Иллюстрированный рассказ

«Золотая осень в горах»


Четвертый день пути
23.09 среда

Пройденный километраж: 23,29 км
Суммарная высота подъёма: 787 м
Время в пути: 4 ч 11 м
Максимальная скорость движения: 24,1 км/ч
карта маршрута Карта маршрута

По заведённому и одобренному правилу, подъём был в 6 часов - будильник беспристрастно сообщил о начале нового походного дня. Поскольку начало маршрута пролегало по неизвестному доселе хребту Кипсон, и следуя вновь принятому правилу №2 (разведка) - позавтракав, я пошёл на обследование начала дороги. Главное - надо было понять, есть ли отсюда нормальный выход на этот самый Кипсон, или всё же придётся отказаться от первопрохождения и ехать проверенной дорогой 2009 года? Но, к счастью, дорога была вполне приличной, и единственной преградой на ней был шлагбаум. На всякий случай я примерил его по своему росту, чтобы понять, пройдёт ли под ним велосипед или придётся как-то корячиться, подлезая под трубой.

Стартовали мы сегодня тоже образцово - в 8 часов, выбрались из леса на дорогу и покатили к шлагбауму. После него метров через сто была важная развилка (фото 43) - влево дорога шла горы Малую и Большую Веху и Гапку, а вправо - на хребты Узун-Кран и Кипсон. Более наезженная колея шла на Узун-Кран, но мы решили ехать по треку, поэтому ещё через 100 метров свернули налево. Вначале дорога была почти горизонтальной - мы находились на вершине хребта, поэтому ехали легко и спокойно. Сильно не разгонялись, иначе можно было налететь на свисающую ветку или камень. В среднем скорость была 10-15 км/ч, что вполне достаточно для лесной дороги. Правда, на одном участке всё же пришлось слезать с велосипеда: накатанная дорога резко свернула влево и вниз, куда - непонятно: ни на карте, ни на спутнике её не было, а наш трек опять был заросшим кустами и к тому же был сильно размыт и каменист (фото 44).

Спустя час пятнадцать с момента старта нам удалось наконец выбраться на поляну, соединяющую два соседних оврага - балки Туарма и Топарма. Тут же проходила нормальная дорога - видимо, та, которая ушла от нас влево. Вдоль дороги полно орехов и яблок, но много их не съешь - слишком кислые и немного вяжут рот. А вот и первая настоящая водная преграда - река Тавель (фото 45). Следуя поговорке: "не зная броду, не суйся в воду" - аккуратно объезжаем воду справа по бревенчатому мостику. Ещё несколько петляний по лесу вверх-вниз - и мы почти в селе: вот уже появились коровы на выпасе, слышен характерный шум близкого жилья. Таким образом, спустя всего час сорок и сбросив почти триста метров высоты, мы оказались в селе Краснолесье, которое ранее называлось Тавель, как и река.

Первым делом надо было найти магазин. Для этого пришлось немного проехать в противоположном маршруту направлении, но продукты были нужны на ближайшие полтора-два дня. Также купили воды на всякий случай и, хотя до обеда было ещё далеко - устроили себе второй завтрак, как обычно - кефир и булочка. Тем временем жара усиливалась, ехалось как-то лениво, да и дорога постоянно лезла вверх - приходилось часто останавливаться, чтобы восстановить дыхание и утолить жажду. Как оказалось, между сёлами Краснолесье и Мраморное не было нормальной дороги, какие-то буераки с грунтовым или каменистым покрытием. Успокаивало лишь то, что этот набор высоты не придется сбрасывать, и, чем больше мы поднимемся сейчас, тем меньше останется на потом.

Вот мы добрались до первого родника - Пичен-Аир-Чокрак, но воды в нём не было (фото 46). Далее родники были на выходе из Мраморного и в конце подъёма на нижнее плато Чатыр-Дага - родник Домчи-Чокрак. Виктор пополнил объём воды в роднике у кафе, а я решил не тащить лишнюю воду в гору и заправиться уже на Домчи-Чокраке. Итак, населёнка позади, а впереди - известный многим подъём к пещерам - Мраморной и Эмине-Баир-Хосар, или "пещера мамонтов".

