 31,74 км Суммарная высота подъёма: 775 м Время в пути: 4 ч 36 м Максимальная скорость движения: 33,9 км/ч |
Накануне мы пришли к решению вставать на рассвете, чтобы максимально полно использовать светлое время суток. Поэтому сегодня поднялись в шесть утра. Солнце ещё не взошло, а над балками полз туман. Палатки покрылись конденсатом, но благодаря небольшому ветерку, постепенно просыхали (фото 11). После завтрака решили пешком прогуляться к обрывам, чтобы хотя бы сверху посмотреть на менгир. Как раз неподалёку нашлось хорошее место для обзора - небольшая лысая скала, круто обрывающаяся в сторону балки (фото 12). Пофотографировав в лучах восходящего солнца (фото 12, 13), мы вернулись к палаткам и начали сворачиваться.
В 8:40 вышли на маршрут. Дорога всё ещё продолжала набор высоты, поэтому шли пешком по едва различимой в траве колее (фото 14), обозревая окрестности и фотографируя особо интересные места (фото 15). Так мы и дошли до основной дороги, которая вела в Бахчисарай. По пути заехали на смотровую площадку, откуда открывались захватывающие виды плато Бурунчак (фото 16), на котором расположен всем известный пещерный город Чуфут-Кале, и ущелий, называемых здесь балками, которые причудливо "распилили" плато на столообразные вершины, в одной из стен которых прилепился не менее известный Свято-Успенский пещерный монастырь (фото 17).
Теперь нам надо было не пропустить левый поворот в сторону так называемых "бахчисарайских сфинксов" - они возвышаются над старым городом в районе Ханского дворца (фото 18). Шесть лет назад мы "просвистели" мимо, поскольку одновременно смотреть на дорогу и GPS невозможно, а порой и опасно - можно в два счёта "убраться", а "трасса" только будет способствовать этому. Но даже теперь, помня о той ошибке, я немного прошляпил этот малозаметный поворот, и только благодаря тому, что группа у нас была минимальная, а Виктор всё время старался ехать сзади, мы вовремя остановились и вернулись на сто метров назад. Дорога здесь была гораздо хуже - её зачем-то перепахали - ехать надо было аккуратно, объезжая глубокие борозды и вывороченные камни. Зато нам не пришлось делать крюк по скучной дороге, с которой мы только что свернули и которая увела бы нас к автовокзалу.
Теперь нам предстояло снова не проскочить тропу, спускающуюся в центр старого города - к ханскому дворцу (на фото 19 эта тропа показана красной стрелкой). И опять надо было внимательно следить и за дорогой, и за навигатором, так как начало тропы с дороги не просматривается. На этот раз всё прошло более гладко - я вовремя затормозил, и вместе с подъехавшим Виктором, теперь пешком, стали спускаться по тропе.
Спуск прошёл без особых проблем: тропа твёрдая, в особо крутых местах были пробиты ступеньки - именно из-за них было бы сложно спускаться в седле (фото 20). Ещё раз полюбовавшись видом города сверху (фото 21), по извилистым и крутым улочкам мы спустились на ул. Ленина, почти к самому дворцу. Для начала решили немного перекусить: напротив дворца есть столовая "крымские чебуреки", где мы обычно объедались этим знаменитым татарским блюдом (фото 22). Но сегодня не суждено было там позавтракать: нас перехватил предприимчивый молодой татарин, который уговорил посетить его чайхану - она располагалась чуть выше чебуречной . В результате, вместо того, чтобы наесться до отвала чебуреками по 20 рублей, мы взяли по одному сантыку по 70 рублей... Но зато Виктор, в ожидании сантыка, успел купить себе тюбетейку, чтобы хоть немного слиться с местным населением...
Во двор ханского дворца нас с велосипедами не пустили - предложили оставить их перед воротами. На это мы пойти не могли и проигнорировали посещение дворца, ограничившись дежурными фотографиями (фото 23). "Что, уже уходите? Так быстро??" - кто-то задал в спину этот вопрос, но и его мы проигнорировали и, избавившись от мусора, который остался у нас после ночёвки, у мусорного контейнера , поехали прочь из города, минуя Чуфут-Кале и Успенский монастырь. Остановились только у крана с водопроводной водой, чтобы иметь запас до Научного.
В этот раз я решил разведать дорогу в посёлок Научный через гору Сель-Бухра - это самый короткий путь от Бахчисарая. Для этого на развилке перед Успенским монастырём мы свернули влево, и по ул. Басенко попали на начало балки Биюк-Ашлама-Дере, что в переводе с тюркского означает "отросток большой долины". Асфальт сменился на мергелистый просёлок, идущий по балке среди грецких орехов. Правда, самих орехов что-то не наблюдалось - то ли неурожай, то ли уже обобрали.
