Иллюстрированный рассказ

«Золотая осень в горах»


Восьмой день пути
27.09 воскресенье

Пройденный километраж: 53,55 км
Суммарная высота подъёма: 1594 м
Время в пути: 5 ч 21 м
Максимальная скорость движения: 54,2 км/ч
карта маршрута Карта маршрута

Сегодняшний день по плану был чисто шоссейный, за исключением небольшого грунтового участка в самом начале - до Запрудного. Особо задерживаться не стали - позавтракали, собрались и вышли на маршрут (фото 110) в 8:10 - как обычно. До села круто вниз шла каменистая грунтовка, поэтому, чтобы "не убраться", в стрёмных местах шли пешком (фото 111). Полчаса - и мы уже у магазина, традиционно пьём кефир с булочкой. Чтобы не выезжать на трассу, после села поворачиваем направо - на старое шоссе, которое ведёт в Краснокаменку. Шоссе, кстати, отличное (фото 112) - хорошее покрытие, почти без машин, и всё время с лёгким уклоном, вплоть до трассы (фото 113). Благодаря хорошей погоде было отлично видно Беседку Ветров - вот она, парящая над пропастью (фото 114). В общем, отлично скатились - в половине десятого уже выехали на перекрёсток.

Дальше был довольно скучный перегон до Ялты (фото 115) и ещё более скучный, а также нудный, противный и жаркий проброс по объездной до поворота на трассу Т-01-17, Ялта-Бахчисарай (фото 116). Эти два горба вымотали нас окончательно... Может быть, лучше было бы ехать через центр, по набережной? Но, что сделано, то сделано. Пользуясь паузой, решил позвонить Виктору - хозяину кафе на горе Ай-Петри, чтобы узнать, сможем ли мы сегодня у него переночевать. Его кафе называлось "Барон Мюнхгаузен" - единственное, наверное, православное кафе в этом шалмане. Про него я узнал на сайте "Веломании" - меня привлекло то, что Виктор, хозяин, предлагал, кроме обеда, ещё и душ, и бесплатную ночёвку в его доме. Это нам было на руку: пообедать нормальной пищей и помыться вовсе не мешало. К тому же нам хотелось завтра рано утром посмотреть уникальное астрономическое событие: суперлуние (когда Луна сильно приближается к Земле) одновременно с лунным затмением. Правда, случится оно очень рано, и, чтобы увидеть это, нужен был чистый горизонт. Этому параметру как нельзя лучше подходила гора Ай-Петри.

А пока что мы стояли почти у самого подножия этой самой горы Ай-Петри, до которой было около 23-х километров. Да, давненько я не въезжал туда своим ходом - всё больше на автобусах и такси... Последний велосипедный заезд был в 2009 году. И вот сегодня. Наконец, мы немного остыли - можно двигаться дальше. Доехали до магазина (фото 117), где дозаправились продуктами на завтрашний день, и начали неторопливый подъём по серпантину.

Панорама Бирюзового озера Спуск к Запрудному был достаточно крутым и каменистым
Старое южнобережное шоссе порадовала хорошим покрытием и отсутствием машин Шоссе полностью повторяло изгибы рельефа и шла всё время вниз
Хорошо была видна Беседка Ветров, стоящая на обрыве Бабугана на высоте 1445 метров На объездной трассе вокруг Ялты
Отдыхаем у поворота на Бахчисарай В этом магазине мы закупали продукты на завтрашний день

Я хорошо знал эту дорогу и выработал тактику езды: главное - не разгоняться, а идти в ровном темпе, так, чтобы не сбивалось дыхание. Ведь не на соревнованиях же едем... Так и ехали: не спеша, 6-7 км/ч, останавливаясь редко, разве что попить воды или просто постоять и поглазеть вокруг - что ни говори, а дорога, проложенная уже более ста лет назад по проекту полковника Ивана Шишко, по-прежнему красива и поражает воображение - как вообще в этих скалах можно было продолбить такую дорогу??

