Иллюстрированный рассказ

«Золотая осень в горах»


Двенадцатый день пути
01.10 четверг

Пройденный километраж: 97,29 км
Суммарная высота подъёма: 403 м
Время в пути: 2 ч 49 м
Максимальная скорость движения: 36 км/ч
карта маршрута Карта маршрута

Вчера, перед сном, я посмотрел прогноз погоды - она начинала портиться. Обещали облачность, умеренный северо-восточный ветер, а также дожди. Утром встали, как обычно - в шесть: тут погода была вполне сносной, хотя было заметно прохладней, чем вчера. Полюбовавшись на восход солнца (фото 182), потихоньку стали собираться в дорогу (фото 183).

Сегодня нам нужно было проделать большой путь, чтобы завтра не опоздать на поезд. Мы рассчитывали проехать около ста километров, благо дорога хорошая и относительно ровная. Поначалу, правда, нам здорово мешал ветер, а также фуры, несущиеся с бешеной скоростью, создавая прямо-таки ударную волну, сносящую с дороги. Всё это не позволяло разогнаться, и мы со средней скоростью 15 км/ч только через полтора часа смогли добраться до станицы Фонталовская. Завидев магазин, я предложил Виктору сделать небольшой пит-стоп для заправки кефиром. Он был не против, но решил подзаправиться позднее.

После Фонталовской мы, перекусив арбузом, купленном у дороги, наконец, повернули на юг - теперь ветер был задне-боковой. Скорость значительно увеличилась, несмотря на небольшой подъём перед поворотом на Сенной. Здесь мы свернули с основной трассы вправо и двинулись в станицу Тамань - время позволяло, тем более что ветер теперь нас, наоборот, подгонял в спину. Проскочили Сенной и вышли на "оперативный простор" - степная дорога несла нас навстречу мрачной туче, которая висела где-то над морем. Надо сказать, что движение транспорта и тут было очень оживлённое - то и дело нас обгоняли самосвалы, гружёные песком, щебнем, бетоном: всё на строительство новой магистрали.

Перед Приморским опять случился прокол - Виктор где-то подцепил якорец (фото 185) - плод одноимённого растения, имеющий острый шип. Заметить во время движения его невозможно, а проколоться - элементарно: вот он, результат перед нами. Что ж, надо менять камеру... Для страховки тщательно проверяем всю поверхность покрышки - вдруг ещё где-то шип торчит. Но, слава Богу, нет. Впредь надо быть аккуратнее - съезжать на траву опасно.

Подгоняемые ветром и волной от грузовиков, мы вскоре подъехали к станице Тамань. Перед въездом, на постаменте стоит самолёт (фото 186), а чуть подальше - памятное место: остатки Фанагорийской крепости (фото 187). Также здесь расположен знаменитый винный завод "Шато Тамань" (фото 188). Засняв всё это, мы продолжили движение к центру города, но прежде мне хотелось заскочить к так называемому "турецкому фонтану", который находился в стороне от села. Мы повернули налево, и чтобы уточнить дорогу, решили спросить у местных. Как раз навстречу ехал мужик на велосипеде - уж он точно знает... Каково же было наше удивление, когда в его лице мы узнали нашего соседа по купе, Валентина - мы вместе ехали в Анапу, только не сейчас - осенью, а ещё зимой! Он тоже был удивлён такой неожиданной встрече, и, когда эмоции немного улеглись, он, забыв уже, куда ехал, начал расспрашивать, что и как. Я сказал, что пытаемся найти дорогу к фонтану; тогда Валентин вызвался быть нашим гидом: развернул свой велосипед и повёл нас. Сначала, как было запланировано, к фонтану (фото 189), потом - к таманскому казачьему музею, где установлен памятник первым запорожцам-казакам (фото 190), потом - к Лермонтову... Наконец, Валентин вывел нас на берег, где раньше находилось древнее поселение Гермонасса: до сих пор в этих обнажившихся пластах земли (фото 191) можно найти какой-нибудь осколок горшка или что-то ещё с тех времён. Он увёл бы нас ещё дальше, но времени оставалось мало, поэтому мы развернулись и направились к магазину. Валентин довёл нас до Магнита и посторожил наши велики, пока мы закупались на вечер.