После развилки на Прохладное дорога повернула вправо и начала потихоньку подниматься по склону в сторону Сель-Бухры. Как я понял, колея была проложена по нитке газопровода; здесь же проходила ЛЭП. В общем, обычная лесная дорога, местами довольно разбитая, из-за чего приходилось идти пешком. И, если бы не деревья, которые создавали хорошую тень, нам пришлось бы изрядно попотеть - ведь уже наступил полдень, и солнце жарило на полную катушку.
Когда мы дошли до поворота дороги (фото 24), выяснилось, что у Виктора опять спускает переднее колесо. То есть если просто катить велосипед, то можно, а вот ехать уже нельзя. Поэтому, увидев в тени деревьев скамейку, решили остановиться и заменить камеру и заодно тщательно проверить покрышку - может, со вчерашнего дня что-то ещё осталось? (фото 25) На замену и исследование ушло 40 минут, но за это время можно было отдохнуть и немного остыть перед предстоящим выходом на открытую местность вершины Сель-Бухры.
Вершину горы пришлось штурмовать пешком - крутизна и колдобистость дороги не позволяли ехать верхом. Проехали через территорию станции сотовой связи и остановились полюбоваться видами: слева, как на ладони, лежало село Прохладное (фото 26), а справа показались купола обсерватории в Научном (фото 27). Нам предстояло спуститься кратчайшим путём на шоссе (вот по этой дороге - фото 28), и уже по нему ехать в Научный. Спускаться пришлось аккуратно, так как дорога был крутовата, а на нижнем участке была сильно размыта паводком. Зато шоссе порадовало плавным спуском почти до самого КПП, у которого мы остановились, чтобы сходить на родник - попить свежей водички и умыться.
Поскольку в Научном мы оказались в середине дня, а точнее, в два часа, то не было смысла оставаться здесь на ночёвку, тем более что Виктор не заинтересовался вечерней экскурсией по обсерватории, а я, в принципе, уже был тут. Поэтому мы сразу поехали к магазину, который, на наше счастье, работал без перерыва на обед . Купили необходимый запас продуктов на полтора дня и, как обычно, пакет ряженки с булкой - в качестве обеда. Воду не покупали, поскольку есть родник, но я решил взять пива на вечер. 20 минут - и снова в путь, теперь уже в дебри Крымского леса (фото 29), в сторону горы Вольской, хребта Азапсын-Сырт и реки Альмы.
Трек этого участка был снят лично мной, поэтому сомнений не вызывал. Дорога была хорошо накатана, хотя не без колей, но ехать можно. И, что главное - сухая и в основном под уклон. Главными неприятностями по пути были ветки, неожиданно возникающие прямо перед глазами, да лосиные мухи, которые бесцеремонно лезли в глаза, нос и просто лепились к телу и заползали в волосы. После часа такой езды мы всё-таки решили немного передохнуть, тем более что впереди был небольшой подъём на гору Кугульник. Фотографировать было нечего - кругом лес (видео ), и, чем дальше мы ехали, тем он становился всё гуще и мрачнее. Скорей бы выбраться наверх - на хребет! Ну вот не люблю я дремучие леса...
А вот и знакомый крутой поворот влево - здесь начинается подъём на Азапсын-Сырт. Здесь, кроме значительного подъёма, нас поджидала другая неприятность - дорожка была завалена старыми деревьями. Приходилось огибать каждое дерево, сходя с тропинки в нехоженую чащу леса, что никак не способствовало быстрому подъёму на хребет. Скорость упала до 2,5 км/ч. Но чем выше подъём, тем меньше было завалов, тоньше были деревья. И, наконец, мы вышли на ключевую точку маршрута: здесь знакомая часть трека заканчивалась - мне почему-то приглянулся другой путь, который я высмотрел на карте OSM, когда готовил трек перед походом.
Так-так-так, посмотрим, что же здесь за тропинка такая голубая - идущая почти в обратную сторону в направлении на юго-восток (см. карту). Что-то пока не просматривается... Тогда я поставил велосипед, снял GPS и пешком попробовал пройти по треку. А не тут-то было! Не пройдя и пятидесяти шагов, я воткнулся в зелёную массу кустов и низкорослых деревьев с полным отсутствием даже намёка на тропу! Нет, конечно, теоретически можно было пройти - прямо по лесу, без дороги, но, во-первых, не с велосипедом, и во-вторых, непонятно,что там будет дальше... Опять мы столкнулись с той же проблемой, что и вчера - тропы в Крымских лесах в большинстве нехоженые, соответственно, заваленные и заросшие. Стали думу думать, как быть дальше. Обратно возвращаться не хотелось - надо двигаться дальше, но без трека. Здесь я понял свою ошибку: надо было при подготовке маршрута учесть возможный форс-мажор в этом месте и залить в навигатор альтернативный трек, по которому мы проходили в 2009 году. Но я этого не сделал... Теперь нужно напрячь память и вспомнить, как мы шли здесь 6 лет назад. Как мне казалось, тут одна тропа - ведь мы тогда так лихо по ней спустились! Сейчас так уже не получится, будем идти более осмотрительно. И пошли.
