Иллюстрированный рассказ

Время в пути: 3 ч 52 м
Максимальная скорость движения: 32,7 км/ч
карта маршрута Карта маршрута

Этот походный день для нас начался очень рано: как я уже говорил, гвоздём программы было кровавое затмение. Поёживаясь от ночной прохлады, мы вышли во двор, прихватив фотоаппараты и штатив. Нам повезло: небо было чистое, а на западе, уже низко над горизонтом, было ОНО... Огромный красноватый диск с узким ярким серпиком снизу - затмение Луны. Поскольку штатив был один, снимали по очереди, но у меня кадр почему-вышел смазанным, а у Виктора, за счёт более высококлассной техники, получилось нормально (фото 129). Мы успели вовремя, так как спустя некоторое время луна опустилась ниже и спряталась в лёгких облачках. Но, раз уж мы так рано встали - не ложиться же опять! Пошли теперь снимать восход солнца (фото 130). Правда, вышли рановато, и не дождавшись появления солнца над горизонтом, поспешили вниз, чтобы совсем не задубеть.

Поскольку задерживаться в шалмане не было никакой необходимости, мы после возвращения с горы стали собираться в дорогу. Чтобы не продуло, я надел ветровку и перчатки. Бросив прощальный взгляд на зубцы Ай-Петри (фото 131), мы стали выбираться на дорогу. Первоначальный план сокращёнки через воинскую часть решили оставить на потом - дорога была неизведана, а ковыряться в карстовых воронках что-то не хотелось - проще и быстрее было объехать неизвестный участок по хорошей дороге. Хорошей - в смысле относительно ровной: конечно же, там был не асфальт (фото 132), но ехать можно.

По плану сегодня мы должны были посетить грот Татьяны - он находился где-то посередине между стоянкой Беш-Текне и Данилой. Так что для начала надо было доехать до Беш-Текне (фото 133). Эта местность, в отличие от предыдущих гор, была более посещаема - навстречу попалось два - три джипа, точно не помню, и несколько туристов-пешеходников.

На кордоне Воронцовка мы никого не встретили - подлезли под шлагбаум и поехали дальше. Заключительным этапом перед Ат-Башским перевалом был небольшой подъёмчик (фото 134), который пришлось брать пешком. Ну вот мы и добрались до начала Еврейки - тропы в сторону Симеиза и Алупки (фото 135). Теперь неизведанная часть пути - к Татьяниному гроту. Дойдя до этой точки, я призадумался: насколько пригодной будет тропа до и после Татьяны?

Редкое астрономическое событие: суперлуние и затмение одновременно Восход солнца над Ялтой
Вид на зубцы Ай-Петри от телевышки Гравийная дорога вела нас к стоянке Беш-Текне
Там, впереди, родник Беш-Текне и перевал Ат-Баш-Богаз. Поднимаемся к перевалу Ат-Баш-Богаз
Панорама Ай-Петринской яйлы у горы Ат-Баш

Пешеходники тут ходят, это известно. Но с гружёными велосипедами могут опять возникнуть проблемы, ведь я хорошо помнил и 1991 год, и 2009-й: характер тропы можно выразить двумя словами - карровый кошмар . Правда, тогда мы шли по другому маршруту - на гору Спирады и дальше - в Карадагский лес. А что же представляет из себя тропа к Татьяниному гроту? Надо было проверить, и захватив GPS, я отправился по треку, чтобы оценить вероятность или невозможность прохода по этой тропе.

Вначале дорога была вполне приемлемая, но после отворота вправо пошла узкая, виляющая между кустами шиповника, тропинка, на которой даже ногу было поставить проблематично - везде торчали камни, по которым велосипед, даже полностью разгруженный, катить не удастся - только нести... Оглядывая предполагаемый путь сверху, я не заметил на склоне никакого намёка на чёткую тропинку или дорогу - по-видимому, там такая же тропа, как и здесь. Вопрос в том, будет ли дальше относительно ровная дорога, или же придётся все десять километров нести велосипед на себе?? Ведь нам обязательно нужно выйти сегодня к вечеру к Барской поляне - там вода, там хорошая ночёвка, а если мы застрянем здесь, то вряд ли удастся уложиться по времени.

Возвращаясь обратно, я пришёл к твёрдому решению - к гроту не ходить, а чтобы не зря мы проделали такой путь, предложил Виктору сходить на смотровую площадку, с которой открывались хорошие виды на Симеиз и гору Ат-Баш (фото 136). Виктор согласился, и несколько минут мы посвятили фотосессии (фото 137, 138). После прощального взгляда на Южный Берег (в этом походе мы его больше не увидим - фото 139), мы отправляемся в обратный путь до кордона Воронцовка, заправившись на роднике свежей водой. таким образом, у нас получилась типа радиалки длиной в 10 километров, если считать туда-обратно.

Как известно, обратная дорога кажется в два раза короче. Тем более, что в одном месте мы немного спрямили трек и, не доходя до кордона, свернули влево. Чудесная дорога через лес вывела нас на основную дорогу на Чайный Домик (фото 140). По этой дороге мы шли в зимнем походе, и тогда она казалась нам долгой. Но это пешком. И зимой. Сейчас же мы всего за полчаса достигли Данилы - того места, где мы ночевали зимой 2014 года. Тут вроде бы ничего не изменилось, только вот ни коров, ни собаки не наблюдалось. Соответственно, не было, по-видимому, и людей - дом стоял безжизненным и выглядел брошенным. Такой же брошенной и разорённой была ферма (фото 141). Да, времена меняются... И, хоть место выглядело несколько уныло, у меня были приятные воспоминания, а, поскольку время было обеденное, я решил не торопиться и немного отдохнуть здесь и заодно перекусить (фото 142). Правда, Виктор что-то был не в настроении - есть не стал, пошёл зачем-то к колодцу, а потом прилёг в тени навеса и, кажется, даже задремал (фото 143).