Попрощавшись с нашим добровольным гидом, мы уже никуда не заезжали - направились по прямой дороге в сторону Анапы, тем более что была опасность "словить якорца" - об этом нас предупредил и Валентин: "ни в коем разе не съезжать на "зелёнку". Тем более, по его же словам, впереди нас ждал дождь. Не хотелось бы перед отъездом месить грязь и вытаскивать шипы из проколотых покрышек. Но пока дождя не было, только ветер опять развернулся навстречу, точнее, мы развернулись против ветра - один фиг, ехать стало тяжелее. И опять - машины, машины, машины... Дорога узкая - нас сшибает воздушной волной и осыпает песком. Там, где дорога обсажена деревьями - ещё ничего, но в основном - кругом голая степь и бескрайние плантации виноградников и бахчей (фото 192). По дороге купили винограда 2 кг по смешной цене 30 рублей. Вкупе с заранее купленной бутылкой Каберне - прекрасный десерт.

В станицу Вышестеблиевская мы прибыли в пять часов, отмахав уже 90 километров. Надо бы и о ночлеге подумать... У меня была мысль заночевать на лимане: как раз за селом была дорога вправо, ну мы и повернули. Только доехать нам удалось до какой-то колхозной мастерской - тут асфальт заканчивался, а дальше шла пыльная грунтовка, по которой навстречу тащился трактор. Водитель трактора, увидев нас, остановился, заглушил движок, и поинтересовался, далеко ли мы едем. "Да вот хотим переночевать, а не знаем где" - был ответ. Тогда он сказал, что можно выехать к лиману, но предупредил, что на дороге много якорцов и чтобы мы были аккуратнее... Да, знаем уже, что это за гадость... Чего-то нам сразу расхотелось ехать к лиману. Решили ещё немного проехать по шоссе и заночевать где-нибудь в придорожной лесополосе, благо их здесь много.

Снова выехали на трассу и ехали, присматриваясь к обочинам: везде одно и то же - виноградники, лесополоса, виноградники... Доехали почти до железной дороги. Больше тянуть с ночлегом нельзя - дальше было вообще голое поле, поэтому сворачиваем вправо и - пешком - движемся по краю плантации в поисках удобной площадки, стараясь не выезжать на траву. Наконец, показался какой-то пятачок среди дубов - для палаток места есть, а идти дальше нет смысла: всё то же самое, да и смеркаться уже началó.

Настало время отметить завершающую ночёвку. Я достал бутылку, мы выпили по стаканчику, закусывая замечательным виноградом. Что же, день прошёл неплохо; несмотря на прокол и встречный ветер, мы проехали 97 километров, посмотрели Тамань и не попали под дождь. Даже если дождь разразится сейчас, не страшно - палатки стоят, вещи убраны. Благодаря такому длинному пробегу мы достаточно близко подъехали к Анапе - на завтра оставалось 45 км, и то по шоссе. Ещё время останется по Анапе погулять.

Ближе к ночи нас посетили "гости": вдоль виноградников проехала машина с прожектором, видимо проверяли, не ворует ли кто виноград. Мы на всякий случай выключили фонари, но куда там спрятаться от мощной фары... Машина остановилась, в упор светя на нас фарой. Вышли два парня чеченской наружности и поинтересовались - а что это мы тут делаем, в виноградниках?? Я спокойно объяснил им, что, дескать, ночь в дороге застала - вот и ночуем где попало... Виноград не рвём, лозы не мнём. Убедившись, что интереса к виноградникам у нас нет, ребята не стали на нас наезжать - предупредили только, чтобы не лазили по винограду, сели и уехали. Больше нас никто не беспокоил, и ночь прошла без происшествий.


Солнце поднимается над холмами Таманского полуострова

Утренние сборы

Якорец стелющийся - ядовитое растение, а также злейший враг велосипедистов

Въезжаем в станицу Тамань

Остатки валов Фанагорийской крепости

Винзавод «Шато Тамань» - крупный производитель вина в Краснодарском крае

Неожиданная встреча с Валентином, который вызвался стать нашим гидом по Тамани: у Турецкого Фонтана

Памятник первым казакам, высадившимся на таманском берегу

Здесь находилось древнее городище Гермонасса - на обрыве видно часть старинной кладки

Кругом - бескрайние плантации винограда

Читать дальше...