Действительно, тропа, пока шла по верху хребта, хорошо читалась и шла без разветвлений. Хуже было, когда она выходила на голые камни или сыпуху: тут уже надо было не щёлкать клювом, а внимательно смотреть продолжение тропы. А время подгоняет - уже перевалило за пять часов, через час начнёт темнеть... Нам бы хотя бы до реки успеть спуститься, чтобы обеспечить себя на ночлег водой. Но до Альмы ещё более трёх километров, а это расстояние по меркам гор - довольно внушительное. И, как я ни старался держаться тропы, наступил роковой момент: увидев свежий пропил в поваленном дереве, я решил, что тропа идёт через него, и смело двинулся туда, хотя на самом деле, это был первый и единственный пропил - дальше через каждые 15-20 метров поперёк тропинки лежали стволы, причём на такой высоте, что не перелезть, ни подлезть было невозможно. Пришлось опять, не разбирая дороги, ломиться напрямую через лес, стараясь не упустить из виду тропинку, которая....
...Которая привела нас на маленькую полянку со старым кострищем, где и благополучно закончилась... Снова оставляю велосипед и пешком, но уже без навигатора (тут он только будет мешать) пытаюсь найти тропу. Через двести метров продирания через крючковатые ветки удалось выйти к свету, а если быть точнее - на край балки Бжава. Здесь - о, счастье! - нашлась тропинка, которая бежала вдоль самой кромки крутого берега балки, и вроде бы в нужном направлении. Принимая желаемое за действительное, я вернулся к велосипедам и заскучавшему Виктору с этой новостью. Хватаем велики и с новой энергией начинаем форсировать поваленные деревья, чтобы побыстрее выбраться из этих дебрей. И вот мы на тропинке - казалось бы, всё нормально, но что такое? Тропа опять растворилась, подумав, наверное, что мы, аки вóроны, парящие над нами, сейчас тоже разбежимся и взмоем ввысь над этими холмами... (фото 30)
Нет, так дело не пойдёт - идти дальше без тропы было бы безрассудством. И, как бы не хотелось нам побыстрее спуститься в долину, здесь надо было сделать разведку посерьёзнее. Снова налегке отправляюсь без тропы, по азимуту: пешком-то ещё идти можно, но с гружёными великами... Тропы по-прежнему нет, кругом сыпуха, вправо - какие-то нереальные обрывы, а впереди - тоже круто вниз, и сплошной лесоповал - здесь не пройти. Возвращаюсь немного назад и пытаюсь идти ближе к балке - вроде есть тропа, но с таким жутким поперечным уклоном, что ногу поставить некуда! Кто же по ней ходит? Если только козлы или алэни какие-то, но никак не человек... Да и не помню я, что мы здесь ехали - помню, круто было, сыпуха была, но не до такой же степени. Для очистки совести решаю спуститься ещё ниже - почти на дно ущелья: но там нереально идти даже пешком - какая-то теснина, заваленная камнями и деревьями, жуть!
Время неумолимо движется к шести вечера. Возвращаюсь к Виктору и докладываю результаты разведки. После обсуждения разных вариантов приходим к выводу, что вариантов, в общем-то, нет - надо ночевать прямо здесь, благо, есть немного относительно ровного места, чтобы установить две палатки. По-любому, через полчаса будет выколи глаз, и куда-то двигаться в этих условиях равносильно самоубийству. Чтобы немного снять напряжение, я достал бутылку пива и купленные в Научном фаршированные баклажаны и, под утробное мычание оленей и тихий шелест крыльев летучих мышей, подзаправился, между делом анализируя сложившуюся обстановку. Разумеется, палатки уже были поставлены и наши кони были рассупонены.
Когда эмоции немного поулеглись, пришло время работать здоровой логике. Исходя из аксиомы: "утро вечера мудренее", во-первых, решили дождаться утра. Воды должно хватить, но расходовать её решили поаккуратнее. Во-вторых, никогда не поздно вернуться назад - ведь пройденный трек записан - можно было сделать backtrack, хотя это было бы крахом всего маршрута. В-третьих, можно продолжить поиски тропы через Партизанку - ведь спускались же мы здесь шесть лет назад; за этот крохотный, в рамках планеты Земля, исторический период не должно было произойти серьёзных геоморфологических изменений - ну да, заросло шиповником, завалило гнильём, но рельеф-то должен был остаться прежним. Знать бы только, где же мы тогда шли... И тут Виктор подал гениальную идею - ведь все мои треки хранились у меня на сайте - надо было только умудриться скачать нужный трек! Интересно, тут вообще какая-нибудь сеть ловится? Допив пиво, я взялся за планшет - надо добиться от него, казалось, невозможного - соединиться с сервером nichost.ru - тогда задача сильно облегчилась бы. И, удача! - когда я поднял планшет над головой, одна палочка сети робко засветилась, и, пока она вдруг не убежала, я вошёл на сайт, открыл 2009 год и - вот он, трек! Всё, теперь, как только рассветёт - на разведку, а пока надо спать и восстанавливать силы и нервы.
Читать дальше...