Водопад Учан-Су мы проехали без остановки. Также не остановились у известного "Грибка" и не поворачивали на Кара-Голь. Первая длительная остановка была только у Серебряной Беседки (фото 118), где Виктор не поленился сходить на смотровую площадку. Мне неохота было толкаться среди многочисленных посетителей этого попсового места; я предпочёл выпить пива, которое купил ещё внизу, в магазине. Виктор тоже долго там не задержался, и после небольшой паузы вновь возобновили движение, теперь уже до скалы Шишко. Только маленькую остановочку сделали на последних витках серпантина - чтобы сфотографировать это рукотворное чудо русского инженера (фото 119).

Наверху всё было, как всегда: шалманы, лотки, зазывалы и куча машин. К тому же сегодня воскресенье - многие проводили выходной "на природе", которую видели лишь из окон своих автомобилей. Виктор соизволил сходить на смотровую площадку, но я не пошёл - опять же из тех же соображений - не хотелось толкаться в толпе праздно шатающихся зевак (фото 120). Как только Виктор вернулся, мы без промедления поехали дальше - нас уже должны были ждать в православном кафе, до которого оставалось порядка трёх километров. Конечно, немного, но дорога, убитая в хлам, не давала разогнаться. Хорошо хоть, что основное шоссе было в нормальном состоянии.

Нужное нам кафе мы определили безошибочно: только на нём развевались два флага - российский триколор и бело-синий с андреевским крестом. Кафе обслуживали трое: сам Виктор, женщина (жена?) и молодая девушка. Ах, да - ещё свинка: конечно, она не подавала на стол, но была как бы визитной карточкой и дополнительным атрибутом этого заведения. После непродолжительного обмена любезностями мы поднялись на второй этаж, который служил одновременно и обеденным залом, и спальней: вечером столики убирались, и можно было разместиться на ночлег. Нам тут же принесли меню, и, хотя цены были кусачие, мы заказали полный обед - первое (лагман, шурпа), второе (шашлык), третье (чай) и для затравки - по бокалу сухого вина. По ходу дела выяснились некоторые досадные подробности: во-первых, душа - нет никакого, во-вторых, туалет - только пописать, а если по-большому - беги куда хочешь... Да и умыться толком не умоешься - раковина размером с кошачью миску... Отопления внутри здания нет, хотя печка стояла: видно, отопительный сезон пока не начался. В общем, спать пришлось в спальных мешках. А до этого, пока солнце ещё не зашло, пошли гулять по окрестностям.

Далеко гулять мы не пошли, ведь скоро стемнеет, а нам ещё фотографировать "кровавую Луну" рано утром... Вначале подошли на смотровую у станции канатной дороги (фото 121), полюбовались на верблюдов, которые почему-то не хотели позировать перед фотоаппаратом (фото 122), поглазели на новые аттракционы (фото 123), а также на изрядно потрёпанный российский флаг на зубцах (фото 124). Потом, чтобы застать заход солнца, поднялись на соседний взгорок, откуда было видно не только закат (фото 125), но и Ялту, уже погрузившуюся в вечерний сумрак (фото 126). К тому времени уже взошла луна (фото 127), и, хотя ещё полнолуние не наступило, она, действительно, была огромна.

Сделали остановку у Серебряной беседки На верхних витках серпантина
Татарские шалманы на перевале у скалы Шишко
Канатная дорога Мисхор - Ай-Петри Верблюд не захотел позировать... вот козёл!
На зубцах натянули мостик для любителей пощекотать нервы На верхней точке развевается российский флаг, изрядно потрёпанный ветром
Закат над Ай-Петринской яйлой В это время Ялта уже погрузилась в вечерний сумрак
Над морем появилась полная луна Отмечаем День Туриста

Вернувшись в дом, я вдруг вспомнил, что сегодня отмечается день туриста, а мы так и не выпили за этот праздник. Пришлось просить хозяйку налить нам ещё по бокалу вина (фото 128), несмотря на бешеную цену - знать бы, так вина купили бы в магазине, да чего уж теперь... Хоть удалось зарядить приборы - и на том спасибо! Жаль только, что не взял с собой зарядку для фотоаппарата - второй аккумулятор уже показывал низкий заряд, надо было экономить на съёмке.

Подошёл к концу восьмой день пути... Я поставил будильник на половину пятого утра, и мы улеглись спать.

Читать дальше...