Хотя эта дорога поднималась на довольно значительную высоту - 1000 метров, трудностей она не вызывала, тем более, что самые крутые участки были внизу и успешно нами пройдены. Другое дело, что покрытие дороги - это камень, хоть и укатанный многочисленными автомашинами и автобусами, везущими экскурсантов в пещеры, который не очень располагал к безмятежной езде. Поэтому в отдельных местах приходилось спешиваться и катить велосипеды "в поводу". Благодаря такой неспешной прогулке мне удалось не пропустить одно интересное место у дороги, называемое Батыр-Алан: небольшая относительно ровная поляна среди крутых и лесистых склонов массива Чатыр-Даг (фото 47). Как вариант вынужденной ночёвки вполне сгодилась бы.

На смотровую площадку у родника Домчи-Чокрак мы добрались к часу дня. Несмотря на набранную высоту в 950 метров относительно уровня моря, здесь было довольно жарко, поэтому остановились на передышку, а я тем временем решил наведаться на родник. Виктор тоже попросил набрать ему воды, так как свои два литра он уже выпил. Я взял его продуктовую сумку, чтобы удобнее было нести воду, и спустился вниз. Родник работал, но воду приходилось черпать кружкой, и волей-неволей в бутылку попадал разный мелкий сор и травинки, хотя вода была чистая и холодная. На это занятие ушло немало времени, потому что черпать приходилось осторожно, чтобы окончательно не замутить источник, а также на дорогу туда-обратно. С другой стороны, спешить было некуда - мы практически набрали высоту, до "Оникса" оставалось порядка пяти километров.

По ходу дела обсуждали варианты предстоящей ночёвки. Дело в том, что в ближайшее время нам предстояло форсировать ещё один неизвестный объект под названием "Форточка". Оставлять его на конец дня было рискованно, поэтому ночевать надо было раньше. Остановились на двух вариантах: либо "Оникс", либо на горе - поближе к Форточке.

Втолкавшись на последний крутой бугор, жутко каменистый и раскатанный по ширине, равной хорошему проспекту в центре Москвы, мы, наконец, смогли сесть на велосипеды и, не заезжая в пещеры Мраморная и Эмине-Баир-Хосар, покатили прямиком к "Ониксу". По пути слева я увидел домик с надписью: "пещера Эмине-Баир-Коба" и подумал, что ни разу там не был - надо было восполнить этот пробел. Мы остановились на обочине и по очереди спустились вниз. К сожалению, вход в саму пещеру был перегорожен запертой дверью (фото 48), но у нас в планах не было спелеологических мероприятий, поэтому довольно было внешнего осмотра (фото 49). Тоже впечатляет, и теперь понятно, почему второе название у пещеры - Трёхглазка (фото 50).

Не успели мы далеко отъехать от Трёхглазки, как я заметил какое-то странное поведение моего велосипеда, точнее, велорюкзака - как-то он сильно болтался... Вот те раз - оказывается, одна нога багажника болталась в воздухе! При более детальном осмотре выяснилось, что винт, которым был привинчен багажник к вилке, срезался! Вот-те-два! - так сказать. Опасаясь, что на одном винте багажник долго не проживёт, приступаю к ремонту. Главное, надо было как-то удалить резьбовую часть винта из вилки. Хорошо, что кончик резьбы немного торчал в сторону втулки - я смог зацепиться за него пассатижами и потихоньку выкрутить обломок винта. А благодаря припасённому набору разных винтов и гаечек без проблем закрепил багажник на место.