Гора Ат-Баш - вид со смотровой площадки Здесь, у обрыва, тоже есть неплохое место для стоянки
Краски осени Вид на хребет Хырлар и Кацивели
Выехали на основную дорогу на Чайный Домик Так сейчас выглядит ферма на Даниле
На турбазе никого не было, и мы здесь основательно отдохнули Виктор решил вздремнуть в тенёчке

Конечно, место было не ахти какое красивое и зрелищное, но где-то в уголках сознания я понимал, что сегодняшний день фактически был финишем всей горной части похода, и я пытался побольше растянуть этот день, находясь в горах. Завтра мы уже спустимся, поедем по шоссе, окажемся в цивилизации, поэтому немного продлить нахождение в безлюдных горах побуждало меня не торопиться с выездом от Данилы. Пока Виктор дремал, я немного прогулялся по окрестностям с фотоаппаратом: где-то рядом ходили олени, и мне хотелось попробовать их сфотографировать. Но они очень осторожные звери, и причём по окраске практически сливаются с местностью - увидеть их бывает непросто. В этом походе я лишь однажды видел оленя, и то сзади - благодаря его белой заднице я его и заметил... Сейчас же даже этого не было видно, только слышно его удаляющееся мычание.

Вернувшись, я понял, что с отъездом уже тянуть нельзя - Виктор уже изнывал, желая поскорее убраться отсюда. Да и то мы почти два часа здесь пробыли. Всё, выезжаем! Я напоследок нарвал груш, чтобы сварить компот, и мы тронулись в направлении Чайного Домика, до которого было всего-то три километра. Даже с учётом нашего неспешного передвижения мы преодолели это расстояние за полчаса (фото 144). В этот раз людей на Чайнике мы не заметили, но здесь, в отличие от Данилы, жизнь была. По крайней мере, собака была на месте. Её разморило на жаре, она дремала и не обратила на нас ни малейшего внимания. Мы спокойно проехали через участок и углубились в леса Орлиного Залёта.

Этот маршрут мне понравился той зимой - мы тогда шли пешком, и мне думалось, как бы хорошо прокатиться здесь на велосипеде... И вот мечта сбылась - дорога вполне "проезжабельна", и только в некоторых местах приходилось спешиваться из-за небольших крутых подъёмов и сыпухи. А вот и знакомый бук с табличкой (фото 145). Мы почти приехали, осталось преодолеть крутоватый и горбатый спуск - вот она, Барская поляна (фото 146). Как оказалось, нижняя стоянка была занята - там стояли два парня-пешеходника. Но нас устроила и верхняя площадка, тем более что на ней был удобный столик - надоело уже всё делать на корточках (лично мне, конечно!). Конечно, виды с обрывов были не те, что зимой - не было тумана, снега и т.п. Но всё равно вид был хороший и живописный (фото 147)

Первым делом надо было запастись водой. Ребята нас предупредили, что воды в пещере мало, и, чтобы её достать, надо брать фонарики и идти вглубь пещеры. Странно, куда там можно было идти? Как оказалось, было куда: сейчас, когда уровень воды опустился, пещера открыла свой внутренний зал - зимой он был затоплен, поэтому я его не мог видеть. Набрав воды и запечатлев себя, любимых, на фоне Данильчи (фото 148, 149), мы вернулись на поляну и стали готовиться к ночлегу.

Для разнообразия решили напоследок соорудить костёр, и Виктор углубился в лес в поисках дров. Вернулся от с тревожной новостью: неподалёку от нас кто-то оставил непотушенным костёр, и теперь, раздуваемый сильным ветром, огонь перебросился на сухое дерево, стоявшее рядом (фото 150). За счёт того, что ствол дерева был сухим и пустотелым, огонь быстро распространялся вдоль него, угрожая поджечь сухие листья и валежник уже за пределами кострища. Ребята, которые стояли ближе к очагу, тоже всполошились и начали сбивать пламя камнями и растаскивать горящие куски дерева в безопасное место. Часть углей была залита водой, а пень оставили догорать - большой опасности он не представлял. В общем, пожара удалось избежать.

Сегодняшний ужин я решил разнообразить компотом из груш. Газа было ещё много, поэтому можно было не экономить. После ужина опять принялись фотографировать луну, которая была уже не так великолепна, как вчера, но светила ещё вполне прилично (фото 151). Поскольку завтра у нас было запланировано серьёзное мероприятие - трансфер в Керчь, решили сегодня лечь пораньше, чтобы завтра выехать с опережением нашего графика - к обеду нужно было добраться до Бахчисарая. А там по месту решать, как добираться - на автобусе или на электричке.

Добрались до Чайного Домика
Поворот у бука: до Барской поляны рукой подать
Барская поляна - верхняя стоянка с костром и столиком
Панорама села Соколиное и горы Бойка с Барской Поляны
У входа в пещеру Данильча-Коба У входа в пещеру Данильча-Коба
Не потушенный кем-то костёр чуть не стал причиной лесного пожара Свет луны пробивался сквозь листву