Как только мы вылезли из небольшой впадины, нашему взору открылась вся восточная часть Чатыр-Дага с Ониксом посередине. Добраться до него было делом десяти минут, и вот мы на территории бывшей военной части - даже некоторые детали военного оборудования ещё присутствовали здесь (фото 51). Народа нигде не видно, но автомобиль стоит, значит, "Точка" ещё действует. Я зашёл внутрь - пустынно, тихо, хотя все двери открыты, ключи торчат в замочных скважинах. Но - никого. Вышел на улицу. Через некоторое время в одном из домиков было замечено движение, и ещё через минуту вышел человек - я поспешил к нему, чтобы узнать, что здесь и как. Это были отдыхающие - внутри была ещё женщина - они сняли домик на несколько дней, чтобы отдохнуть и погулять по окрестностям. А в главном доме должен находиться комендант, но, по-видимому, он спит. Мужчина посоветовал настойчивее постучаться в дверь напротив душевой комнаты - как раз там должен был обитать хозяин этого заведения.

Действительно, после моего продолжительного стука в дверь внутри послышалось шевеление, шарканье, и через пол-минуты из двери появился невысокого роста человек, представившись Александром - он и был тем самым комендантом. Я расспросил его о услугах, предоставляемых на турбазе, и соответствующих им ценах. Итак, цена с человека за: домики - 350 руб., палатку - 100 руб., душ - 50 руб. Мы с Виктором решили, что сотка за палатку - это жлобство, а вот от душа отказываться не стали: хорошо было бы смыть пот и пыль четырёх дней пути. Заплатив Саше требуемую сумму, мы с удовольствием помылись под горячим душем и заодно побрились. На водные процедуры у нас ушёл час с небольшим, зато так приятно было телу! Даже пропитанная потом велорубашка уже не так липла к телу, и усталость куда-то растворилась... (фото 52)

Мы ещё минут пятнадцать посушились на солнышке, которое уже жарило не так сильно, как в полдень, собрались и пошли дальше по треку, чтобы найти хорошее местечко для палаток. И, хотя дорога позволяла ехать, мы шли пешком, чтобы хотя бы одну ночь проспать чистыми и не вспотевшими. Заодно можно было вести беседу и одновременно обозревать окрестности. Я в этот раз проложил трек поближе к краю плато, чтобы была возможность полюбоваться видами с высоты птичьего полета, и не прогадал (фото 53). Так мы дошли до видовой площадки у Тисового ущелья (фото 54). Место было ровное, и, несмотря на то, что в десяти метрах от нас был головокружительный обрыв, ветра практически не было. Этому способствовала также полоса деревьев, растущих по краю пропасти. Место для ночёвки было близко к идеалу, поэтому решили остановиться здесь (фото 55).

Вечерело. С Ангарского перевала стали наползать облака, и, чем ниже садилось солнце, тем гуще они становились (фото 56). В конце концов облачность поглотила и нас. Я после ужина растянулся было на коврике рядом с палаткой, разглядывая на небе появляющиеся звёзды и пролетающие спутники, но когда накрыло облаком, понял, что находиться в нём не особо приятно. Поэтому вечерних посиделок не получилось - как стемнело, мы залезли в палатки. Но к ночи облака раздуло, и снова луна подсвечивала своим бледным светом окружающую местность. Сквозь сон мне казалось, что снаружи идёт дождь, но это ветер колыхал оттяжки на тенте, создавая впечатление падающих капель.


Дошли до развилки дорог

Здесь дорога была сильно размыта

Эту водную преграду решили обойти по мостику

Родник на краю села не работал

Поляна Батыр-Алан находится слева от дороги к пещерам

Вход в пещеру Эмине-Баир-Коба наглухо закрыт железной дверью

Перед входом в пещеру сооружена лестница

«Глаза» пещеры Эмине-Баир-Коба

На турбазе «Оникс» ещё сохранились остатки военной техники

После горячего душа приятно посидеть на солнышке

Дорога пролегала по краю плато

Остановились на ночлег у Тисового ущелья

Здесь будут стоять наши палатки

Ближе к вечеру нас накрыло облаком

Читать дальше...